Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа
Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.
Экзальтированный характер можно было бы назвать характером тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.
Экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски» у них один шаг. Экзальтация мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения - все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.
Другой полюс его реакций - крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощутит болезненнее, чем сам пострадавший. Даже при незначительном страхе у экзальтированной личности сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим характером особенно часто обладают артистические натуры - художники, поэты.
Ответы испытуемого
на тест «Темперамент»
N | холерик | сангвиник | флегматик | Меланхолик | |
1 | + | + | - | + | |
2 | + | + | - | + | |
3 | - | + | + | - | |
4 | + | - | - | - | |
5 | + | - | - | + | |
6 | + | + | + | - | |
7 | + | + | + | + | |
8 | + | + | - | + | |
9 | - | + | - | + | |
10 | - | + | + | + | |
11 | + | - | - | - | |
12 | + | + | - | + | |
13 | - | + | - | + | |
14 | + | - | + | + | |
15 | + | - | + | + | |
16 | + | + | + | + | |
17 | - | - | + | - | |
18 | + | + | + | + | |
19 | - | - | + | - | |
20 | + | - | - | + |
Ф(т) = Х(15/40*100%) + Ф(10/40*100%)
+ С(12/40*100%) + М(14/40*100%) = 37,5%Х + 25%Ф + 30%С + 35%М
Итог: испытуемый на 37,5% холерик, на25% флегматик, на 30% сангвиник, на 35% меланхолик.
Вывод: в результате
проведённого исследования с помощью
теста «Темперамент», у испытуемого выявлены
черты всех основных типов темперамента,
но доминирующим является холерический.
На основании этого приводим краткое описание
данного типа темперамента:
Холерический
темперамент.
Люди этого
темперамента быстры, чрезмерно подвижны,
неуравновешенны, возбудимы, все психические
процессы протекают у них быстро,
интенсивно. Преобладание возбуждения
над торможением, свойственное этому
типу нервной деятельности, ярко проявляется
в несдержанности, порывистости, вспыльчивости,
раздражительности холерика. Отсюда и
выразительная мимика, торопливая речь,
резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента
сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику,
ярко связывается и в его деятельности:
он с увеличением и даже страстью берется
за дело, показывая при этом порывистость
и быстроту движений, работает с подъемом,
преодолевая трудности. Но у человека
с холерическим темпераментом запас нервной
энергии может быстро истощиться в процессе
работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают, настроение резко падает. В общении
с людьми холерик допускает резкость,
раздражительность, эмоциональную несдержанность,
что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве
он создает конфликтные ситуации в коллективе.
Излишняя прямолинейность, вспыльчивость,
резкость, нетерпимость порой делают тяжелым
и неприятным пребывание в коллективе
таких людей.
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
При сопоставлении результатов
Включаясь в развитие
В ходе исследования, с помощью
тестов «Темперамент» и «
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических процессов,
4. крайняя впечатлительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте. Объектом настоящего исследования был подросток, ученик 7-го класса. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: для определения акцентуаций характера - опросник К. Леонгарда, для определения типа темперамента – психологическая характеристика темперамента.
В ходе проведённой работы
у испытуемого был выявлен
аффектно-экзальтированный тип
1.большой диапазон эмоциональных состояний,
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических процессов,
4. крайняя впечатлительность.
Таким образом, была
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК:
.
1. Акцентуации
характера и использование
2. Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999.
4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – 1983.
5. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.
6. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
7. Ратанова
Г.А., Шляхте Н.Ф.
8. Диагностика психических состояний в норме и патологии. под редакцией Случевского Ф. И. - Л.,1980
9. Н.И. Козлов «истинная правда или учебник для психолога по жизни» - «АСТ-ПРЕСС» 1998г.
10. Штерн А.С. Введение в психологию. - М.: ФЛИНТА, 2006.
11. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 1998.
12. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: изд. ВЛАДОС, 1997.
13. Немов Р.С. Психология.- М.: изд. ВЛАДОС, 1997.
http://www.psychologos.ru/
· Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.
· Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 1996
1. Леонград К. Акцентуирование личности. - Киев, 1981. – 236 с.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986. – 534 с.
4. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. - Спб.: Ювена, 1998.-346 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с.
6. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии: В 2 т. - Т.2. - М.,
1989. - С. 211-235.
Приложение 1
(опросник
К. Леонгарда)
Опросник предназначен для выявления акцептуаций характера, т.е., определенного направления характера.
Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (еда»), если нет — знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».
Текст опросника:
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.
2. Вы чувствительны к оскорблениям.
3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.
4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.
5. В детстве вы были таким жe cмeлым, как все ваши сверстники.
6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.
7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании.
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.
9. Вы серьезный человек.
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.
11. Предприимчивы ли вы.
12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит.
13. Мягкосердечны ли вы.
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников.
16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте).
17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок.
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств.
Информация о работе Акцентуации характера К.Леонгарда или А.Е.Личко