Введение
Ни одно общество не свободно
от таких явлений, как убийство и
разрушение. Наше непосредственное окружение
полно красноречивых сцен: омерзительная
пьяная драка на улице, убийство из
ревности, ограбление. Насилие устрашает,
повергает в смятение и возмущает.
Нам всем хочется жить в мире с
другими. Мы надеемся прийти к этой
цели, выслушав конфликтующие стороны.
На словах все без исключения искренне
против насилия. Все они подчеркивают,
что предпочитают решать любой конфликт
мирным путем и прибегают к
насилию только в крайних случаях.
Однако дело обстоит в точном соответствии
с поговоркой о благих намерениях,
которыми вымощена дорога в ад - все
наши попытки воплотить эти намерения
в жизнь терпят неудачу. Расхождение
между нашими словами и действиями
проявляется со всей остротой. Вот
реальности сегодняшнего дня.
Агрессия, насилие есть средство
подавить и победить соперника. И
все же: почему применяющий силу
не оставляет противника в покое
после того, как тот потерпел явное
поражение? Что такое агрессия? Почему
же насилие несет в себе черты
необъяснимого магнетизма? Что
же происходит с нами? Почему от зловещей
тени не свободен даже мир детства?
Какое воздействие оказывают
на наше поведение факторы окружающей
среды и стимуляторы? Как можно
предотвратить, или взять под контроль
агрессивное поведение?
Проблема изучения агрессии
носит актуальный характер в современных
условиях. Об этом свидетельствует частое
изучение поднятых вопросов.
Актуальность этой работы
обусловлена, с одной стороны, большим
интересом к теме «Агрессия и влияющие
на нее факторы» в современной науке, с
другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Целью моего реферата является
изучение темы «Агрессия и влияющие
на нее факторы».
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
- Сказать об актуальности этой проблемы.
- Изучить понятия агрессия.
- Изучить становление агрессии.
- Определить влияющие факторы на агрессию.
Глава 1. Понятие агрессии
и подходы к её изучению
Агрессия – это осознанное
поведение индивида (группы индивидов),
причиняющее психологический, физический
либо материальный вред другому человеку,
группе людей и/или самому себе. Настоящее
определение, с одной стороны, охватывает
достаточно широкий круг проявлений агрессии
- от иронии, сарказма и словесных оскорблений
людьми друг друга до экологических преступлений
и мировых войн. В отличие от других дефиниций,
оно, как проявление агрессии, рассматривает
и самоповреждающее поведение, включая
самоубийство. Число жертв только самоубийств
впервые в истории превысило ныне число
убитых в быту и на войне людей (по данным
ВОЗ за 2008 г., на планете от суицидов погибает
до 800 тыс., тогда как от убийств – немногим
более 500 тысяч человек в год). С другой
стороны, настоящее определение ясно указывает
на то, что агрессия - это сугубо человеческий
феномен, и что использование сведений
об «агрессии» животных для понимания
агрессивности человека неправомерно,
как и любое другое антропоморфное приписывание
свойств человека животным. А.Маслоу, например,
подчёркивает, что человек - это уникальное
существо, не имеющее прецедента в известной
до настоящего времени живой природе.
Так, осознанное или умышленное причинение
кому-то или самому себе вреда не свойственно
каким-либо другим живым существам, ибо
только человек (даже в детском возрасте)
способен осознать, что есть боль, страдание,
смерть, вред и польза вообще, и каким образом
они могут возникать.
Существует много других
определений понятия «агрессия»,
приведём несколько из них. Во всемирной
философской энциклопедии (2001) указывается,
что «агрессия – понятие, используемое
в настоящее время для обозначения
самых разнообразных видов и
форм поведения, - от реплик и элементов
пародий до применения различных
мер физического воздействия, включая
и такие из них, которые заканчиваются
индивидуальным или массовым летальным
исходом... В значении, близком к нормативному,
оно употребляется сегодня в психологии,
где им обозначается индивидуальное или
коллективное поведение, действие, направленное
на нанесение физического или психологического
вреда, ущерба либо на уничтожение другого
человека». В большом толковом социологическом
оксфордском словаре (2001) агрессией
называется любое «враждебное отношение
или действие». В бихевиористической литературе
агрессия понимается как «заученный ответ,
то есть ранее обусловленное поведение,
приводящее к положительным для индивидуума
результатам в определённых ситуациях
в прошлом». Этологи рассматривают агрессию
как сложившийся в ходе эволюции («инстинктивный»)
образец реакции на определённые стимулы,
такие, как вторжение на территорию или
нападение на потомство. Авторы фрейдистской
ориентации считают агрессию сознательным
проявлением Танатоса (гипотетического
инстинкта смерти). Последователи А.Адлера
расценивают агрессию как проявление
стремления к власти, желания контролировать
других. Механическое перечисление множества
существующих дефиниций агрессии, вырванное
из их контекста, не имеет смысла, поэтому
попытаемся представить их в систематизированном
виде.
1. Нормативный подход
характеризуется тем, что в
определениях «агрессии» особый
акцент делается на ее противоправности,
«противоречивости» принятым общественным
нормам. Так, в словаре под редакцией
А. Петровского, М. Ярошевского агрессия
определяется как «целенаправленное деструктивное
поведение, противоречащее нормам и правилам
сосуществования в обществе». Т. Румянцева
высказывает мнение о том, что поведение
может называться агрессивным при наличии
двух обязательных условий: а) когда имеют
место губительные для жертвы последствия;
а) когда нарушены нормы поведения.
2. Глубинно-психологические
подходы основаны на предположении
об инстинктивной природе агрессии.
Тем самым агрессия представляется
врожденным, неотъемлемым и неискоренимым
свойством любого человека. З.Фрейд,
например, в своём понимании агрессии
остановился на том, что она предотвращает
саморазрушение человеком самого себя,
защищает его от могущественного и фатального
воздействия инстинкта смерти. Определённым
подтверждением точки зрения З.Фрейда
являются исследования, проведённые в
рамках этологического направления психологии.
К.Лоренц, в частности, считает, что «агрессия
у людей представляет собой совершенно
такое же самопроизвольное инстинктивное
стремление, как и у других высших позвоночных
животных». По мнению К.Лоренца, человек
является самым агрессивным существом
из всех известных ныне в биологии видов
(«человек – это настоящий убийца»), именно
поэтому он будто бы выжил и оказался в
итоге на вершине эволюционной лестницы.
Любопытно, что К. Лоренц, находившийся
в течение двух лет в плену Красной Армии
во время Великой Отечественной войны
был поражён тем, что никакой ненависти
и агрессии к нему со стороны русских он
не заметил, но свою теорию человеческой
агрессии он тем не менее упорно отстаивал.
3. Целевые подходы представляют
агрессию с точки зрения ее
функциональности. Так, агрессия
рассматривается как инструмент
успешной эволюции, самоутверждения,
доминирования, адаптации или
присвоения жизненноважных ресурсов.
Некоторые авторы видят в агрессии
«специфически ориентированное
поведение, направленное на устранение
или преодоление всего того, что
угрожает физической и (или)
психической целостности организма».
Наиболее эффективным проявлением так
понимаемой агрессии является творческая,
созидательная активность человека, ведь,
в конечном счете, именно благодаря ей,
а не в силу способности разрушать человек
стал тем, кем он есть. Х. Кауфман, в свою
очередь, утверждает, что «агрессия - это
средство, с помощью которого индивидуумы
пытаются получить свою долю ресурсов,
что, в свою очередь, обеспечивает успех
в естественном отборе». Э. Фромм негативные
аспекты агрессии рассматривает в качестве
злокачественной агрессии, понимая последнюю
как инструмент доминирования, выражение
стремления «человека к абсолютному господству
над другим живым существом». Некоторые
исследователи, напротив, видят в агрессии
некую абсолютную ценность, например,
расценивают её как неотъемлемую и необходимую
для существования составную часть процессов
гомеостаза человека, т.е. нормального
состояния равновесия органических, а
также психических процессов в живой системе.
Агрессия в данном случае представляется
инструментом психической саморегуляции.
Сходную мысль высказывает Х. Комад. Автор
утверждает, что «мотивом агрессии является
такое нанесение вреда другим или интересам
других, которое устраняет источники фрустрации,
в результате чего ожидается благоприятный
эмоциональный сдвиг. Достижение такого
сдвига представляет собой цель мотивированного
агрессией поведения».
4. Подходы, основанные
на оценке последствий агрессии,
подчёркивают характер ущерба
её жертв. Х. Кауфман обозначает
агрессию как «физическое действие
или угрозу такого действия
со стороны одной особи, которые
уменьшают свободу или генетическую
приспособленность другой особи». Д. Мацумото
пишет, что «агрессию можно определить
как любой поступок или поведение, которое
причиняет боль другому человеку физически
или психически». А. Басс, в рамках указанного
подхода, предлагает несколько определений
агрессии. «Агрессия – реакция, в результате
которой другой организм получает болевые
стимулы». «Агрессия – это не свойство,
а явление, реализованное в специфическом
поведении, в конкретном действии – угроза,
либо нанесение ущерба другим». Аналогичное
определение предлагает Зильман, он считает,
что «агрессия – это нанесение или попытка
нанесения телесных или физических повреждений».
5. Подходы, основанные
на оценке намерений агрессора
(Креч, Кратчфилд, Ливсон). В данном
случае агрессия понимается как
«вид поведения, физического или
символического, которое мотивировано
намерением причинить вред кому-то другому»
или как «форма поведения, нацеленного
на оскорбление или причинение вреда другому
живому существу, не желающему подобного
обращения». Авторы последней дефиниции
пытаются ввести в научный контекст не
только намерения агрессора, но также
предполагаемые намерения жертвы агрессии,
чем существенно сужают границы агрессии.
В самом деле, если суицидент желает умереть,
но сам, не решаясь на самоубийство, готов
принять свою смерть от другого человека,
то убийство такого суицидента насильником,
согласно упомянутому определению, нельзя
считать проявлением агрессии. В 9-ом издании
словаря Вебстера под агрессией понимается
«активное действие или решительные меры,
в особенности с намерением силой добиться
господства или завладеть чем-либо».
6. Эмоциональные подходы
уделяют особое внимание чувственной
составляющей акта агрессии. Агрессия
понимается как «проявление в
чувствах и действиях индивида
(социальной группы) враждебности -
антагонизма, недружелюбия, неприязненного
отношения, ненависти…» (Трифонов
Е.В.) Ю. Щербина понимает речевую
агрессию как «словесное выражение
негативных эмоций, чувств или
намерений».
7. Многоаспектные подходы
в той или иной степени включают
в себя многие или все перечисленные
выше подходы к определению
границ агрессии, наиболее целесообразные
с точки зрения отдельного
автора. Приведем ряд примеров. Агрессия
– это целенаправленное разрушительное,
наступательное поведение, нарушающее
нормы и правила сосуществования
людей в обществе, наносящее вред
объектам нападения (одушевленным
и неодушевленным), причиняющее физический
ущерб людям и вызывающее у
них психический дискомфорт, отрицательные
переживания страха, напряженности,
подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов,
1994). Агрессия (агрессивность) - системное
социально-психологическое свойство,
которое формируется в процессе
социализации человека и которое
описывается тремя группами факторов:
субъективными (внутриличностными,
характеризующими психологическую деятельность
агрессора), объективными (характеризующими
степень разрушения объекта и причинения
ему вреда) и социально-нормативными, оценочными
факторами, такими как морально-этические
нормы или уголовный кодекс (Соловьева,
1995). Отметим, что агрессия и агрессивность,
по мнению ряда исследователей, это несколько
разные вещи.
8. Недифференцированные
подходы отражены во множестве
частных теориях, которые не
претендуют на объяснение сущности
агрессии и определяют её в
рамках той или иной узко-теоретической
схемы. Бихевиоризм трактует агрессию
«как драйв», «естественный рефлекс
человека», «как следствие фрустрации»
или форму отреагирования на
физический и психический дискомфорт
и т.д. (Д. Доллард, С. Фишбах,
Л. Берковиц). Представители необихеворизма
полагают, что «агрессия – это
результат научение (А. Бандура).
Сторонники когнитивных теорий
указывают, что агрессия суть
следствие интерпретации ситуации
таким образом, что она представляется
индивиду угрожающей его безопасности.
Некоторые исследователи, предпочитающие
термины теории поля К. Левина,
склонны считать, что агрессия
- это «тенденция приближения
к объекту или удаления от него» (И.
Бойко), или некая «внутренняя сила, дающая
человеку возможность противостоять
внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках теории
интеракционизма агрессия рассматривается
как следствие объективного конфликта
интересов, несовместимости целей отдельных
личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл,
М. Шериф). Эти и подобные им определения,
как можно видеть, представляют не агрессию
во всём её многообразии, обычно они подчёркивают
значение отдельных аспектов этой проблемы.
Указанное разнообразие теоретических
моделей агрессии, как представляется,
в целом характеризует период
преобладания аналитических методов
её изучения и, возможно, неизбежное и
скорое приближение того времени, когда
на первый план выступит, наконец, тенденция
к синтезу огромного объёма накопленных
знаний об агрессии и агрессивности человека.
Глава 2. Становление
человеческой агрессии
Дети черпают знания о
моделях агрессивного поведения
из трех основных источников. Семья
может одновременно демонстрировать
модели агрессивного поведения и
обеспечивать его подкрепление. Вероятность
агрессивного поведения детей зависит
от того, сталкиваются ли они с проявлениями
агрессии у себя дома. Агрессии они
также обучаются при взаимодействии
со сверстниками, зачастую узнавая
о преимуществах агрессивного поведения
во время игр. И, наконец, дети учатся
агрессивным реакциям не только на
реальных примерах (поведение сверстников
и членов семьи), но и на символических,
предлагаемых масс-медиа.
Именно в лоне семьи
ребенок проходит первичную социализацию.
На примере взаимоотношений между
членами семьи он учится взаимодействовать
с другими людьми, обучается поведению
и формам отношений, которые сохранятся
у него в подростковом периоде
и в зрелые годы. Реакции родителей
на неправильное поведение ребенка,
характер отношений между родителями
и детьми, уровень семейной гармонии
или дисгармонии, характер отношений
с родными братьями или сестрами
— вот факторы, которые могут
предопределять агрессивное поведение
ребенка в семье и вне неё,
а также влиять на его отношения
с окружающими в зрелые годы.