Акцентуации характера К.Леонгарда или А.Е.Личко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-акцентуации характера (Леонгарда или Личко).doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Экзальтированный  характер  можно было бы назвать  характером тревоги и счастья.  Это название подчеркивает  его близкую связь  с психозом  тревоги и счастья, который сопровождается  резкими колебаниями настроения.

Экзальтированные  люди реагируют на жизнь более  бурно, чем остальные, они одинаково  легко приходят в  восторг от радостных  событий  и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски»  у них один шаг.  Экзальтация  мотивируется  тонкими, альтруистическими  побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут  быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного  порядка, поиски  мировоззрения - все это способно захватить  экзальтированного человека  до глубины души.

Другой  полюс его реакций - крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека  до отчаяния.  По поводу легко поправимой  неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе.  Какую-нибудь рядовую неприятность  друга  он ощутит  болезненнее, чем сам пострадавший. Даже при незначительном страхе  у экзальтированной личности  сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).

Тот факт, что  экзальтированность связана с тонкими  и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим  характером особенно часто обладают артистические натуры - художники, поэты.

АНАЛИЗ И  ИНТЕРПРИТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Ответы испытуемого  на тест «Темперамент» 

N холерик сангвиник флегматик Меланхолик
1 + + - +
2 + + - +
3 - + + -
4 + - - -
5 + - - +
6 + + + -
7 + + + +
8 + + - +
9 - + - +
10 - + + +
11 + - - -
12 + + - +
13 - + - +
14 + - + +
15 + - + +
16 + + + +
17 - - + -
18 + + + +
19 - - + -
20 + - - +
 

Ф(т) = Х(15/40*100%) + Ф(10/40*100%) + С(12/40*100%) + М(14/40*100%) = 37,5%Х + 25%Ф + 30%С + 35%М 

Итог:  испытуемый на 37,5% холерик, на25% флегматик, на 30% сангвиник, на 35% меланхолик.

Вывод: в результате проведённого исследования с помощью теста «Темперамент», у испытуемого выявлены черты всех основных типов темперамента, но доминирующим является холерический. На основании этого приводим краткое описание данного типа темперамента:  
 

Холерический  темперамент. 

Люди этого  темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические  процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения  над торможением, свойственное этому  типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. 

СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

          При сопоставлении результатов   тестов, необходимо учесть, что темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

          Включаясь в развитие характера,  свойства темперамента претерпевают  изменения, в силу чего одни  и те же исходные свойства  могут привести к различным  свойствам характера в зависимости  от условий жизни и деятельности.

          В ходе исследования, с помощью  тестов «Темперамент» и «Акцентуация характера» было установлено, что испытуемый обладает экзальтированным типом характера и холерическим типом темперамента. В соответствии с этим можно составить психологический портрет испытуемого. Ему свойственно:                                                                                          1.большой диапазон эмоциональных состояний,

2. неуравновешенность,

3. интенсивность  психических процессов,

4. крайняя впечатлительность. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Целью данной курсовой работы  было исследование акцентуаций  характера в подростковом возрасте. Объектом настоящего исследования был подросток, ученик 7-го класса. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: для определения акцентуаций характера -  опросник К. Леонгарда, для определения типа темперамента – психологическая характеристика темперамента.

          В ходе проведённой работы  у испытуемого был выявлен  аффектно-экзальтированный тип характера.  Для наиболее полной психологической картины испытуемого была применена методика для исследования типа темперамента, и установлен, таким образом, холерический тип темперамента. На основании вышеприведённых итогов исследования стали очевидны некоторые основные индивидуальные черты личности, такие как:

1.большой диапазон  эмоциональных состояний,

2. неуравновешенность,

3. интенсивность  психических процессов,

4. крайняя впечатлительность.

          Таким образом, была установлена  взаимосвязь темперамента, который  является врождённым, и типом акцентуации характера, который, в свою очередь, может являться приобретённым в процессе воспитания под влиянием каких-либо внешних факторов. 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 
 

  1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006.
  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
  3. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981.
  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983.
  6. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.
  7. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  8. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 1996.
  9. Штерн А.С. Введение в психологию. М.: ФЛИНТА 2006.

.

1. Акцентуации  характера и использование опросника  Г. Смишека // Методические рекомендации  для практических психологов. Составила В. Г. Сахарова. - Владивосток, 1998

2. Кречмер  Э. Строение тела и характера  // Психология индивидуальных различий. – М., 1982

3. Леонгард  К. Акцентуированные личности. –  1999.

4. Личко  А.Е. Психопатия и акцентуация  характера у подростков. – 1983.

5. Макарова  И.В. Психология: Краткий курс  лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.

6. Основы  психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

7. Ратанова  Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические  методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.

8. Диагностика  психических состояний в норме  и патологии. под редакцией Случевского Ф. И. - Л.,1980

9. Н.И. Козлов «истинная правда или учебник для психолога по жизни» - «АСТ-ПРЕСС» 1998г.

10. Штерн  А.С. Введение в психологию. - М.: ФЛИНТА, 2006.

11. Рогов  Е.И. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 1998.

12. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: изд. ВЛАДОС, 1997.

13. Немов  Р.С. Психология.- М.: изд. ВЛАДОС, 1997.

http://www.psychologos.ru/

·  Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.

·  Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 1996

1. Леонград К.  Акцентуирование личности. - Киев, 1981. – 236 с.

2. Немов  Р.С. Психология: Учеб. для студентов  высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

3. Общая  психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986. – 534 с.

4. Оллпорт  Г.В. Личность в психологии. - Спб.: Ювена, 1998.-346 с.

5. Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.2. - М., 1989. - С. 211-235. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 1

      ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

      (опросник  К. Леонгарда) 

      Опросник  предназначен для выявления акцептуаций характера, т.е., определенного направления характера.

      Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (еда»), если нет — знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

      Текст опросника:

      1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.

      2. Вы чувствительны к оскорблениям.

      3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.

      4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

      5. В детстве вы были таким жe cмeлым, как все ваши сверстники.

      6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.

      7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании.

      8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.

      9. Вы серьезный человек.

      10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.

      11. Предприимчивы ли вы.

      12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит.

      13. Мягкосердечны ли вы.

      14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.

      15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников.

      16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте).

      17. Стремитесь ли вы во всем  и всюду соблюдать порядок. 

      18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств.

Информация о работе Акцентуации характера К.Леонгарда или А.Е.Личко