Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, контрольная работа
Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.
способствующего росту агрессивности.
2. Органические поражения
3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.
Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.
А. Эмоциональное отвержение.
Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда "переживают вторую молодость" и занимаются устройством своих личных дел.
Б. Ужесточение контроля.
Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные
сообщениями о росте
Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).
Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?
Мальчики:А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль.
Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.
В качестве примера можно привести одного из вождей Октябрьского переворота, а позже и большевистского государства, известного под псевдонимом Сталина. Он рос в бедной семье, отец-алкоголик его постоянно бил и унижал. Поэтому сталинская агрессивность была завуалированной и изощренной. Более открытой она стала только после его окончательного утверждения во власти с середины тридцатых годов, а особенно усилилась в последние годы его жизни, когда стал развиваться склероз, и появились психические нарушения в виде бреда преследования.
Девочки: А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок Яркие примеры - сестры главных героинь в "Золушке" и "Морозко". Родные матери девочек - женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.
Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Классический пример - Пеппи-Длиный Чулок (вообще-то, Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это имя неблагозвучным и слегка подправили). Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.
Различия в проявлении
агрессивности мальчиков и
Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят "пойди и дай сдачи", девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.
Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.
Женский пол раньше обучается контролировать
свою агрессивность, поэтому она
рано становится у них избирательной,
бьющей точно в цель. Девочки четко
направляют свою агрессию в адрес
конкретного человека, причем точно
в его психологически уязвимое место.
Девичья агрессивность нередко
завуалирована и внешне менее
эффектна, зато более эффективна. Мальчики
контролируют свою агрессию плохо, она
носит у них более
Особенно заметна разница
Эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять "кто первый начал" ей некогда.
Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых "разборок" девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают "завести" мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают старающихся дурачков.
Агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Для того чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.
Только личным примером, развивая
у ребенка сочувствие, сопереживание,
стремление помогать тем, кто слабее,
противостоять волне агрессии, захлестывающей
детей с экранов телевизоров,
мониторов компьютеров и
Список литературы