Агрессия и агрессивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

Нельзя назвать эти данные отрадными, общество, больное агрессией и  нетерпимостью, заражает и свое молодое  поколение. Опасность состоит в  том, у нового поколения болезнь  может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии  в социальную норму.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности  являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям  и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки  раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей  наблюдается прямая и косвенная  вербальная агрессия - от жалоб и  агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), до прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как дам больно!"). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской  агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе  внимание сверстников;

- стремление получить желанный  результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство  другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить  боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности  как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение  детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта  и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со  сверстниками.

В большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. 

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине появления 

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). 

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под  влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических  заболеваниях).

Разделение по целенаправленности 

Инструментальная агрессия - совершается  как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы  она купила ему игрушку и пр. 

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает  как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту: школьник, который  обиделся на одноклассника и избил  его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений 

Прямая агрессия - направляется непосредственно  на объект, вызывающий раздражение, тревогу  или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. 

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение  и раздражение, но более удобные  для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес  безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после  конфликта с соседкой начинает практически  без повода кричать на ребенка  и пр.

Разделение по форме проявлений 

Вербальная - выражена в словесной  форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии  отрицательных эмоций и возможности  нанесения морального и материального  ущерба противнику. 

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. 

Физическая- прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

И. А. Фурманов делит агрессивное  поведение детей на две формы:

А. Социализированная.

Дети обычно не имеют психических  нарушений, у них низкий моральный  и волевой уровень регуляции  поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные  эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика  от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись  внимания партнеров, они успокаиваются  и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и  не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

Б. Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение  головного мозга) с негативными  эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут  возникать спонтанно, а могут  быть реакцией на психотравмирующую  или стрессовую ситуацию. Личностными  чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное  напряжение, склонность к возбуждению  и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут  внятно объяснить причины своих  поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей  другим.

В отличие от старших, маленькие  легко вовлекают в свои конфликты  взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями  и тайнами, часто просят вмешаться  в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей  и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством  обычно не торопятся, а предлагают малышам  попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение  проблем за ребенка взрослыми  помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими  в его адрес.

Младший школьный возраст.В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной.

Кроме того, дети все чаще стараются  решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок  вообще заметно меняет агрессивное  поведение школьников. Пребывание в  группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания  за проявление агрессии, обостренное  желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особо следует отметить, что для  целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. (Шрек, "менты" и прочие "герои" нашего времени). Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весьма небезопасны некоторые наши фильмы и сериалы, прославляющие агрессивное братство ("Бригада", "Брат" и пр.).

Подростковый возраст.Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Это очень сложный момент в жизни  семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при  них, наступает время, когда нужно  потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы  обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.

Современный подросток может реализовать  свою агрессию двумя способами:

- проявлять открыто, получая  тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

- прятать и подавлять, становиться  послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть  энергии, ничего особого в жизни  не добиваясь. Подавленная энергия  в этом случае будет прорываться  наружу в виде либо невроза,  либопсихосоматического заболевания.

Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому  пути, другой - по второму.

Факторы, способствующие росту агрессивности  у подростков:

1. Эндокринный взрыв, резкое  нарастание половых гормонов, главным  образом тестостерона у мальчиков,

Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение