Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:56, контрольная работа
Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Автором дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, также описаны личностные и социально-психологические аспекты проблем одаренного ребенка, обозначена актуальность рассматриваемых вопросов для отечественной педагогической практики. В статье даются общие рекомендации, направленные на повышение эффективности работы с одаренными детьми в условиях школы.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
Э.А. Тухтубаева, учитель начальных классов, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13 города Сургута.
Аннотация. Статья посвящена
описанию актуальных проблем, с которыми
сталкиваются педагоги при работе с
одаренными детьми в школе. Автором
дана характеристика одаренности как
психолого-педагогической категории,
также описаны личностные и социально-психологические
аспекты проблем одаренного ребенка,
обозначена актуальность рассматриваемых
вопросов для отечественной
Интерес общества к одаренным
детям как к будущей
Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.
В целом, можно утверждать,
что особое значение для современной
школы приобретают вопросы
По решению Всемирной
организации здравоохранения
Одарённость можно представить как особое сочетание трёх характеристик:
Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи – ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм – стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.
Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся [7].
Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними.
Рассмотрим круг проблемных
моментов, обусловленных общей
Первая группа актуально
существующих проблем связана с
негативными личностно-
Данные проблемы, или, говоря другими словами, малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике. Социально-психологические, коммуникативные трудности можно типизировать следующим образом.
Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей – в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.
Достаточно часто в
школьной практике можно встретить
и противоположную социально-
Одну из серьёзных причин
таких социально-
Другая причина социально-
Одной из проблем является
то, что всё реальнее проявляется
противоречие между необходимостью
в развитии и обучении одаренных
детей и недостаточной
Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это[8]:
Из всего сказанного может
создаться впечатление, что детская
одаренность – процесс
Особенно трудно – своевременно
«заметить» такого ребенка. Идентифицировать
ребенка как «одаренного» либо как
«неодаренного» на данный момент времени
– значит искусственно вмешаться
в его судьбу, заранее, предопределяя
его субъективные ожидания. Следует
помнить, что одаренность у разных
детей может быть выражена в более
или менее очевидной форме. Анализируя
особенности поведения ребенка,
педагог должен иметь в виду, что
существуют дети, чью одаренность
они пока не смогли увидеть. Так же
важно учитывать, что признаки одаренности,
проявляющиеся в детстве, даже при
самых благоприятных условиях могут
постепенно исчезнуть. В детской
психологии существует термин «затухание
одаренности», затухание может быть
обусловлено разными причинами.
Одна из них – отсутствие в структуре
одаренности творческого
Однако если по отношению ко всем обычным детям – при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении – педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными.
Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.
За проблемами в поведении,
общении и обучении, сопровождающими
феномен детской одаренности, стоят
различные факторы. Это может
быть следствием: нарушений в онтогенетическом
развитии – запаздывания или инверсии
(нарушения последовательности) в
прохождении определенных генетических
программ, функциональной незрелости
в развитии высших психических функций
(ВПФ), а также неадекватного
В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:
Все обозначенные проблемы
обуславливают необходимость
С 60-х годов ХХ века в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге [6]. Все учреждения возникли по спеиальному постановлению правительства еще в 1963 году. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.
Информация о работе Актуальная проблемы в работе педагога с одаренными детьми