Акцентуация характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:34, дипломная работа

Описание работы

Акцентуированность характера – явление весьма распространенное среди подростков, и естественно, оно не может не отражаться педагогическим сознанием. Отражение это проявляется прежде всего в понятии «трудный возраст». Подросткам вообще свойственна определенная дисгармоничность, акцентуированность характера, в этом одна из важнейших особенностей данного возраста. Так, по данным А.Е. Личко, заостренность отдельных черт характера, их акцентуированность у учащихся разных типов школ варьирует в пределах от 32 до 88 процентов от общего контингента

Содержание работы

ГЛАВА 1.ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 2
1 Акцентуированность среди подростков и основные подходы к ее классификации 2
Типологии акцентуаций характера 2
2. Краткие описания типов акцентуированности у школьников-подростков 3
1.2.1. Гипертимный тип 3
1.2.2. Циклоидный тип 3
1.2.3. Лабильный тип 4
1.2.4. Астено-невротический тип 5
1.2.5. Сенситивный тип 6
1.2.6. Тревожно-педантический тип 7
1.2.7. Интровертированный тип 8
1.2.8. Возбудимый тип 9
1.2.9. Демонстративный тип 11
1.2.10. Неустойчивый тип 13
ГЛАВА 2. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 15
2.1. Содержание модификации 15
2. Устройство МПДО 16
3. Работа с учащимися по результатам тестирования 19
Инструкция для обследуемых по МПДО 20
Лист вопросов 21
Лист ответов

Файлы: 1 файл

Личко - МПДО.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Правила идентификации  типов:

1. Если МДЧ достигнуто или превышено только по одному типу, то диагностируется этот тип.

2  Если МДЧ превышено по нескольким типам, то диагностируется:

 

а) в случае ниже перечисленных сочетаний – смешанный тип:

 

Г, Ц

Г,Д

Г,Л

 

Ц,Л

     

Л,А

Л, С

Л,Д

Л,Н

А,С

А,Т

А,Д

 

С, Т

С, И

   

Т,И

     

И,В

И,Д

И,Н

 

В,Д

В,Н

   

Д, Н

     

 

 

Другие сочетания, полученные по МПДО, должны быть признаны несочетаемыми (что доказано клиническими наблюдениями). Например, гипертимный и интровертироваиный тип, сенситивный и возбудимый, и т.д.

б) Если по какому-либо типу набрано баллов на 4 больше, чем по другим типам, то последние не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

в) В "случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого набрано больше баллов.

г) Если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, то для исключения одного из них необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):

Г +Л = Г

А + И = И

Ц + А = А

С + В = В

Г + А = А

А + В = В

Ц+ С = С

С + Д = Д

Г + С = Г

А + Н = Н

Ц + Т = Т

С + Н = Н

Г + Т = Т

 

Ц + И = И

 

Г + Ш = И

Т + В = В

Ц + В = В

Л + Т = Т

Г + В = Г

Т + Д = Д

Ц +Д = Д

Л + И = И

 

Т + Н = Н

Ц + Н = Н

Л + В = В


 

3. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении нескольких типов и по правилу 2 их не удается сократить до двух, то тогда отбираются два типа с наибольшим числом баллов, после чего руководствуются правилом 2.

4. Если по контрольной шкале получено более 4 баллов, то, как уже отмечалось, к шкале демонстративности прибавляется 1 балл, если больше 7 – прибавляется соответственно 2 балла. Однако, если после этого демонстративный тип не диагностируется, результаты обследования признаются недостоверными и в отношении данного подростка его надо повторить.

Достижение или превышение МДЧ по тому или иному типу плюс представленные выше правила идентификации типов гарантируются точность диагностики не менее Р > 0,95.

Пример диагностической процедуры теста МПДО

Петров В., 9-Б класс.

                           

МДЧ

Г

1

12

23

34

45

56

67

78

89

100

111

122

133

10

Ц

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

112

123

134

8

Л

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

113

124

135

9

А

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

114

125

136

8

С

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

115

126

137

8

Т

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

116

127

138

9

И

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

117

128

139

9

В

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

118

129

140

9

Д

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

119

130

141

9

Н

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

120

131

142

10

К

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

121

132

143

4


 

В данном случае МДЧ превышено по двум типам:

Гипертимный тип – 10;

Тревожно-педантический тип – 10. Согласно правилу 2а, гипертимный и тревожно-педантический типы несочетаемы. Согласно правилу 2в и 2г, диагностируется тревожно-педантический тип, а приписывание себе черт гипертимного типа следует рассматривать как проявление либо гиперкомпенсации (желания стать сильным именно там, где ты слаб), либо психологической защиты, либо того и другого вместе.

3. Работа с учащимися по результатам тестирования

И процедура, и особенно результаты обследования особенностей характера вызывают живейший интерес у испытуемых, и, естественно, экзаменатор (школьный психолог, педагог) должен пойти навстречу желанию испытуемых ознакомиться с результатами исследования, получить индивидуальную консультацию.

Исходя из опыта автора, можно рекомендовать следующую программу работы с детьми по результатам тестирования:

1. Сообщение каждому испытуемому его диагноза. При групповом тестировании целесообразно это делать с помощью небольшой карточки, например:

«Петров И.Д., 8-Б класс:

Гипертимно-демонстративный тип».

Карточка с диагнозом (таковым может быть и указание на отсутствие акцентуации) выдается каждому учащемуся лично.

2. Групповое и индивидуальное консультирование.

Разумеется, сам по себе диагноз мало что скажет подростку, поэтому экспериментатор в определенной форме (беседа с классом, факультативное, кружковое занятие и т.п.) должен довести до сведения учащихся феноменологическое описание каждого типа, сформировать у школьников понятие об акцентуации характера.

Подобное информирование очень полезно для учащихся, поскольку чем больше своих качеств человек вычленяет при анализе своего Я, чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень его самосознания.

После групповой консультации многие подростки, вероятно, захотят попасть к психологу на индивидуальный прием. В ходе беседы ученик обычно изъявляет желание поговорить о себе, о своем характере, получить рекомендации по его. усовершенствованию.

При этом довольно часто подростки приходят с психологическими .проблемами, требующими кропотливой работы: дополнительных исследований, длительной коррекционной работы.

3. Опираясь на полученные результаты, психолог в продуманной, деликатной форме (заботясь прежде всего об интересах ребенка) дает рекомендации в отношении данного подростка классному руководителю, родителям, педагогам, администрации школы.

 

Инструкция для обследуемых по МПДО

Ребята, каждый из вас хочет знать особенности своего характера, по крайней мере, его наиболее яркие, выпуклые черты. Знание своего характера позволяет управлять собой: лучше взаимодействовать с людьми, ориентироваться на определенный круг профессий и т.д. Ведь характер – это основа личности.

Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности.

Вам предложены Лист вопросов и Лист ответов. Прочитав в Листе ответов каждый вопрос-утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то тогда обведите кружком номер этого вопроса на Листе ответов, если нет, то просто пропустите этот номер.

Чем точнее и искреннее будут ваши выборы – тем лучше вы узнаете свой характер.

После того как Лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных вами баллов по каждой строке (один номер, взятый в кружок, – это один балл). Проставьте эти суммы в конце каждой строки.

 

