Адаптация студентов к образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.
Задачи:
- Проанализировать теоретические представления адаптации в психологии.
- Проанализировать факторы адаптации студентов к образовательной среде.
- Проанализировать эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии
1. 1 Психологическая природа адаптации……….….………………..6
1. 2 Виды адаптации…………………...………………........................8
1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде…….11
2 Локус контроля личности в психологической адаптации
2. 1 Изучение локуса контроля личности ………………………......16
2. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности…18
3 Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде
3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21
3.2 Описание методики исследования………………………………..21
3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая))))14 мая новая.docx

— 159.77 Кб (Скачать файл)

35% респондентов  с низкими показателями, указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

  • Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

Высокие показатели у 60% респондентов свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

У 40% низкие показатели, которые указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

  • Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

У 80% высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

20% респондентов  с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

В целом  же можно констатировать, что большинство  респондентов показали высокий уровень  интернальности по всем шкалам, за исключением интернальности в семейных отношениях, так как в исследовании принимали участие студенты 18-19 лет, пока ещё не состоящие в браке и не имеющие опыта в этой сфере человеческих взаимоотношений ввиду своей молодости.

Однако  наличие высокой интернальности у студентов 1-го курса специальности «Психология» не стало фактором высокой адаптивности к новым образовательным условиям. Можно предположить, что причинами недостаточной адаптации студентов к образовательной среде являются внешние факторы организации учебно-воспитательного процесса и отсутствие и обучающихся определённой организационной культуры, как фактора включённости в адаптационные механизмы образовательного процесса.

Для выявления  связи между опросником «Адаптивность» и методикой «УСК» был использован  коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена − это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Практический  расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:

1) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).

2) Определить  разности рангов каждой пары  сопоставляемых значений.

3) Возвести  в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты.

4) Вычислить  коэффициент корреляции рангов  по формуле:

где - сумма квадратов разностей рангов, а n − число парных наблюдений.

При использовании  коэффициента ранговой корреляции условно  оценивают тесноту связи между  признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты  связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.

 

Было выполнено:

1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности  между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента  ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические значения.

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

18

11

12

6

5

25

2

2

2

8

3

-1

1

3

19

12

10

5

7

49

4

1

1

9

4

-3

9

5

13

9

1

1

8

64

6

7

4

15

7

-3

9

7

12

8

5

2

6

36

8

8

5

   

5

25

9

16

10

   

10

100

10

4

3

   

3

9

11

10

6.5

   

6.5

42.25

12

10

6.5

   

6.5

42.25

Суммы

 

78

 

28

50

411.5


 
Результат: rs = -0.439

Критические значения для N = 12

N

p

0.05

0.01

12

0.58

0.73


 
Ответ: Н0 принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.

Коэффициент Спирмена показал нам, что не существует статистически значимой связи между уровнем интернальности студентов и уровнем их адаптации.

Таким образом, наличие высокой интернальности студентов не всегда становится фактором высокой адаптации обучающихся к новой образовательной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Студенческая  жизнь начинается с первого курса  и, поэтому успешная адаптация первокурсника  к жизни и учебе в учебном  заведении является залогом дальнейшего  развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое  учебное заведение, молодой человек  уже имеет некоторые сложившиеся  установки, стереотипы, которые при  начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый  коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению  психологических проблем, проблем  в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится  к требованиям обучения в вузе.

В настоящей  работе были проанализированы теоретические  представления об адаптации в психологии и о локусе контроля личности в процессе её психологической адаптации, также проведено эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

В результате проведенной работы сделаны следующие  выводы.

Проведя опросник «Адаптивность» на студентах 1 курса, обучающихся на специальности «Психология», были получены следующие результаты. Показатель нервно-психической устойчивости для большинства студентов оказался на низком и среднем уровнях, что говорит о том, что у обучающихся наблюдается низкий уровень поведенческой регуляции.

По моральной нормативности у группы выявился низкий и средний показатель, что говорит о том, что отсутствует адекватность  самооценки и реального восприятия действительности.

Показатели  по коммуникативным особенностям выявили низкий и средний балл, что свидетельствует о невысоком уровне установления контакта, как с окружающими, так и в группе.

Исследование  адаптивных способностей личности выявили следующие показатели: низкий показатель, средний и отсутствие высокого показателя, что говорит о том, что на данном этапе обучения респонденты в полной мере не адаптировались к условиям внешней среды, так как процесс обучения находится на начальном этапе (начало второго учебного семестра).

Полученные с помощью методики УСК данные позволяют предположить следующие характеристики у членов группы.

В группе было выявлено 95% респондентов с высоким показателем по  шкале общей интернальности. Высокому показателю по шкале интернальности в области достижений соответствуют 90% респондентов. Высокий показатель по шкале интернальности в области неудач имеют 95% респондентов. По шкале интернальности в семейных отношениях показатели распределились поровну: высокие показатели у 50% респондентов и 50% - низкие, соответственно. У 65% респондентов выявились высокие показатели по шкале интернальности в области производственных отношений. Высокие показатели по шкале интернальности в области межличностных отношений показали 60% респондентов. По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни у 80% респондентов были выявлены высокие показатели.

В целом  же можно констатировать, что большинство  респондентов показали высокий уровень  интернальности по всем шкалам, за исключением интернальности в семейных отношениях, так как в исследовании принимали участие студенты 18-19 лет, пока ещё не состоящие в браке и не имеющие опыта в этой сфере человеческих взаимоотношений ввиду своей молодости.

Однако  наличие высокой интернальности у студентов 1-го курса специальности «Психология» не стало фактором высокой адаптивности к новым образовательным условиям. Можно предположить, что причинами недостаточной адаптации студентов к образовательной среде являются внешние факторы организации учебно-воспитательного процесса и отсутствие и обучающихся определённой организационной культуры, как фактора включённости в адаптационные механизмы образовательного процесса.

Таким образом, наличие высокой интернальности студентов не всегда становится фактором высокой адаптации обучающихся к новой образовательной среде.

 Причины  трудностей адаптационного периода:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  • неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;
  • слабая база знаний из школьной программы.

Эти трудности  различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны  со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Если  студент еще до поступления в  вуз твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в вузе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значения для психологии личности.// Вопросы психологии.- 1989.
  3. Бодалёв А. А.,  Столин. В. В. // Общая психодиагностика − СПб.: Речь, 2003.
  4. Бодалёв А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - № 5.
  5. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. Образования; учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  6. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. – 2001. – №9
  7. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.
  8. Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.  (Серия «Psychologia Vera»)
  9. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
  10. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.
  11. Редько Л.,  Лобейко Ю. А Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л

 – М.: Илекса, 2008.

  1. Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.
  3. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.
  4. Ширяева И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе. – Л., 1980.
  5. Щуревич Г.А., Зинковский А. В., Пономарев Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе. – СПб., 1994.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996.
  7. H.Hartmann, Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y.,1958.

Информация о работе Адаптация студентов к образовательной среде