Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………
Безусловной ценностью данной
программы является ее интегративность.
В ней объединены коррекционно-развивающие
приемы и упражнения для самих
детей, а так же для окружающих
их людей, которые оказывают значительное
влияние на формирование и развитие
личности. Это важно учитывать
при коррекции агрессивного поведения
детей любого возраста. Преимуществом
данной программы так же является
интегративный подход к коррекционной
работе с самими детьми, где одними
из задач являются отреагирование негативных
эмоций и обучение приемам регуляции
своего состояния, формирование моральной
позиции. Учитывая эти положения
будет строиться и настоящая
коррекционно-развивающая
Примером коррекционно-
Семенака С.И. разрабатывает цикл коррекционно – развивающих занятий, направленных на формирование эмпатии и профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. По мнению Семенака С.И., выделяет в качестве важнейшего фактора контролирующего агрессию – формирование эмпатии. [17].В психологии под эмпатией понимается постижение эмоционального состояния, проникновение, переживание за другого человека. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек, через отождествление с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будут проявлять враждебность и агрессивность.
Известный педегог В.А. Сухомлинский дал следующую оценку эмпатии: «Глухой к другим людям – остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».
С возрастом развивается
способность ребенка переживать
за другого, что связано с возрастными
изменениями у него темперамента,
эмоциональной возбудимости, а также
с влияние социального
2.3 Описание коррекционно – развивающей программы
Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами, контролирующими агрессивное поведение являются следующие:
· Усвоение моральных норм и правил;
· Развитие эмпатии;
· Чрезмерная эмоциональная напряженность, не находящая выхода;
· Социальное окружение (большую роль играют различные семейные факторы);
· Способность переносить фрустрацию;
· Умение находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций.
В этой связи выделяются
следующая цель и задачи настоящей
коррекционно-развивающей
Целью данной коррекционно – развивающей программы будет – преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.
Задачами являются следующие положения:
1. Сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;
2. Усвоение детьми моральных норм и правил;
3. Обеспечить ребенку
возможности в социально
4. Обучить детей эффективным способам общения.
Настоящая коррекционно – развивающая программа имеет следующие блоки.
Диагностический блок.
Цель: выявить признаки агрессивного поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методы: методика «Изучение эмоционально–обусловленного поведения дошкольников».
Установочный блок.
Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы, с их детьми; установление контакта с самими агрессивными детьми, заинтересовать детей.
Методы: беседа с родителями; частое общение с детьми до проведения психокоррекционной работы; беседа с детьми о содержании занятий, с упором на их яркость и занимательность.
Коррекционный блок.
Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Методы: социально-психологический тренинг; беседа; игровая терапия; рисуночный метод; методы психогимнастики; релаксационный тренинг; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, не фиксирование не агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие, активное разворачивание агрессивных действий).
Оценочный блок.
Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы на преодоление агрессивного поведения дошкольников.
Методы: методика «Изучение эмоционально–обусловленного поведения дошкольников».
Рабочий план внедрения психокоррекционной программы.
Этапы работы |
Содержание |
Сроки выполнения |
1. диагностический |
1.проводится диагностика поведения дошкольников.
2.определяются индивидуальные проявления агрессивности |
Сентябрь, октябрь |
2. работа по созданию
установки на |
1.обсуждение с воспитателем
данных диагностики.
2. определение стратегии индивидуального подхода.
3.анализ занятий педагогов
с целью изучения их
4. консультирование воспитателей
по применению конкретных
5.групповое и индивидуальное
консультирование родителей по
проблеме детской
6. разработка серии занятий,
которые будут проводиться |
Ноябрь |
3. проведение активной психокоррекционной работы. |
1.контроль за работой, осуществляемой воспитателем.
2.контроль за работой, осуществляемой родителями.
3. проведение самостоятельной
коррекционной работы |
Декабрь - февраль |
4. оценка эффективности коррекционной работы. |
1.проведение повторной диагностики.
