Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………
Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывает прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, супругов, учителей). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.[19]
Существует огромное число
исследований, которые показывают зависимость
между негативными
"В одном из исследований
в лабораторных условиях
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка — надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения.
На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.
Эта зависимость, как, оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.
В одном эксперименте изучалось
агрессивное поведение детей-
К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения. Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники.
В результате исследования
было обнаружено, что те дети, которые
подвергались со стороны родителей
строгим наказаниям, проявляли в
поведении большую агрессию и, соответственно,
характеризовались
"В одном из исследований
(Фельсон, Руссо, 1988) было показано
также, что вмешательство
Вербальная физическая форма агрессии
Рис. №1 Уровень агрессии между братьями и сестрами в зависимости от вмешательства родителей в ссоры детей
Нейтральная позиция родителей,
как следует из этого исследования,
оказывается предпочтительной. Самой
неэффективной стратегией оказывается
вмешательство родителей в
Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к формулированию предложения относиться к агрессии между сибсами особым образом — игнорировать ее, не реагировать на агрессивное взаимодействие братьев-сестер. Однако такой вывод представляется все-таки слишком радикальным. Иногда не реагировать на агрессию во взаимодействии братьев-сестер родителям просто невозможно, а подчас и прямо вредно и небезопасно.
В ряде ситуаций (например, когда
агрессивное взаимодействие между
сибсами уже не является редким исключительным
случаем) нейтральная позиция родителей
может только способствовать дальнейшей
эскалации агрессии. Более того,
такая позиция может создавать
благоприятные условия для
В исследовании, о котором мы говорили выше, изучались лишь две альтернативы реагирования родителей на агрессию между братьями-сестрами: 1) нейтральная позиция, то есть игнорирование фактов агрессии, и 2) наказание детей (в одном варианте — старших, в другом — младших).
Очевидно, при такой суженной
альтернативе нейтральная позиция
действительно оказывается
Из приведенных выше исследований можно сделать вывод о том, что то или иное влияние семьи, действительно играет важную роль в формировании агрессивности у ребенка. Правильно принятое решение родителей, в конфликтной ситуации, (будь то конфликт между братьями и сестрами, или любой другой конфликт) в значительной степени формирует наличие или отсутствие агрессивности в дальнейшем у ребенка.
Следует
уточнить, что в рассмотренных
выше эксперементах участвовали
преимущественно мальчики. Большинство
же исследователей отмечают различное
влияние плохого обращения в
семье на детей разного пола. По
мнению ряда авторов, девочки, к которым
в детстве проявляли
Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении агрессивного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).
Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смешаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.
Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выражению. Она также выступает истопником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия нал другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач вообще.[5]
Таким образом, основными причинами проявлений детской агрессии являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желаемый результат, стремление быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Следует подчеркнуть,
что в большинстве случаев
агрессивные действия детей дошкольного
возраста (особенно совсем маленьких)
имеют недеструктивный
Вывод по главе.
На основе изучения проблемы
агрессивности можно сделать
вывод, что агрессивное поведение
– относится к поведенческим
отклонениям, к формам девиантного
поведения. Различают агрессию как
специфическую форму поведения
и агрессивности как
В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющий боль и страдание людям.
Можно выделить различные формы агрессивности (агрессивность, интринсивная агрессия,
агрессивность недифференцированная, агрессивность локальная, или импульсивная, условная, инструментальная агрессия, агрессия враждебная, инструментальная агрессия,
жесткая агрессия, психопатическая агрессия, агрессия по мотиву групповой солидарности, сексуальная агрессия различной степени), но необходимо разделять понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое- общее назначение для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию.
2.Эксперементальные исследования детской агрессии
2.1.Описание методик,
анализ результатов
Для исследования детской агрессивности я использовала методики: «Дом-дерево-человек», «Кактус», «Несуществующее животное».
Методика «Дом-дерево-человек»
"Дом—дерево—человек"
тест (House—Tree—Person Test, H—Т—Р) проективная
методика исследования
Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.
По рисунку можно судить
об аффективной сфере личности, ее
потребностях, уровне психосексуального
развития и т. д. Помимо использования
теста в качестве проективной
методики автор демонстрирует
Процедура проведения
Групповое тестирование
При прочих равных условиях,
методика ДДЧ более продуктивна
при индивидуальном тестировании, чем
при групповом. Однако очевидно, что
за этой методиой закрепилось определенное
положение среди групповых
Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности