Агрессивное поведение подростков и его коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Агрессия – это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и деструктивными действиями, цель которых – нанесение вреда или оскорбления окружающим [7, с.253].
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии и педагогики.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Файлы: 1 файл

agressivnoe_povedenie_podrostkov_i_ego_korrekciya.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

    Следует помнить, что педагогическое взаимодействие в системе «педагог-воспитанники» может выступать как средство коррекции агрессивного поведения подростка при соблюдении ряда условий: 1) наличия у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи данному подростку; 2) определённом уровне психолого-педагогической и медико-социальной подготовки педагога, знающего сущностные и специфические проявления агрессивного поведения личности;  3) владении стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие  становится возможным;   4) ответном устремлении подростка принять помощь со стороны педагога.

    Второй модуль  системы направляется на организацию  педагогического взаимодействия  в социальной сфере «педагоги-родители». Организация данной сферы педагогического  взаимодействия вызвана важностью  семейного воспитания. Многочисленные  научные данные свидетельствуют, что важным условием развития  асоциальной агрессии является  фрустрация, возникающая при отсутствии  родительской любви и при постоянном  применении наказаний со стороны  либо одного, либо обоих родителей. Если оба из родителей постоянно  наказывают подростка, это может  стать решающим фактором для  проявлений агрессии.

    Не менее важным  фактором агрессивного поведения  является несогласованность в  требованиях к подростку со  стороны родителей. Если подходы  отца и матери в требованиях  к подростку и в методах  воспитания сильно отличаются, или  если один из родителей или  оба непоследовательны в этих  вопросах, у подростка не возникает  четкого понимания норм поведения, следствием чего часто выступает  агрессия.

    Третий модуль  педагогической системы направляется  на организацию педагогического  взаимодействия в социальных  сферах «подросток-подросток», «подросток-группа  подростков», «подросток-взрослые» и строится как поэтапная подготовка подростка к адаптации в школе как новом социуме. Вхождение подростка в мир взрослых как новую социальную ситуацию требует  от  него соблюдения определенных норм, дисциплины, исполнительности,  приобретения новых  навыков. И все это происходит на фоне того, что у каждого  подростка в силу особенностей его развития повышается  социально-психологическая  напряженность.  Это отражается  не  только  на  физическом  здоровье,  но и  на  поведении  подростка. В  подростковом  возрасте  чувство  ответственности  за  себя  начинает  интенсивно  развиваться  под  влиянием разнообразного общения. По  мере  развития  ответственности  у  подростка  появляется  возможность  оценивать  свои  отдельные  поступки  и  поведение  в  целом  как  хорошее  или  плохое.

Подросток,  взаимодействуя  с  хорошо  знакомыми  сверстниками,  может  самостоятельно  выбирать  способы  правильного  поведения,  отстаивать  свое  мнение,  брать  на  себя  ответственность  за  свою  позицию  и  проявлять  независимость  при  провоцирующем  воздействии  сверстников.  Однако,  это  не постоянная  линия  поведения  подростка,  а  возможность,  проявляющаяся  лишь  в  неких  частных  случаях. Если же в сфере общения со сверстниками подросток не находит полной или частичной реализации, это может стать фактором, провоцирующим агрессивное поведение [19, с. 47].

2.2    Мероприятия по коррекции агрессии в подростковом возрасте

Программа коррекции,  разработанная Коповой А.С., включает 3 этапа:

1 этап (осознание) предполагает  формирование мотивационной установки  на сотрудничество в совместной  деятельности и общении.

На данном этапе "вхождения" агрессивных подростков в систему педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Следует подчеркнуть, что важна не просто заинтересованность, а заинтригованность, которая достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы и творчества подростка. Именно заинтересованность вовлекает школьника в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного подростка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивность поведения. На этом этапе работы педагог вызывает у подростков интерес к совместной деятельности и, опираясь на мотив, формируют у них первые представления о  значимости качественного выполнения каждым участником своего задания для получения совместного  результата общего задания. В ходе этого подростки получают первые представления о своей позиции участника общего дела, в котором каждый ответственен за собственный результат перед партнерами, осознают свою значимость.

2 этап (накопление)  включает  формирование системы умений  активно взаимодействовать с  партнерами по совместной деятельности  и общению  на основе достижения  компромиссов.

На данном этапе идет отработка коммуникативных умений, необходимых для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Важным при этом является отработка способов “справедливого” распределения общественного задания, учет интересов и желаний партнеров, формирование убеждений о значимости согласованных действий для качественного выполнения совместной работы. В ходе этого идет формирование социально ценностных установок на общение: уметь слушать, этично возражать, отстаивать свои доводы без ущерба для партнеров, видеть состояние другого человека, уважать его чувства и настроения.

    Подобная организация  взаимодействия ставит подростков  в условия, требующие идти на  определенные компромиссы ради  достижения совместного результата. Коррекция агрессивного поведения  достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.

3 этап  (применение) основывается  на формировании рефлексивных  способностей подростка в ходе  оценки себя как партнера по  совместной деятельности и общению.

На данном этапе работы важную роль в корректировке агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных моментов в ходе взаимодействия, от чего зависит и темп "стихания" отрицательных моментов. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация совместной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении в них всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним. Напряженный темп организации совместной деятельности создает атмосферу всеобщей ответственности подростков и душевного их подъема. При этом особенно важно, чтобы каждый участник педагогического взаимодействия осмыслил то, каким путем был достигнут совместный результат, проанализировал собственный вклад в успешное завершение общего дела.

Проведенное исследование позволяет предположить, что коррекционно-педагогическое взаимодействие с агрессивными подростками в образовательных учреждениях может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции.

Разработанная методика может иметь различные аспекты практического применения, поскольку позволяет трансформировать педагогическими средствами агрессивные проявления подростков в социально одобряемые формы поведения [26, с. 2].

Опросник Басса-Дарки.

Агрессивность и враждебность. Психологический тест агрессивности. Диагностика детской, подростковой агрессивности и уровня агрессии взрослых

Назначение теста:

Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.

Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Виды реакций:

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Оценка агрессивности и враждебности:

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3. Для более полной и обоснованной оценки этих проявлений следует пользоваться этим опросником в совокупности с другими личностными тестами психических состояний (например, опросниками Кеттелла и Спилбергера-Ханина) [8, с. 245].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

- врожденные побуждения или задатки;

- потребности, активизируемые внешними стимулами;

- познавательные и эмоциональные процессы;

- актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом.

Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Мы взяли программу коррекции,  разработанную Коповой А.С., которая включает 3 этапа:

1 этап (осознание) предполагает формирование  мотивационной установки на сотрудничество  в совместной деятельности и  общении.

2 этап (накопление)  включает  формирование системы умений  активно взаимодействовать с  партнерами по совместной деятельности  и общению  на основе достижения  компромиссов.

3 этап  (применение) основывается  на формировании рефлексивных  способностей подростка в ходе  оценки себя как партнера по  совместной деятельности и общению.

Разработанная методика может иметь различные аспекты практического применения, поскольку позволяет трансформировать педагогическими средствами агрессивные проявления подростков в социально одобряемые формы поведения.

Информация о работе Агрессивное поведение подростков и его коррекция