Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 09:01, курсовая работа
Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.
Введение…………………………………………………………………………..5
§1. Cостояние проблемы в современной психолого – педагогической литературе в работах зарубежных и отечественных ученных. 6
§2. Анализ понятия агрессии и причины её проявления 14
§3. Особенности психического развития младших школьников 19
§4. Становления агрессивного поведения в детстве 23
§5. Методы диагностики 28
§6. Профилактические нормы агрессивного поведения 32
Заключения 36
Список используемой литературы 37
Второй этап в рассматриваемой когнитивной модели агрессивной реакции на ситуацию включает в себя оценивание и интерпретацию признаков, обнаруженных на первом этапе. Эта составная часть модели привлекла наиболее пристальное внимание исследователей и получила наибольшее количество эмпирических подтверждений. В этой фазе когнитивного процесса ребенок интерпретирует намерения окружающих и производит атрибуцию причин. В целом обнаруживается, что агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение, что поступками окружающих движет враждебность. Оценивая неоднозначную ситуацию, в которой один человек причинил вред другому, агрессивный ребенок с большей вероятностью, чем неагрессивный, сделает предположение, что вред был намеренным и мотивировался.
Как только индивид приходит к заключению, что побуждающей силой поступка другого человека была враждебность, он начинает искать в своей памяти подходящую поведенческую реакцию (поиске «сценария поведения»). Другими словами, ребенок должен подобрать возможные реакции. Когда речь идет об агрессивности, считается, что в поведенческом репертуаре агрессивного ребенка наличествует меньше реакций, подходящих для конкретного случая, и что, скорее всего они будут связаны с агрессией. Ребенок сравнительно легко актуализирует ответную реакцию из имеющегося набора, если он недавно сталкивался с конкретной реакцией, или ему о ней напомнили, или если его «список» возможных реакций ограничен.
Данные для подтверждения этой составной части когнитивной модели были получены многими исследователями. В частности обнаружено, что агрессивные мальчики, по сравнению с неагрессивными, выбирают более агрессивные действия для решения гипотетической конфликтной ситуации.
Осознав перечень возможных реакций, ребенок должен оценить приемлемость каждой и выбрать, какую из них воплотить в реальность. Критерии такой оценки могут быть различными. В таком качестве могут выступать потенциальные последствия решения — то есть по силам ли ему данная стратегия поведения и насколько она окажется эффективна? Оценивающий может решать, сумеет ли он осуществить входящие в выбранную реакцию действия. Маленький ребенок, когда его обижает здоровенный верзила, может «подобрать» в качестве возмездия реакцию, включающую физическую агрессию, но скорее всего он оценит ее как неприемлемую, так как вряд ли окажется в состоянии эффективно воплотить ее в жизнь. На этом этапе также оцениваются вероятные результаты или последствия от использования выбранной стратегии.
Исследователи
проанализировали зависимость между
агрессивным поведением и двумя
факторами, релевантными на данной стадии
когнитивного процесса — восприятием
самоэффективности (способности осуществить
предполагаемую реакцию) и ожиданиями
последствий от этой реакции. Результаты
опроса о самоэффективности показали,
что агрессивные дети были более
уверены в своей способности
действовать агрессивно и менее
уверены в способности
На последнем
этапе этого комплексного когнитивного
процесса осуществляется реальное поведение
— индивид «действует по сценарию».
Здесь особенно могут быть важны
поведенческие навыки. Очевидно, что
человек не может вести себя определенным
образом, если не знает, как это делается.
В подтверждение тезиса о важности
навыков для эффективности
Корреляция между каждым отдельно взятым из вышеперечисленных этапом и реальным агрессивным поведением — сравнительно слабая. Тем не менее, если рассматривать модель в целом и все этапы когнитивного процесса в отдельности, вероятность прогноза появления агрессивного поведения становится достаточно высокой.
Таким образом,
различные подходы к объяснению
детской агрессивности не позволяют
однозначно трактовать предпосылки
возникновения этого феномена. Однако
становится ясно одно: детская агрессивность
есть комплексное личностное образование,
а причинами агрессивного поведения
могут быть как психологические
(нарушения в мотивационной, эмоциональной,
волевой или нравственной сферах),
так и социально–
§5.Методы диагностики агрессивного поведения младших школьников
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: Методика "Тест руки"
Общее описание методики. Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке [8, с.35].
ОПРОСНИКИ: Методика Басса-Дарки
Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность [8, с.203].
А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был
предложен опросник, состоящий из
8 субшкал, которые они считают
важными показателями агрессии. Этот
опросник широко применяется в зарубежной
и отечественной практике.
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. |
|
2. Косвенная агрессия - под этим
термином понимают как |
|
3. Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости. |
|
4. Негативизм - оппозиционная форма
поведения, направленная |
|
5. Обида - зависть и ненависть
к окружающим, обусловленные чувством
горечи, гнева на весь мир за
действительные или мнимые |
|
6. Подозрительность - недоверие и
осторожность по отношению к
людям, основанные на |
|
7. Вербальная агрессия - выражение
негативных чувств как через
форму (ссора, крик, визг), так и
через содержание словесных |
|
8.Чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести. |
|
МЕТОДИКА: Оценка уровня школьной тревожности Филлипса
Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые
могут зачитываться школьниками, а
могут и предлагаться в письменном
виде. На каждый вопрос требуется однозначно
ответить «Да» или «Нет».
· общая тревожность в школе
· переживание социального
· фрустрация потребности в достижении успеха
· страх самовыражения
· страх ситуации проверки знаний
· страх несоответствовать
· низкая физиологическая
· проблемы и страхи в отношениях с учителями
Все полученные результаты отображаются в виде индивидуальных диаграмм, общих диаграмм. Тем самым появляется возможность наглядной оценки и получения информации о каждом учащемся.
Шкала ситуативной (реактивной)
тревожности
Шкала астенического состояния
ШАС.
§6. Профилактика агрессивного поведения детей.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Отсюда
возникает необходимость в
В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития и предполагает рассмотрение нарушений поведения не в качестве симптома какого–либо заболевания, а в качестве определенных типов реагирования. Таким образом, объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является само поведение человека.
Информация о работе Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции