Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.
Задачи:
- Проанализировать теоретические представления адаптации в психологии.
- Проанализировать факторы адаптации студентов к образовательной среде.
- Проанализировать эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии
1. 1 Психологическая природа адаптации……….….………………..6
1. 2 Виды адаптации…………………...………………........................8
1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде…….11
2 Локус контроля личности в психологической адаптации
2. 1 Изучение локуса контроля личности ………………………......16
2. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности…18
3 Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде
3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21
3.2 Описание методики исследования………………………………..21
3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………….36
35% респондентов с низкими показателями, указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
Высокие показатели у 60% респондентов свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.
У 40% низкие показатели, которые указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.
У 80% высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
20% респондентов с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
В целом же можно констатировать, что большинство респондентов показали высокий уровень интернальности по всем шкалам, за исключением интернальности в семейных отношениях, так как в исследовании принимали участие студенты 18-19 лет, пока ещё не состоящие в браке и не имеющие опыта в этой сфере человеческих взаимоотношений ввиду своей молодости.
Однако наличие высокой интернальности у студентов 1-го курса специальности «Психология» не стало фактором высокой адаптивности к новым образовательным условиям. Можно предположить, что причинами недостаточной адаптации студентов к образовательной среде являются внешние факторы организации учебно-воспитательного процесса и отсутствие и обучающихся определённой организационной культуры, как фактора включённости в адаптационные механизмы образовательного процесса.
Для выявления
связи между опросником «Адаптивность»
и методикой «УСК» был
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена − это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Практический расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:
1) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.
3) Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты.
4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:
где - сумма квадратов разностей рангов, а n − число парных наблюдений.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет
6) Определены критические
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
18 |
11 |
12 |
6 |
5 |
25 |
2 |
2 |
2 |
8 |
3 |
-1 |
1 |
3 |
19 |
12 |
10 |
5 |
7 |
49 |
4 |
1 |
1 |
9 |
4 |
-3 |
9 |
5 |
13 |
9 |
1 |
1 |
8 |
64 |
6 |
7 |
4 |
15 |
7 |
-3 |
9 |
7 |
12 |
8 |
5 |
2 |
6 |
36 |
8 |
8 |
5 |
5 |
25 | ||
9 |
16 |
10 |
10 |
100 | ||
10 |
4 |
3 |
3 |
9 | ||
11 |
10 |
6.5 |
6.5 |
42.25 | ||
12 |
10 |
6.5 |
6.5 |
42.25 | ||
Суммы |
78 |
28 |
50 |
411.5 |
Результат: rs = -0.439
Критические значения для N = 12
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
12 |
0.58 |
0.73 |
Ответ: Н0 принимается. Корреляция
между А и В не достигает уровня статистической
значимости.
Коэффициент Спирмена показал нам, что не существует статистически значимой связи между уровнем интернальности студентов и уровнем их адаптации.
Таким образом, наличие высокой интернальности студентов не всегда становится фактором высокой адаптации обучающихся к новой образовательной среде.
Заключение
Студенческая
жизнь начинается с первого курса
и, поэтому успешная адаптация первокурсника
к жизни и учебе в учебном
заведении является залогом дальнейшего
развития каждого студента как человека,
будущего специалиста. Поступив в новое
учебное заведение, молодой человек
уже имеет некоторые
В настоящей работе были проанализированы теоретические представления об адаптации в психологии и о локусе контроля личности в процессе её психологической адаптации, также проведено эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.
В результате проведенной работы сделаны следующие выводы.
Проведя опросник «Адаптивность» на студентах 1 курса, обучающихся на специальности «Психология», были получены следующие результаты. Показатель нервно-психической устойчивости для большинства студентов оказался на низком и среднем уровнях, что говорит о том, что у обучающихся наблюдается низкий уровень поведенческой регуляции.
По моральной нормативности у группы выявился низкий и средний показатель, что говорит о том, что отсутствует адекватность самооценки и реального восприятия действительности.
Показатели по коммуникативным особенностям выявили низкий и средний балл, что свидетельствует о невысоком уровне установления контакта, как с окружающими, так и в группе.
Исследование адаптивных способностей личности выявили следующие показатели: низкий показатель, средний и отсутствие высокого показателя, что говорит о том, что на данном этапе обучения респонденты в полной мере не адаптировались к условиям внешней среды, так как процесс обучения находится на начальном этапе (начало второго учебного семестра).
Полученные с помощью методики УСК данные позволяют предположить следующие характеристики у членов группы.
В группе было выявлено 95% респондентов с высоким показателем по шкале общей интернальности. Высокому показателю по шкале интернальности в области достижений соответствуют 90% респондентов. Высокий показатель по шкале интернальности в области неудач имеют 95% респондентов. По шкале интернальности в семейных отношениях показатели распределились поровну: высокие показатели у 50% респондентов и 50% - низкие, соответственно. У 65% респондентов выявились высокие показатели по шкале интернальности в области производственных отношений. Высокие показатели по шкале интернальности в области межличностных отношений показали 60% респондентов. По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни у 80% респондентов были выявлены высокие показатели.
В целом же можно констатировать, что большинство респондентов показали высокий уровень интернальности по всем шкалам, за исключением интернальности в семейных отношениях, так как в исследовании принимали участие студенты 18-19 лет, пока ещё не состоящие в браке и не имеющие опыта в этой сфере человеческих взаимоотношений ввиду своей молодости.
Однако наличие высокой интернальности у студентов 1-го курса специальности «Психология» не стало фактором высокой адаптивности к новым образовательным условиям. Можно предположить, что причинами недостаточной адаптации студентов к образовательной среде являются внешние факторы организации учебно-воспитательного процесса и отсутствие и обучающихся определённой организационной культуры, как фактора включённости в адаптационные механизмы образовательного процесса.
Таким образом, наличие высокой интернальности студентов не всегда становится фактором высокой адаптации обучающихся к новой образовательной среде.
Причины
трудностей адаптационного
Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Если студент еще до поступления в вуз твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в вузе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений.
Список литературы
– М.: Илекса, 2008.
Информация о работе Адаптация студентов к образовательной среде