Агрессия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Агрессия свойственна всем людям. Это всего лишь инстинктивная защитная реакция, направленная на выживание. Новорожденный малыш имеет всего два способа взаимодействия с внешним миром: выражение удовольствия, которое проявляется в улыбках, лопотании или спокойном сне и выражение неудовольствия, которое он проявляет громким плачем и брыканием. Подрастая, ребенок учится выражать свои протесты в иной форме.

Файлы: 1 файл

Агрессия у детей дошкольного возраста.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)
  • информирование – наглядная информация, лекции, сообщения на родительских собраниях и т.д.;
  • обучение эффективным способам общения с ребенком – лекции, семинары и диспуты, наглядная информация, индивидуальные беседы, тренинги детско-родительских отношений и т.д.

Взаимодействие  со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей  в области преодоления детской  агрессии должны быть направлены на выявление  причин возникновения агрессии и  на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой  со взрослыми: родителями, педагогами.

Экспериментальная работа проводилась в старшей  группе МДОУ «Детский сад № 26» «Красная Шапочка» г.Вязники. В эксперименте участвовали 10 человек 5-6 лет.

Констатирующий  эксперимент предусматривал решение  следующей задачи: изучение особенностей поведения детей в конфликтных  ситуациях.

С целью выявления  агрессии у ребенка в группе детского сада нами использовались анкеты, разработанные  для воспитателей и родителей. Проводилось  наблюдение за детьми на занятиях, прогулке, в сюжетно-ролевых и строительных играх. Эти наблюдения мы фиксировали  в «Листах наблюдения за детьми».

Затем мы проводили  наблюдение за поведением детей в  ходе подвижной игры. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребенком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей.

Следующим шагом  нашей работы было проведение рисуночных тестов, таких, как:

  • «Рисунок семьи»,
  • «Несуществующее животное».

Таким образом, проведя  диагностическую работу, по полученным данным мы выделили десять человек, уровень  агрессии которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и  девочки с разным социальным положением. Набранную группу мы разделили на две: экспериментальную и контрольную. Группы формировали равнозначные по степени выраженности агрессии.

После проведения диагностической  работы по выявлению агрессии у детей, была намечена экспериментальная работа. Она предусматривала реализацию всех психолого-педагогических условий, которые мы выделили в гипотезе исследования.

Содержание работы с родителями воспитанников заключалось  в оказании родителям помощи, ориентированной  на индивидуальную работу с ними. Чтобы  объяснить родителям особенности  их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть, выработать единство подхода к воспитанию ребенка нами был составлен план работы с родителями по проблеме. Нами проводились лекции, индивидуальные беседы, консультации, тренинги совместно с родителями и детьми, круглые столы, родительский лекторий. Проводились родительские собрания. Родителям предоставлялась наглядная информация в «уголках родителей». Привлекали родителей к совместной деятельности с детьми, проводились тренинги совместно с детьми и т.д.

Проводилась такая  форма работы, как «Родительские  сочинения».

Содержание работы с педагогами ДОУ заключалось  в оказании психолого-педагогической и информационной помощи педагогам. Был составлен план взаимодействия педагога-психолога с педагогами группы, который включал в себя следующие формы работы:

  • индивидуальные консультации,
  • семинары-практикумы,
  • тренинги совместно с родителями,
  • тренинги совместно с родителями и детьми,
  • релаксационные паузы для снятия напряжения и т.д.       

Содержание работы с детьми заключалось в реализации условий преодоления агрессивного поведения детей в форме специально организованных занятий, а также  в играх детей. Нами был разработан план работы с детьми. Нами проводилась  следующая работа:

  • беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами,
  • словесные и подвижные игры,
  • проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций,
  • рисование,
  • проблемные ситуации.
  • серия занятий по темам: «Знакомство», «Настроение», «Мы тебя любим», «Похожи», «Дружба», «Мы вместе», «Тих-тиби-дух», «Волшебная игра», «Наша дружная группа» «Динамика агрессивного поведения», «Управление агрессией», «Лепим сказку».

Для определения  эффективности проведенной психолого-педагогической работы был проведен контрольный  эксперимент с детьми экспериментальной  и контрольной группами.

Контрольный эксперимент  проходил в несколько этапов по методике констатирующего эксперимента.

I этап. Тест «Рисунок  семьи»

II этап. Тест «Несуществующее  животное»

III этап. Наблюдение  за игрой после проведения  работы по преодолению агрессивного  поведения.

Сравнивая процентное соотношение результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы видим следующее: экспериментальная  группа - на начало работы сильно выраженная агрессия по тесту «Рисунок семьи» составляла 60%, после проведения работы – 20%. Контрольная группа: на начало – 55%, в ходе контрольного эксперимента – 50%. По тесту «Несуществующее животное»: экспериментальная группа - на начало работы сильновыраженная агрессия – 80%, после проведения работы – 33%. Контрольная группа: на начало – 78%, в ходе контрольного эксперимента – 69%.

Эти данные подтвердились  наблюдениями за играми детей. Дети, с  которыми проводилась работа были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с детьми контрольной группы.

Результаты детей  контрольной группы, где не проводилась  работа по преодолению агрессивного поведения, остались практически без  изменений.

Тем самым мы подтвердили  выдвинутую нами гипотезу и доказали, что данные психолого-педагогические условия могут быть использованы педагогами и психологами для  организации работы с детьми, уровень  агрессии которых превышает допустимые нормы.

Приложение 1. Теория социального научения Бандуры.

Приложение 2. Классификация видов агрессии.

Приложение 3. Причины агрессии детей и методы их коррекции.

Приложение 4. Диагностические методы определения причин агрессии.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7. Анкета для педагогов "Признаки агрессии"

Приложение 8. Анкета 1 (для родителей).

Приложение 9. Карты наблюдений за детьми.

Приложение 10. Критерии выявления агрессивного ребенка.

Приложение 11. Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по тесту "Рисунок семьи" на этапе констатирующего эксперимента

Приложение 12. Результаты обследования до начала занятий

Приложение 13. Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по тесту "Несуществующее животное" на этапе констатирующего эксперимента.

Приложение 14. План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 15. План работы с педагогами по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 16. План работы по преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 17. Результаты обследования после проведения работы.

Приложение 18. Анкета для воспитателя.

Приложение 19. Консультации для родителей

Приложение 20. Родительское сочинение

Приложение 21. Игры


Информация о работе Агрессия у детей дошкольного возраста