Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 04:43, реферат
Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО Бурятский государственный университет
Кафедра Теории социальной работы
РЕФЕРАТ
«Агрессивное поведение детей и подростков»
Выполнила: студентка 15251 гр.
Будаева Ю.Ю.
Проверила: ст. преподаватель
кафедры «Теории социальной работы»
Буртонова И.Б.
Улан-Удэ
2007
Содержание
Введение
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насипространено насий день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти повсюду и постоянно. Выросло целое поколение, для которого слова «война», «убийство», «терроризм» являются обиходными.
Это примеры лишь крайних случаем агрессии. А сколько проявлений агрессивного поведения мы встречаем каждый день? Грубость, окрик, хамство, к сожалению, стали обыденными формами общения. Вывод неутешителен: агрессия приобрела отчетливый социогенный характер.
Больше всего беспокоит
то, что агрессивные формы
Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М.Андреева, В.В.Знаков, С.В.Еникополов, Л.П.Колчина, Н.Д.Левитов, Е.В.Романин, С.Е.Рощин, Т.Г.Румянцева).
Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает актуальность настоящей работы, т.о. целью является исследование агрессии у подростков, а также раскрытие причин агрессивных проявлений и коррекции.
1. Проблема агрессии
и ее решение в
Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Дать ясное определение агрессии чрезвычайно трудно, потому что в широком обиходе этот термин используется в разных и весьма отличных друг от друга значениях. Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А.Басс). Подобное определение сразу же порождает очевидную проблему: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому-то вред. Пешеход, нечаянно толкнувший кого-то в потоке людей, конечно же, должен трактоваться иначе, чем школьный хулиган, намеренно обижающий других детей. А что мы скажем о тех случаях, когда человека намеренно причиняет страдание другим людям, чтобы помочь им, как, например, дантист или хирург?
Другой способ дать определение
агрессии, игнорируя понятие намерения,
состоит в том, чтобы описывать
агрессивное поведение как
Л.Берковиц определяет агрессию как действие, которое включает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбление.
Другие говорят об агрессии как о специфически ориентированном поведении, направленном на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и психологической целостности, живого организма (Х.Хекхаузен).
Р.Бэрон определяет агрессию как «любую форму поведения, направленного к цели нанесения вреда или причинение ущерба другому живому существу, которое мотивировано избегать надобного обращения»1. Агрессор понимает, что поступает в отношении жертвы таким образом, что жертва явно против подобного с ней обращения. Вопрос не в том, рассматривает ли общество в целом такое поведение как нежелательное. Главное – знание атакующего о том, что жертва не хочет, чтобы с ней так поступали.
аса Аронсон определяет агрессивный поступок как «поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку»2. Следовательно, в том случае, когда в намерения участника игры в американский футбол входит просто с маниакальной эффективностью «уложить» соперника на траву, то такого игрока Аронсон не рассматривает как агрессивного; однако поведение нападавшего может оцениваться как безусловно агрессивное, если его целью было нанести сопернику боль или травму вне зависимости от того, преуспел ли нападавший в своем намерении или нет.
Чтобы проиллюстрировать это, предположим, что трехлетний малыш в гневе ударяет своего отца. Сам удар может быть абсолютно неэффективным – скорее всего отец просто рассмеется. Но как бы то ни было, со стороны ребенка это – агрессивный поступок. В другой ситуации этот же ребенок может заехать отцу локтем в глаз, вызвав уже нешуточную боль и оставив колоритный синяк. Однако, поскольку болезненные последствия данного инцидента были непреднамеренными, данный случай агрессивным поступком назван быть не может.
Полезным оказывается проведение еще одного разграничения – уже внутри категории намеренной агрессии: между агрессией, которая является самоцелью, и агрессией, которая является лишь инструментом в достижении некоей цели. Первую Э.Аронсон называет «враждебной агрессией», вторую – «инструментальной»3, например, футболист может намеренно нанести травму защитнику соперников с целью вывести того из игры и с помощью этого увеличить шансы на выигрыш своей команды. Это – пример инструментальной агрессии или наш футболист ожжет совершить то же самое во время последней игры в сезоне, просто чтобы отплатить защитнику соперников за некое реальное или воображаемое оскорбление или унижение. Тогда это становится актом враждебной агрессии, поскольку в данном случае она выступает как самоцель. Поведение наемного убийцы, состоящей на службе у мафии, который застрелил намеченную жертву, было возможно, инструментально агрессивным, а поведение убийц, убивающих из удовольствия, вероятно нет.
Таким образом, враждебная агрессия – агрессия, побуждаемая злостью и являющаяся самоцелью; а инструментальная – агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели.