Лист вопросов

  1. В детстве я был веселым и неугомонным.
  2. В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.
  3. В детстве я был таким же, как и сейчас: меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить.
  4. У меня часто бывает плохое самочувствие.
  5. В детстве я был обидчивым и чувствительным.
  6. Я часто опасаюсь, что с моей мамой что-то может случиться.
  7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
  8. В детстве я был капризным и раздражительным.
  9. В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.
  10. Считаю, что самое важное – несмотря ни на что, как можно лучше провести сегодняшний день.
  11. Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне невыгодно.
  12. Как правило, у меня хорошее настроение.
  13. Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохое.
  14. Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
  15. Я часто испытываю вялость, недомогание.
  16. К спиртному я испытываю отвращение.
  17. Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.
  18. Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
  19. Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
  20. Я не вижу у себя больших недостатков.
  21. От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, то молча слушаю, думая о другом.
  22. Все мои привычки хороши и желательны.
  23. Мое настроение не меняется от незначительных причин.
  24. Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
  25. Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
  26. Периодами я чувствую себя бодрым, периодами – разбитым.
  27. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.
  28. Мое отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
  29. Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.
  30. Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
  31. Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.
  32. Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.
  33. Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.
  34. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
  35. Я плохо переношу голод – быстро слабею.
  36. Одиночество т переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
  37. У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
  38. Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
  39. Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.
  40. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
  41. Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.
  42. Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.
  43. Как правило, я не готов w уроки.
  44. Я всегда говорю взрослым только правду.
  45. Приключения и риск меня привлекают.
  46. К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
  47. Мое настроение прямо зависит от школьных и домашних дел,
  48. Я часто устаю к концу дня, причем так, что кажется – совсем не осталось сил.
  49. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
  50. Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
  51. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
  52. Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
  53. Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
  54. Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
  55. Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.
  56. Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.
  57. Я могу идти впереди других 9 рассуждениях, но не в действиях.
  58. Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
  59. Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
  60. Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
  61. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
  62. Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
  63. Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
  64. Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актером.
  65. Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно – все само собой образуется.
  66. Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.
  67. Я убежден, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.
  68. Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.
  69. Довольно часто мое настроение отражается в моих поступках.
  70. Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
  71. Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.
  72. Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
  73. Я могу выслушивать критику и возражения, но стараюсь все равно все сделать по-своему.
  74. Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
  75. Я практически никогда не испытываю чувство стыда или застенчивости.
  76. Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.
  77. Я никогда не говорю о других дурно.
  78. Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
  79. Иногда мое построение зависит от погоды.
  80. Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
  81. Жизнь кажется мне очень тяжелой.
  82. Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.
  83. Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно.
  84. Мне кажется, что другие меня не понимают.
  85. Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.
  86. Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
  87. Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.
  88. Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
  89. При неудаче я могу посмеяться над собой,
  90. У меня бывают периоды подъема, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
  91. Если мне что-то не удается, я могу отчаяться и потерять надежду.
  92. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
  93. Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм
  94. Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений
  95. Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
  96. Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю пробив нее.
  97. Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории
  98. Считаю, что лучшее времяпрепровождение – это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
  99. Я никогда не опаздываю в школу или еще куда-нибудь
  100. Мне неприятно оставаться долго на одном месте.
  101. Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.
  102. Я не умею командовать другими людьми.
  103. Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
  104. Не люблю всякие опасные и рискованные приключения,
  105. У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
  106. Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
  107. Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
  108. Я всегда высказываю свое мнение, если что-то обсуждается в классе.
  109. Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
  110. Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
  111. Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти.
  112. Мне иногда бывают неприятны праздники.
  113. Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
  114. Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
  115. Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
  116. Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.
  117. Меня привлекав только то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
  118. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
  119. Если я кого-то не уважаю, мне удается вест себя так, что он этого не замечает.
  120. Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.
  121. Мне нравятся все школьные предметы.
  122. Я часто бываю вожаком в играх.
  123. Я легко переношу боль и физические страдания.
  124. Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.
  125. Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всем, особенно часто – о своем здоровье.
  126. Л редко бываю беззаботно веселым.
  127. Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы все было хорошо.
  128. Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса,
  129. Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
  130. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
  131. Учеба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще не учился бы.
  132. У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
  133. У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой веселый.
  134. Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
  135. Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
  136. Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
  137. Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят,
  138. Учителя считают меня аккуратным и старательным.
  139. Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
  140. Мне нравится, когда мне подчиняются.
  141. Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
  142. Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.
  143. Я никогда никому не желал плохого.

Лист  ответов

 

Тип

Номер утверждения

Г

1

12

23

34

45

56

67

78

89

100

111

122

133

 

Ц

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

112

123

134

 

Л

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

113

124

135

 

А

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

114

125

136

 

С

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

115

126

137

 

Т

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

116

127

138

 

И

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

117

128

139

 

В

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

118

129

140

 

Д

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

119

130

141

 

Н

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

120

131

142

 

К

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

121

132

143

 

Информация о работе Акцентуация характера