Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Период обучения в вузе является, возможно, наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким динамическим процессам можно отнести:
профессиональное самоопределение и связанное с ним развитие профессионально значимых качеств;
личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;
собственно адаптацию к условиям обучения и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей.
Введение…………………………………………………………… …………3
I. Адаптация студентов в ВУЗе………………………………………….5
II. Мотивы профессионального самоопределения………………..9
III. Педагогические условия формирования мотивации учения студентов педагогических специальностей……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..17
Используемая литература……………………………………………….18
В.И. Ковалевым, В.Н. Дружининым
выделены следующие этапы
1. Предпрофессиональный
(главную роль играют
2. Выбор профессии;
3. Профессиональное обучение;
4. Профессиональная деятельность; [3]
Опираясь на данную классификацию, Паршина Т.Б. провела исследование и попыталась выяснить мотивы учебной деятельности у студентов первого курса машиностроительного факультета, и наметила пути дальнейшего развития мотивационной сферы.
Среди наиболее популярных профессий оказались профессии системы «человек-человек»: спортивный тренер, психолог журналист, врач, адвокат, преподаватель. Единичным был выбор таких профессий, как кузнец, строитель.
Анализ мотивов показал, что наиболее популярным из них был мотив высокой оплаты труда, получивший 68,9%, менее популярным были такие мотивы, как творческий характер труда (20%), сложная работа (8%), гуманистический характер труда (4%).
Таким образом, можно констатировать тот факт, что мотивы профессионального самоопределения не является сформированными и реально действующими. Те студенты, которые сделали свой выбор сознательно и собираются продолжить свое обучение после института, и сориентированы на творческий характер труда, с первых дней включаются в педагогический процесс. Они готовятся постоянно к семинарским занятиям, участвуют в дискуссиях, добросовестно посещают лекции и все непонятные вопросы выясняют по ходу их возникновения. Что же касается студентов, которые сделали малоосознаный выбор, то можно отметить, что они готовятся к семинарам не систематически, пассивны во время занятий, иногда пропускают лекции без уважительных причин, поэтому естественно, что трудности в обучении у них возникают с первых дней обучения в институте. Главное в том, что у этих студентов нет реально действующих либо познавательных, либо профессиональных мотивов. И на вопрос интересно ли учиться в институте, они отвечают, что бывает по-разному. Если лекции интересные, эмоциональные и насыщенные яркими примерами, то интересно, если материал сложный, требующий постоянного внимания, размышлений, сравнений и сопоставления данных, то нет, потому что трудно понять материал. Они быстро теряют нить объяснения и на протяжении всей лекции либо записывают то, что дает преподаватель под диктовку, либо заниматься посторонними делами, либо думают о своих проблемах. [5]
По мнению В.И. Ковалева и В.Н. Дружинина, главной особенностью профессиональной подготовки является подчиненность этапу профессиональной деятельностью. Поэтому мотивационная сфера личности имеет двух уровневую структуру:
Несформированность
Для того чтобы повысить эффективность обучения, необходимо изменить подход к студентам, начинать процесс профессиональной подготовки с формирования профессиональных мотивов у студентов первого курса и перейти к формированию мотивов профессиональной деятельности на последующих курсах.
Таким образом, у студентов
первого курса машиностроительн
Чтобы эффективно устранить указанные недостатки, необходимо:
III. Педагогические условия формирования мотивации учения студентов педагогических специальностей.
Педагогические условия
Наблюдения за деятельностью студентов, полученные статические данные в исследовании, проведенной Е.В.Ярушенной, позволяют сделать вывод о том, что формирование профессионального самоопределения студентов специальности «Профессиональное образование» будет успешным при соблюдении педагогических условий, включающих:
Исследования показывают, что соблюдение этих условий способствует профессиональному самоопределению студентов специальности «Профессиональное обучение». Можно полагать, что, закончив вуз, столкнувшись с реальным выбором профессии, молодой специалист сможет продолжить этап профессионального самоопределения уже на более высоком уровне и творчески реализовать себя.[8]
Формирование личности профессионала строится не только на получении определенной суммы знаний, умений и навыков, но и, в большей степени на развитии личностных характеристик, активизирующих интерес к изучению выбранной специальности, на формировании правильного понимания сущности профессионального самоопределения, на развитии мотивации к профессиональной деятельности, к профессиональному становлению.
Приступая к решению задач профессионального образования, педагог должен знать:
Образовательная функция
мониторинга должна предусматривать
следующие контрольно-
Таким образом, мониторинг
качества профессионального образования
Заключение
В связи с координальными переменами,
происходящими в нашем
Важную роль для студентов призваны сыграть лекции, их содержание и их направленность. Ведь функция лекций не ограничивается простым пересказом учебного материала, хотя бы и с включением в него новейших данных. В них обязательно нужно раскрывать жизненное, общественное значение рассматриваемой проблемы, говорить о методологических, мировоззренческих ее аспектах, о столкновении мнений в борьбе за ее решение, о вкладах в нее науки.
Также велика в вузе воспитательная роль неформального общения с профессорами, преподавателями, со старшими товарищам. Правильно, что у нас существует система прикрепления студентов к кураторам. Нужно только, чтобы такое прикрепление не было простым «расписыванием» студентов по преподавателям, и чтобы куратор интересовался не только его узко учебной и научной работой, но и в общении с ним не избегал бы также и более широких насущных вопросов.
Юный студент приходит в вуз, считая, что выбранное им по тем или иным мотивам будущее дело является желанным для него; если по окончании вуза у него будет чувство, что и он нужен этому делу, что оно стало для него своим, то это и будет свидетельствовать о его психологической, личностной зрелости как специалиста.