Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 20:36, реферат
Личные, индивидуальные отношения человека к окружающей действительности определяется общественными отношениями, общественно-историческими условиями его жизни, условиями, в которых он живет, развивается и воспитывается.
Теоретическая часть 3
Понятие о характере 3
Классификация черт характера 4
Акцентуация как чрезмерная выраженность черт характера 4
Причины акцентуаций в подростковом возрасте 5
Виды акцентуаций и их проявления 5
Практическая часть 7
Список используемой литературы 9
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКА»
по дисциплине Психология и педагогика
Выполнила:
студентка гр. 1-МЗ-46-с
А.А. Персидская
Студ. билет № 1329225
e-mail: ljlj1234@mail.ru
Проверила:
О.Н. Судакова
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Теоретическая часть 3
Понятие о характере 3
Классификация черт характера 4
Акцентуация как чрезмерная выраженность черт характера 4
Причины акцентуаций в подростковом возрасте 5
Виды акцентуаций и их проявления 5
Практическая часть 7
Список используемой литературы 9
Личные, индивидуальные отношения человека к окружающей действительности определяется общественными отношениями, общественно-историческими условиями его жизни, условиями, в которых он живет, развивается и воспитывается.
Внешние условия, воздействующие на человека, и определяют его характер.
Характер – это индивидуальное
сочетание устойчивых, существенных
психических свойств человека, выражающих
его отношение к
Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности. Черты характера формируются у каждого человека в процессе жизни, в определенных жизненных условиях, в процессе воспитания и деятельного, активного взаимодействия человека со средой.
Индивидуальные особенности, характеризующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или боязливость), к чувствам (жизнерадостность, угнетенность) и к уму (легкомыслие, вдумчивость). Как правило, проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных, интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).
Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент составляет основу характера, он является органической базой характера. С одной стороны, темперамент влияет на форму проявления характера, окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости. С другой стороны, сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.[7;2]
Также характер является свойством личности. Характер наиболее ярко выражает личность, в нем представлены основные черты личности, показывающие отношения человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Черты характера не являются постоянными, они изменяются по определенным законам – новые черты заменяют старые, передовые проявления характера заменяют остальные, отживающие, мешающие развитию человека и движению его вперед. Изменяются внешние условия, вместе с этим изменяется и поведение человека, поступки, личные качества, то есть изменяется его характер. [3;303]
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д.
Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. [5;568]
Рассмотрим подробно черты характера в соответсвии с направленностью личности:
Группа черт характера |
Положительные черты характера |
Отрицательные черты характера |
по отношению к другим людям, коллективу, обществу |
|
|
по отношению к труду, деятельности |
|
|
по отношению к вещам, окружающему миру |
|
|
по отношению к самому себе |
|
|
Акцентуация характера, по А.Е. Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. [6;316]
Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств. В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины. [1;17]
Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Причины возникновения акцентуации
характера у подростка зависят
от биологических и социально-
Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, можно выделить:
2. Неблагоприятная наследственность: определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.
3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.
К социально-психологическим факторам можно отнести:
В зависимости от степени выраженности выделяют два вида акцентуации характера — явная и скрытая. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба вида акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез сведения от близких и непродолжительное наблюдение позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представлене о типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации. [4;288]
Психологическая задача 1
Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают это понятие. Дайте обоснование своего ответа.
б) черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах, так как черты характера проявляются в практической деятельности, и человек всегда действует определенным образом в определенных условиях, за исключением тех случаев, когда он, учитывая обстановку, преднамеренно не действует привычным образом.
в) свойства характера есть не что иное, как отношения личности к определенным сторонам действительности, так как свойство характера обусловлено ситуацией и социально-типичным отношением к ней, то диагноз свойств характера всегда должен быть соотнесен с этими условиями. Один и тот же человек в различных ситуациях и при различном отношении проявляет разные свойства характера.
Психологическая задача 2
Ниже приведены два описания поведения детей и одно самоописание
мира переживаний подростка (из кн.: А.Е. Личко «Эти трудные подростки»).
Попытайтесь определить по этим описаниям типы акцентуаций характера.
1. Гришка был неугомонным с раннего детства. Еще когда ходил в детский сад, бабушка и мать были вынуждены непрестанно выслушивать на него жалобы воспитательниц. Правда, на прямой вопрос, что же он натворил, те редко могли сказать что-нибудь вразумительное. Шумный слишком. Всюду лезет. Не хочет ходить в паре. Не спит после обеда – прыгает по кровати. Сорвал тихий час – притащил с прогулки в спальню огромного жука. Испугал девочку – подскочил сзади, схватил за ногу и залаял, а та боялась собак.
Дома его бранили, но не слишком. «Живой ребенок», - говорила бабушка. По вечерам он искренне обещал стать послушным, утром в садике уже не помнил своих обещаний. «И главное, - сетовали воспитательницы, слишком уж самостоятельный». (Гипертимический тип)
2. Игорь сразу обращал
на себя внимание особой
С небрежным видом и как бы вскользь, намеками или будто нечаянно вырвавшимися фразами он создавал вокруг себя облачко какой-то таинственности, необычности, незаурядности. Стремление быть не таким, как все, проступало даже в мелочах.
А если должного эффекта не достигалось, Игорь быстро и довольно умело переводил разговор на другую тему: Для матери он был ее кумиром, ее божком.