2. обсуждение итогов
3. рекомендации для воспитателей
и родителей по осуществлению
дальнейшей работы с |
Март, апрель |
Настоящая коррекционно – развивающая программа содержит 10 занятий. На основе диагностики выделяются типы дошкольников. Группа особо агрессивных детей обособляется для работы с психологом, дети со средним уровнем агрессивности и ситуативной агрессивностью не включаются в основную группу, разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, а со стороны психолога лишь осуществляется контроль за правильностью выполнения рекомендаций, которые он дал. Группы состоят из 5-6 детей, наиболее целесообразно количество группы равное 6 человекам, т.е. четное число, что связано с тем, что бы в процессе выполнения некоторых заданий не возникало недоразумений с поиском пары для ребенка. Наряду с агрессивными детьми в группе должен присутствовать и участвовать на равных 1 миролюбивый ребенок. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.
Структура занятия выглядит следующим образом:
1. Ритуал. Цель: настроить группу на работу, создать общность коллектива.
2. Разминка. Цель: обеспечить
психофизиологическую
3. Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.
4. Рефлексия. Цель: осознание
происходящих изменений,
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
6. Ритуал. Цель: плавно завершить занятие.
В процессе занятия возможно
использование специальных
В качестве специальных принципов при подборе заданий и упражнений выступают следующие:
1. принцип адекватности – он предполагает соответствие упражнений возрастным и индивидуальным особенностям, а так же, что задания и упражнения должны соответствовать решаемым задачам.
2. принцип оптимальности – означает, что в своей системе упражнения в наибольшей степени способны решать поставленную задачу.
3. принцип системности
в подборе и предъявлении
4. принцип повторяемости,
усложнения и динамики
5. принцип дозировки – определяется иерархией задач.
6. принцип сочетания основных и фоновых упражнений.
7. принцип разнообразия упражнений, основанный на чередовании видов деятельности.
Вывод по главе.
В наше время необходимо
следить за поведением ребенка в
коллективе и дома. Родители являются
примером для растущего ребенка.
Поэтому необходимо проводить беседы,
тренинги и консультации с родителями.
Помогать им находить правильную тактику
поведения, когда рядом находится
ребенок; помочь родителям выбирать
правильный стиль воспитания в соответствии
с индивидуальными
Заключение.
На основе изучения проблемы
агрессивности можно сделать
вывод, что агрессивное поведение
– относится к поведенческим
отклонениям, к формам девиантного
поведения. Различают агрессию как
специфическую форму поведения
и агрессивности как
В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющий боль и страдание людям.
Можно выделить различные формы агрессивности ( агрессия враждебная, психопатическая агрессия, жесткая агрессия), но необходимо разделять понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое- общее назначение для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность Смирнова Е. и Хузеева Г. выделяют:
· Желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);
· Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое достоинство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получиться, ты плакса»);
· стремление защититься
и отомстить (в ответ на «нападение»
или насильственное изъятие игрушки
следует яркая вспышка
· стремление быть главным
(после неудачной попытки
· стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Из результатов проведенного исследования можно сказать, что агрессия проявляется у детей уже в дошкольном возрасте, в немалых количествах. В данном случае количество агрессивных детей составило двенадцать детей из двадцати. Можно предположить, что основным примером для детей является их семья, так как их социализация находится только на начальных этапах. Поэтому необходимо проводить беседы, тренинги и консультации с родителями. Помогать им находить правильную тактику поведения, когда рядом находится ребенок; помочь родителям выбирать правильный стиль воспитания в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
Для преодоления агрессивного поведения у дошкольников необходимо в дошкольных учреждениях систематически проводить коррекционно- развивающие занятия, а лучше создавать программы на год как для профилактики, так и для коррекции данных проявления у детей. Также посвящать родителей в данную проблему, помогать создавать все необходимые условия для профилактики и коррекции данного нарушения. Еще одной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.
Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности