Актуальная проблемы в работе педагога с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Автором дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, также описаны личностные и социально-психологические аспекты проблем одаренного ребенка, обозначена актуальность рассматриваемых вопросов для отечественной педагогической практики. В статье даются общие рекомендации, направленные на повышение эффективности работы с одаренными детьми в условиях школы.

Файлы: 1 файл

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.docx

— 27.82 Кб (Скачать файл)

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом [9], А.М. Матюшкиным [5], В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой [5], В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

В качестве педагогических рекомендаций по работе с одаренным  ребенком можно сформулировать следующие:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций  по наиболее сложным и запутанным  вопросам.

3. Выбрать форму отчета  ребенка по предмету (тесты, вопросы  и т.д.) за определенные промежутки  времени.

4. Ребенку предоставить: название темы, план изучения  темы, основные вопросы, понятия  и термины, которые он должен  усвоить; практические работы, список  необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.

5. Для анализа результатов  работы оформить таблицу:

  1. предмет
  2. дата и время консультаций
  3. главные рассматриваемые вопросы
  4. время работы с темой по программе
  5. фактическое затраченное время
  6. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  7. невыясненные вопросы
  8. причины отклонений от сроков.

6. Учителю необходимо  быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности  ребенка, поощрять его творческое  и продуктивное мышление, стремиться  к глубокой проработке выбранной  темы.

Учитывая все вышеназванные  особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут  комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным  ребенком.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и  профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов  – в достижении понимания самих  себя и других;

2) предоставлением знаний  о процессах обучения, развития  и особенностях разных видов  одаренности; 

3) тренировкой умений, необходимых  для того, чтобы обучать эффективно  и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших  специальную подготовку учителей для  одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница  заключается в распределении времени на виды активности .

В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа  испытывает особые потребности в  учебниках и программах, в которых  учитывались бы индивидуальные запросы  и интересы одаренных детей. В  программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка  за пределы курса. И поэтому большое  значение в развитии одаренного ребенка  играет система дополнительного  образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может  быть, основная роль принадлежит учреждениям  культуры) дают возможность реализовывать  интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда  не прекращающийся процесс. Он требует  от учителей и воспитателей личностного  роста, хороших, постоянно обновляемых  знаний в области психологии одаренных  и их обучения, а также тесного  сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, - М.,2002.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.
  3. Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.den-za-dnem.ru.]/
  4. Леви В. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.: Знание, 1988.
  5. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.
  6. Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.eaicy-dar.ru/stati/Statya6.html]
  7. Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html]
  8. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.kursx.ru/psy86.html].
  9. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса, - М., 1996.
  10. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: «Просвещение», учебная литература, 1996.

Информация о работе Актуальная проблемы в работе педагога с одаренными детьми