Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 09:01, курсовая работа
Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.
Введение…………………………………………………………………………..5
§1. Cостояние проблемы в современной психолого – педагогической литературе в работах зарубежных и отечественных ученных. 6
§2. Анализ понятия агрессии и причины её проявления 14
§3. Особенности психического развития младших школьников 19
§4. Становления агрессивного поведения в детстве 23
§5. Методы диагностики 28
§6. Профилактические нормы агрессивного поведения 32
Заключения 36
Список используемой литературы 37
Курсовая работа
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции.
Новосибирск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Cостояние проблемы в современной психолого – педагогической литературе в работах зарубежных и отечественных ученных. 6
§2. Анализ понятия агрессии и причины её проявления 14
§3. Особенности психического развития младших школьников 19
§4. Становления агрессивного поведения в детстве 23
§5. Методы диагностики 28
§6. Профилактические нормы агрессивного поведения 32
Заключения 36
Список используемой литературы 37
Введение
Проблема
агрессивности младших школьников является
крайне актуальной для современного общества.
Рост агрессивных тенденций, распространение
насилия и жестокости, отмечаемые в детской
среде, вызывают озабоченность педагогов
и родителей. Особое беспокойство вызывает
культ насилия на экране, демонстрация
моделей агрессивного поведения в средствах
массовой информации, а также увлеченность современных
детей видео и компьютерными играми агрессивного
содержания.
С проблемой агрессивного поведения
детей, так или иначе, сталкиваются родители,
педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической
помощи агрессивным детям приводит к тому,
что особую значимость приобретают исследования,
посвященные истокам агрессивности
и ее коррекции. Поскольку наиболее важна
коррекция агрессивности на ранних этапах
онтогенеза, в период, когда закладываются
основные личностные характеристики,
то особенно актуально изучение проблемы
коррекции агрессивности
у детей младшего школьного возраста и
условий ее эффективности.
В раннем
и дошкольном детстве агрессивные
проявления встречаются у значительного
числа детей как отражение
слабой социализированности личности
и отсутствия у них социально
принятых коммуникативных навыков.
Постепенно под влиянием общения
с окружающими на смену деструктивным
формам взаимодействия приходят новые
социализированные формы
Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции.
Анализ большого
числа работ зарубежных и отечественных
авторов свидетельствует
Структура работы состоит из введения, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Актуальность
исследования.
Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений
эмоции, характерных для всех возрастных
групп, включая детей. Важнейшими факторами
формирования агрессивных действий детей
являются культурный контекст, родители
и сам ребенок.
Издавна проблема
агрессивного поведения людей была
одной из самых сложных и интересных
проблем психологии и педагогики.
В одних и тех же жизненных
ситуациях люди реагируют по-разному,
иногда с некоторой долей агрессии.
Поэтому важно выявить
Агрессивность как психологический феномен
включает в себя такие личностные особенности,
как мстительность, нетерпимость к чужому
мнению, подозрительность, вспыльчивость,
обидчивость, неуступчивость, наступательность,
бескомпромиссность и др.
В современной
психологической литературе достаточно
разработаны вопросы
Объект исследования: агрессивное
поведение в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: процесс организации
психолого-педагогической коррекции агрессивности
младших школьников.
Цель исследования: определить пути психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения у детей
младшего школьного возраста
Задачи:
1.Проанализировать зарубежную и отечественную
психологическую и педагогическую литературу
по проблеме понимания термина «агрессия»
и «агрессивность».
2. Определить особенности агрессивности в младшем школьном возрасте.
3. Дать характеристику способов и методов коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4.Сделать и представить выводы на основании результатов теоретического исследования.
§1.Состояние проблемы в
современной психолого-
Сегодня существует
три подхода к объяснению причин
агрессии. Основоположником первого -
теории влечения - является Зигмунд
Фрейд. Он считал, что агрессивное
поведение по своей природе инстинктивное
и неизбежно. Возникновение и
дальнейшее становление агрессивности
у З. Фрейда связывается со стадиями
детского развития. Новый подход изложен
в работах К.Лоренца, который считал, что
агрессия берет начало, прежде всего из
врожденного инстинкта борьбы за выживание,
который присутствует у людей так же, как
и у других живых существ. Фрустрационная
теория, предложенная Д. Доллардом рассматривает
агрессивное поведение как ситуативный,
а не эволюционный процесс. Основные положения
этой теории звучат так: фрустрация всегда
приводит к агрессии в какой-либо форме,
а агрессия всегда является результатом
фрустрации. Теория социального научения
гласит, что агрессия представляет собой
усвоенное поведение в процессе социализации
через наблюдение соответствующего образа
действий и социального подкрепления.
Для того чтобы рассмотреть проблему детской
агрессивности в младшем школьном возрасте
для начала поясним, каково общее понятие
агрессии, какова ее структура и природа.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон [4, с.19], считают, что
агрессия, в какой бы форме она не проявлялась,
представляет собой поведение, направленное
на причинение вреда или ущерба другому
живому существу, имеющего все основания
избегать подобного обращения с собой.
Данное комплексное определение включает
в себя следующие частные положения:
1. Агрессия
обязательно подразумевает
2. В качестве
агрессии может
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В.Клайн [12, с.53] считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости [2, с.96]. Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения [2, с.15].Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Так какой акт поведения можно считать агрессивным? Румянцева Т.Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: [7, с.42]
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2. Когда нарушены нормы
1. Это выраженные эмоциональные
нарушения, являющиеся
2. Это семейное неблагополучие.
3. Это стрессы, перемены или любые изменения.
4. Это излишне строгое
5. Или наоборот, это излишняя
опёка, потакание любым
6. Это повторение стиля
Таким образом, детская агрессивность
имеет определённую причину, которую
важно понять и принять. Существует
большое разнообразие коррекционных
методов, это игры, художественное творчество.
Следует помнить, что, пытаясь, что-то
менять в своём ребёнке, важно
проанализировать и своё отношение
к происходящему. Паника или попустительское
отношение не являются союзниками в
воспитании. Кроме того, ребёнок
развивается и потому не следует
спешить с выводами «агрессивный»,
«злой». Важнее воспитывать, а не переживать
по поводу того, что ребёнок не соответствует
каким-то стандартам.
И здесь важную роль играет ранний
опыт воспитания ребенка в конкретной
культурной среде, семейные традиции и
эмоциональный фон отношения
родителей к ребенку.
Информация о работе Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции