Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:34, дипломная работа
Акцентуированность характера – явление весьма распространенное среди подростков, и естественно, оно не может не отражаться педагогическим сознанием. Отражение это проявляется прежде всего в понятии «трудный возраст». Подросткам вообще свойственна определенная дисгармоничность, акцентуированность характера, в этом одна из важнейших особенностей данного возраста. Так, по данным А.Е. Личко, заостренность отдельных черт характера, их акцентуированность у учащихся разных типов школ варьирует в пределах от 32 до 88 процентов от общего контингента
ГЛАВА 1.ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 2
1 Акцентуированность среди подростков и основные подходы к ее классификации 2
Типологии акцентуаций характера 2
2. Краткие описания типов акцентуированности у школьников-подростков 3
1.2.1. Гипертимный тип 3
1.2.2. Циклоидный тип 3
1.2.3. Лабильный тип 4
1.2.4. Астено-невротический тип 5
1.2.5. Сенситивный тип 6
1.2.6. Тревожно-педантический тип 7
1.2.7. Интровертированный тип 8
1.2.8. Возбудимый тип 9
1.2.9. Демонстративный тип 11
1.2.10. Неустойчивый тип 13
ГЛАВА 2. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 15
2.1. Содержание модификации 15
2. Устройство МПДО 16
3. Работа с учащимися по результатам тестирования 19
Инструкция для обследуемых по МПДО 20
Лист вопросов 21
Лист ответов
Правила идентификации типов:
1. Если МДЧ достигнуто или превышено только по одному типу, то диагностируется этот тип.
2 Если МДЧ превышено по нескольким типам, то диагностируется:
а) в случае ниже перечисленных сочетаний – смешанный тип:
Г, Ц |
Г,Д |
Г,Л |
|
Ц,Л |
|||
Л,А |
Л, С |
Л,Д |
Л,Н |
А,С |
А,Т |
А,Д |
|
С, Т |
С, И |
||
Т,И |
|||
И,В |
И,Д |
И,Н |
|
В,Д |
В,Н |
||
Д, Н |
Другие сочетания, полученные по МПДО, должны быть признаны несочетаемыми (что доказано клиническими наблюдениями). Например, гипертимный и интровертироваиный тип, сенситивный и возбудимый, и т.д.
б) Если по какому-либо типу набрано баллов на 4 больше, чем по другим типам, то последние не диагностируются, даже если сочетание совместимо.
в) В "случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого набрано больше баллов.
г) Если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, то для исключения одного из них необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):
Г +Л = Г |
А + И = И |
Ц + А = А |
С + В = В |
Г + А = А |
А + В = В |
Ц+ С = С |
С + Д = Д |
Г + С = Г |
А + Н = Н |
Ц + Т = Т |
С + Н = Н |
Г + Т = Т |
Ц + И = И |
||
Г + Ш = И |
Т + В = В |
Ц + В = В |
Л + Т = Т |
Г + В = Г |
Т + Д = Д |
Ц +Д = Д |
Л + И = И |
Т + Н = Н |
Ц + Н = Н |
Л + В = В |
3. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении нескольких типов и по правилу 2 их не удается сократить до двух, то тогда отбираются два типа с наибольшим числом баллов, после чего руководствуются правилом 2.
4. Если по контрольной шкале получено более 4 баллов, то, как уже отмечалось, к шкале демонстративности прибавляется 1 балл, если больше 7 – прибавляется соответственно 2 балла. Однако, если после этого демонстративный тип не диагностируется, результаты обследования признаются недостоверными и в отношении данного подростка его надо повторить.
Достижение или превышение МДЧ по тому или иному типу плюс представленные выше правила идентификации типов гарантируются точность диагностики не менее Р > 0,95.
Пример диагностической процедуры теста МПДО
Петров В., 9-Б класс.
МДЧ | ||||||||||||||
Г |
1 |
12 |
23 |
34 |
45 |
56 |
67 |
78 |
89 |
100 |
111 |
122 |
133 |
10 |
Ц |
2 |
13 |
24 |
35 |
46 |
57 |
68 |
79 |
90 |
101 |
112 |
123 |
134 |
8 |
Л |
3 |
14 |
25 |
36 |
47 |
58 |
69 |
80 |
91 |
102 |
113 |
124 |
135 |
9 |
А |
4 |
15 |
26 |
37 |
48 |
59 |
70 |
81 |
92 |
103 |
114 |
125 |
136 |
8 |
С |
5 |
16 |
27 |
38 |
49 |
60 |
71 |
82 |
93 |
104 |
115 |
126 |
137 |
8 |
Т |
6 |
17 |
28 |
39 |
50 |
61 |
72 |
83 |
94 |
105 |
116 |
127 |
138 |
9 |
И |
7 |
18 |
29 |
40 |
51 |
62 |
73 |
84 |
95 |
106 |
117 |
128 |
139 |
9 |
В |
8 |
19 |
30 |
41 |
52 |
63 |
74 |
85 |
96 |
107 |
118 |
129 |
140 |
9 |
Д |
9 |
20 |
31 |
42 |
53 |
64 |
75 |
86 |
97 |
108 |
119 |
130 |
141 |
9 |
Н |
10 |
21 |
32 |
43 |
54 |
65 |
76 |
87 |
98 |
109 |
120 |
131 |
142 |
10 |
К |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
77 |
88 |
99 |
110 |
121 |
132 |
143 |
4 |
В данном случае МДЧ превышено по двум типам:
Гипертимный тип – 10;
Тревожно-педантический тип – 10. Согласно правилу 2а, гипертимный и тревожно-педантический типы несочетаемы. Согласно правилу 2в и 2г, диагностируется тревожно-педантический тип, а приписывание себе черт гипертимного типа следует рассматривать как проявление либо гиперкомпенсации (желания стать сильным именно там, где ты слаб), либо психологической защиты, либо того и другого вместе.
И процедура, и особенно результаты обследования особенностей характера вызывают живейший интерес у испытуемых, и, естественно, экзаменатор (школьный психолог, педагог) должен пойти навстречу желанию испытуемых ознакомиться с результатами исследования, получить индивидуальную консультацию.
Исходя из опыта автора, можно рекомендовать следующую программу работы с детьми по результатам тестирования:
1. Сообщение каждому испытуемому его диагноза. При групповом тестировании целесообразно это делать с помощью небольшой карточки, например:
«Петров И.Д., 8-Б класс:
Гипертимно-демонстративный тип».
Карточка с диагнозом (таковым может быть и указание на отсутствие акцентуации) выдается каждому учащемуся лично.
2. Групповое и индивидуальное консультирование.
Разумеется, сам по себе диагноз мало что скажет подростку, поэтому экспериментатор в определенной форме (беседа с классом, факультативное, кружковое занятие и т.п.) должен довести до сведения учащихся феноменологическое описание каждого типа, сформировать у школьников понятие об акцентуации характера.
Подобное информирование очень полезно для учащихся, поскольку чем больше своих качеств человек вычленяет при анализе своего Я, чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень его самосознания.
После групповой консультации многие подростки, вероятно, захотят попасть к психологу на индивидуальный прием. В ходе беседы ученик обычно изъявляет желание поговорить о себе, о своем характере, получить рекомендации по его. усовершенствованию.
При этом довольно часто подростки приходят с психологическими .проблемами, требующими кропотливой работы: дополнительных исследований, длительной коррекционной работы.
3. Опираясь на полученные результаты, психолог в продуманной, деликатной форме (заботясь прежде всего об интересах ребенка) дает рекомендации в отношении данного подростка классному руководителю, родителям, педагогам, администрации школы.
Ребята, каждый из вас хочет знать особенности своего характера, по крайней мере, его наиболее яркие, выпуклые черты. Знание своего характера позволяет управлять собой: лучше взаимодействовать с людьми, ориентироваться на определенный круг профессий и т.д. Ведь характер – это основа личности.
Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности.
Вам предложены Лист вопросов и Лист ответов. Прочитав в Листе ответов каждый вопрос-утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то тогда обведите кружком номер этого вопроса на Листе ответов, если нет, то просто пропустите этот номер.
Чем точнее и искреннее будут ваши выборы – тем лучше вы узнаете свой характер.
После того как Лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных вами баллов по каждой строке (один номер, взятый в кружок, – это один балл). Проставьте эти суммы в конце каждой строки.
Тип |
Номер утверждения |
∑ | ||||||||||||
Г |
1 |
12 |
23 |
34 |
45 |
56 |
67 |
78 |
89 |
100 |
111 |
122 |
133 |
|
Ц |
2 |
13 |
24 |
35 |
46 |
57 |
68 |
79 |
90 |
101 |
112 |
123 |
134 |
|
Л |
3 |
14 |
25 |
36 |
47 |
58 |
69 |
80 |
91 |
102 |
113 |
124 |
135 |
|
А |
4 |
15 |
26 |
37 |
48 |
59 |
70 |
81 |
92 |
103 |
114 |
125 |
136 |
|
С |
5 |
16 |
27 |
38 |
49 |
60 |
71 |
82 |
93 |
104 |
115 |
126 |
137 |
|
Т |
6 |
17 |
28 |
39 |
50 |
61 |
72 |
83 |
94 |
105 |
116 |
127 |
138 |
|
И |
7 |
18 |
29 |
40 |
51 |
62 |
73 |
84 |
95 |
106 |
117 |
128 |
139 |
|
В |
8 |
19 |
30 |
41 |
52 |
63 |
74 |
85 |
96 |
107 |
118 |
129 |
140 |
|
Д |
9 |
20 |
31 |
42 |
53 |
64 |
75 |
86 |
97 |
108 |
119 |
130 |
141 |
|
Н |
10 |
21 |
32 |
43 |
54 |
65 |
76 |
87 |
98 |
109 |
120 |
131 |
142 |
|
К |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
77 |
88 |
99 |
110 |
121 |
132 |
143 |