Агрессивные действия могут быть классифицированы также и другими способами. Они могут быть дифференцированы, например, с точки зрения их физической природы — как физические действия, такие, как удар или пинок, или как вербальные суждения, которые могут подвергать сомнению ценность личности другого человека, быть оскорбительными или выражать угрозу объекту агрессии. Нас может интересовать вопрос, в какой степени действие является скорее прямой атакой агрессора на его первичную жертву (лицо, которому агрессор больше всего хотел бы причинить вред), нежели более косвенным путем к цели нанесения вреда этому человеку. (•Предположим, человек был оскорблен коллегой по работе. Он может ударить оскорбившего (прямая физическая агрессия) или, в свою очередь, оскорбить его (прямая вербальная атака), или же он может начать распространять об этом человеке порочащие сведения с тем, чтобы повредить его репутации (непрямая вербальная агрессия).
Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а против нее, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-заменителей, против суррогатов жертвы, представителей ее «круга». При косвенных агрессиях можно, например, отрицательно отзываться о работах жертвы.
Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). По прямому смыслу слова — это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.
1.1. Причины агрессии
Следствия фрустрации
Самая распространенная в современной науке теория агрессии утверждает, что люди становятся агрессивными, когда они подвергаются фрустрациям, то есть когда они не в состоянии достичь своих целей или не получают ожидаемых вознаграждений. Например: теплый вечер. Уставший и томимый жаждой после 2-х часов занятий, вы берете взаймы у приятеля немного разменной мелочи и торопливо идете к ближайшему автомату с надписью «Прохладительные напитки». Пока автомат глотает мелочь, вы уже почти ощущаете вкус холодной, освежающей колы. Но вот кнопка нажата – и ничего не происходит. Вы снова нажимаете. Затем слегка щелкаете по кнопке возврата монет. Опять ничего. Тогда вы бьете по кнопкам. Вы уже колотите по ним и наконец трясете автомат. Облапошенный, несолоно хлебавши вы плететесь назад, к своим учебникам. Стоит ли вашему соседу по комнате поостеречься вас? Возрастает ли вероятность того, что вы скажете иди сделаете ему что-нибудь неприятное? Согласно одной из первых психологических теорий фрустрации – агрессии, ответ будет «да». Фрустрация всегда ведет к «какому-нибудь» проявлению агрессии» - говорили Джон Доллард и его коллеги4. Фрустрация – это все, что препятствует достижению цели. Фрустрация усиливается. Когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивацию, когда мы ожидаем получить удовольствие, а получаем, грубо говоря, шиш. Энергия агрессии не обязательно разряжается на своей первопричине. Постепенно мы научаемся подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или даже со стороны окружающих.
Вместо прямого ответа мы переносим наши враждебные чувства на более безобидные мишени. Именно о таком переносе идет речь в старом анекдоте о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса.
Лабораторные испытания теории фрустрации — агрессии дали смешанные результаты: иногда фрустрация усиливала агрессивность, а иногда нет. Например, если причины фрустрации были вполне понятны — как в одном эксперименте Юджина Бернстайна и асаи Уорчела, где ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), — фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии.
Зная, что в своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи фрустрации и агрессии, Леонард Берковиц пересмотрел ее. Берковиц выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Озлобление нарастает, когда тот, кто вызвал у вас фрустрацию, имел возможность не совершать фрустрирующего действия. Фрустрированный человек особенно часто разражается бранью, когда агрессивные подначки провоцируют высвобождение его с трудом сдерживаемого гнева. Иногда пробка вылетает из горлышка бутылки и без провокации. Но стимулы, ассоциированные с агрессией, усиливают агрессию.
Берковиц и другие обнаружили, что таким стимулом является находящееся в поле зрения оружие. В одном поставленном ими эксперименте дети после игры с игрушечным оружием с большей готовностью разрушали постройку из кубиков, сделанную другим ребенком. В другом эксперименте разозленные мужчины посылали своему «мучителю» электрические разряды большей силы, когда в поле их зрения находились винтовка или револьвер (предположительно оставленный по недосмотру после предыдущего эксперимента), чем в том случае, когда «случайно оставленными предметами» были ракетки для бадминтона. Таким образом, Берковиц вовсе не удивился, когда обнаружил, что половина всех убийств в США была совершена с помощью личного огнестрельного оружия и что если дома хранится оружие, то велика вероятность того, что будут убиты скорее домашние, чем незваные гости. «Оружие не только позволяет совершить преступление, - оно может также стимулировать это преступление. Палец тянется к курку, но и курок тянется к пальцу»5.
Оружие не только
провоцирует агрессию, но также создает
психологическую дистанцию
Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков