Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:30, реферат
Агрессия свойственна всем людям. Это всего лишь инстинктивная защитная реакция, направленная на выживание. Новорожденный малыш имеет всего два способа взаимодействия с внешним миром: выражение удовольствия, которое проявляется в улыбках, лопотании или спокойном сне и выражение неудовольствия, которое он проявляет громким плачем и брыканием. Подрастая, ребенок учится выражать свои протесты в иной форме.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе МДОУ «Детский сад № 26» «Красная Шапочка» г.Вязники. В эксперименте участвовали 10 человек 5-6 лет.
Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующей задачи: изучение особенностей поведения детей в конфликтных ситуациях.
С целью выявления
агрессии у ребенка в группе детского
сада нами использовались анкеты, разработанные
для воспитателей и родителей. Проводилось
наблюдение за детьми на занятиях, прогулке,
в сюжетно-ролевых и
Затем мы проводили наблюдение за поведением детей в ходе подвижной игры. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребенком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей.
Следующим шагом нашей работы было проведение рисуночных тестов, таких, как:
Таким образом, проведя диагностическую работу, по полученным данным мы выделили десять человек, уровень агрессии которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и девочки с разным социальным положением. Набранную группу мы разделили на две: экспериментальную и контрольную. Группы формировали равнозначные по степени выраженности агрессии.
После проведения диагностической работы по выявлению агрессии у детей, была намечена экспериментальная работа. Она предусматривала реализацию всех психолого-педагогических условий, которые мы выделили в гипотезе исследования.
Содержание работы
с родителями воспитанников заключалось
в оказании родителям помощи, ориентированной
на индивидуальную работу с ними. Чтобы
объяснить родителям
Проводилась такая форма работы, как «Родительские сочинения».
Содержание работы
с педагогами ДОУ заключалось
в оказании психолого-педагогической
и информационной помощи педагогам.
Был составлен план взаимодействия
педагога-психолога с
Содержание работы
с детьми заключалось в реализации
условий преодоления
Для определения
эффективности проведенной
Контрольный эксперимент проходил в несколько этапов по методике констатирующего эксперимента.
I этап. Тест «Рисунок семьи»
II этап. Тест «Несуществующее животное»
III этап. Наблюдение
за игрой после проведения
работы по преодолению
Сравнивая процентное
соотношение результатов на констатирующем
и контрольном этапах эксперимента
мы видим следующее: экспериментальная
группа - на начало работы сильно выраженная
агрессия по тесту «Рисунок семьи»
составляла 60%, после проведения работы
– 20%. Контрольная группа: на начало
– 55%, в ходе контрольного эксперимента
– 50%. По тесту «Несуществующее
Эти данные подтвердились наблюдениями за играми детей. Дети, с которыми проводилась работа были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с детьми контрольной группы.
Результаты детей контрольной группы, где не проводилась работа по преодолению агрессивного поведения, остались практически без изменений.
Тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и доказали, что данные психолого-педагогические условия могут быть использованы педагогами и психологами для организации работы с детьми, уровень агрессии которых превышает допустимые нормы.
Приложение 1. Теория социального научения Бандуры.
Приложение 2. Классификация видов агрессии.
Приложение 3. Причины агрессии детей и методы их коррекции.
Приложение 4. Диагностические методы определения причин агрессии.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7. Анкета для педагогов "Признаки агрессии"
Приложение 8. Анкета 1 (для родителей).
Приложение 9. Карты наблюдений за детьми.
Приложение 10. Критерии выявления агрессивного ребенка.
Приложение 11. Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по тесту "Рисунок семьи" на этапе констатирующего эксперимента
Приложение 12. Результаты обследования до начала занятий
Приложение 13. Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по тесту "Несуществующее животное" на этапе констатирующего эксперимента.
Приложение 14. План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 15. План работы с педагогами по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 16. План работы по преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 17. Результаты обследования после проведения работы.
Приложение 18. Анкета для воспитателя.
Приложение 19. Консультации для родителей
Приложение 20. Родительское сочинение
Приложение 21. Игры