Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Период обучения в вузе является, возможно, наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким динамическим процессам можно отнести:
профессиональное самоопределение и связанное с ним развитие профессионально значимых качеств;
личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;
собственно адаптацию к условиям обучения и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей.
Введение…………………………………………………………… …………3
I. Адаптация студентов в ВУЗе………………………………………….5
II. Мотивы профессионального самоопределения………………..9
III. Педагогические условия формирования мотивации учения студентов педагогических специальностей……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..17
Используемая литература……………………………………………….18
План
Введение…………………………………………………………
I. Адаптация студентов в ВУЗе………………………………………….5
II. Мотивы профессионального самоопределения………………..9
III. Педагогические условия формирования
мотивации учения студентов педагогических
специальностей…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………….
Введение
Основная задача, стоящая перед высшим образованием заключается в формировании специалистов высокой культуры и широкого кругозора, хорошо вооруженных современными научными знаниями, способных творчески совершенствовать их. Задача эта неотделима от задачи воспитания будущих специалистов, от задачи нравственного формирования личности.
Как известно, человек не рождается личностью. Он становиться личностью в ходе развития его жизни в обществе. При этом становление личности человека представляет собой многоступенчатый, многоэтапный процесс.
Личность начинает формироваться уже в относительно раннем возрасте. Позднее, в подростковом возрасте в развитии личности наступает серьезный перелом. Этот перелом, или как часто называют его, «кризис» развития, давно уже привлекал к себе внимание воспитателей и достаточно хорошо описан в педагогической и психологической литературе.
Иначе обстоит дело с изучением дальнейшего формирования личности. Наша педагогика и психология до сих пор занималась по преимуществу школьным возрастом, и мало интересовались дальнейшим психическим развитием. Однако качественные изменения личности продолжаются и дальше – за пределами школьного возраста. В развитии личности существует еще один важный скачек, еще один критический период: - период перехода к зрелости. Для юной молодежи, поступающей в ВУЗы прямо или почти прямо со школьной скамьи, этот критический период приходиться как раз на студенческие годы.
Первые месяцы обучения в институте являются одними из наиболее трудных в период адаптации к новым социальным условиям.
К основным причинам этого можно отнести: изменение режима дня, изменение системы отношений «учитель-ученик» на систему «преподаватель-студент», отсутствие навыков учебной работы и умения планировать свою деятельность.
Трудности студентов в обучении, которые начинаются уже с первых месяцев учебы в институте, приводят к неадекватным реакциям: уходу от деятельности, пропускам занятий, грубости преподавателям и обвинений их в своих неудачах.[4]
Период обучения в вузе является, возможно, наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким динамическим процессам можно отнести:
В связи с координальными переменами, происходящими в нашем обществе, необходимо переосмысление содержания сферы образования и социальной политики. Так как процесс адаптации студентов к обучению носит специфический характер и имеет ряд особенностей, данная проблема носит актуальный характер.[7]
Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики: а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальная адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.
Адаптированность выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
Основными признаками эффективной адаптированности являются:
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.
Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:
Социально-профессиональную
адаптацию принято
Профессиональная адаптация - предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида (студента) в той или иной социальной роли.
Различают три формы
адаптации студентов-
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель - создавать для этого условия.
Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.
Замечено, что чем лучше студент понимает, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей работы, тем лучше он учится. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно - неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.
Недостаточная информированность студентов о содержании их будущей профессии связана с тем, что, во-первых, низкий социальный уровень (статус); во-вторых, невысокий престиж самой профессии в современных социально-экономических условиях, в-третьих, несформированность мотивационной сферы и ценностных ориентаций личности.[6]
II. Мотивы профессионального самоопределения.
Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Развитие личности это — не просто накопление знаний, умений и навыков. Это даже не просто культура чувств самих по себе. Самое важное здесь — формирование мотивационной сферы личности, от которой и зависит то, какой смысл будут иметь для человека, приобретаемые им знания и что будет вызывать его чувства, на что они будут направлены.
Часто молодой человек приходит в вуз, не имея настоящего внутреннего отношения к избранной им специальности, и в начале его мотивация учения мало чем отличается от мотивации школьника. Конечно, он вступает в вузовскую жизнь с ожиданием чего-то нового и часто с настоящим энтузиазмом. Если, однако, в дальнейшем мотивы его учебной деятельности не сдвигаются на содержание науки, на ее значение в творческом созидании жизни — жизни нашего общества, нашего народа и всего человечества, то он может утратить свой первоначальный энтузиазм и овладение занятиями может превратиться для него только в средство для получения диплома.
О.С. Гребенюк выделяет четыре уровня мотивации:
В результате тестирования студентов 3-го курса специальности «Профессиональное обучение», проведенного Е.В. Ярушиной, было выявлено, что первый (самый низкий) уровень развития мотивации имеют 19 человек, второй уровень – 8 человек, третий уровень – 11 человек, четвертый уровень – 2 человека. Необходимо было повысить уровень мотивации включающую потребность в глубоком изучении всех учебных дисциплин в циклах, предусмотренных стандартом профессионального обучения: