Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:07, лабораторная работа
А. Развитие как рост - Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.
Модуль 2. Актуальные вопросы психологии личности.
Задание 1.1.
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
Социальная ситуация развития |
Основные новообразования |
Новорожденный (0-3 мес.) |
------ |
Полная физическая и психическая зависимость от взрослого |
Комплекс оживления- это эмоционально-двигательная реакция ребенка на появление взрослого |
Младенец (3 мес. – 1 год) |
Эмоциональное общение |
Развитие системы «ребенок – общественный взрослый» |
Язык. Эмоциональное ощущение собственного тела. Развитие потребностей и мотивов. |
Раннее детство (1-3 года) |
Предметная манипулятивная деятельность |
Общение с взрослым, отношение и действий с предметами |
Язык. Наглядно-действенное мышление. Стремление к самостоятельности (Я сам) |
Дошкольный возраст (3-6-7 лет) |
Ролевая игра |
Дальнейшее развитие системы «ребенок – общественный взрослый». Постижение мира взрослых отношений. |
Эмоциональное оформление социальных потребностей, мотивов. Развитие образного мышления, воображения.Формирование произвольного поведения. Формирование морали. |
Младший возраст (6-7-11 лет) |
Учебная деятельность |
Ребенок-учитель. Отношения в детском коллективе. Отношения с родителями. |
Внутренний план действий. Рефлексия. Развитие познавательных процессов. Развитие произвольного поведения. |
Подростковый возраст (11-15 лет) |
Общение |
Отношения со взрослыми (с конфликтами или без). Отношения со сверстниками. |
Развитие потребностей и мотивов. Рефлексия в моральной сфере. Чувство взрослости. Критическое отношение к взрослым. Самооценка. |
юность (15-17 лет) |
Профессиональное |
Двойственность социальной ситуации: самостоятельность, получение гражданских прав- зависимость от взрослых |
Обобщенное представление о «Я». Моральная сфера. Профессиональное самоопределение. Развитие интимно-личностной сферы. Теоретическая форма мышления. |
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) |
Баланс между развитием и стагнацией |
Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя людям |
Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. |
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
|
Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь |
Профессия, родной дом |
Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения |
Поздняя взрослость (свыше 60 лет) |
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. |
Человечество, близкие люди. |
Принятие прожитой жизни такой, как она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примирится с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. |
Задание 2.1.
А. Развитие как рост - Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.
Б. Развитие как созревание - развитие как созревание. Такое определение развития используется преимущественно в повседневном мышлении. Под созреванием понимается редукция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.
В. Развитие как совершенствование - развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, непонятно, кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат). И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совершенства»?).
Г. Развитие как универсальное изменение - В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной очевидности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вообще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.
Д.Развитие как качественное, структурное изменение - Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем самым возвращаемся к определению развития через совершенствование, сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается предмет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то теперь — лишь о совершенствовании только его структуры. Иначе говоря, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.
Задание 2.3.
- для развития речи – от 1 года до 3 лет;
- для освоения иностранных языков – 4-5 лет;
- для освоения этических
представлений и норм –
- для формирования самооценки - от 3 до 9 лет;
-для освоения основ
наук – младший школьный
Значение воспитания и образования для психического развития – не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.
Задание 1.4.
Тема 2. Темперамент как базовая характеристика личности.
Задание 2.1.
Лептосоматик . Тип темперамента – шизотимик. Проявления: замкнут, упрям, с трудом приспосабливается к окружению
Пикник. Тип темперамента – циклотимик. Проявления: эмоции колеблются между радостью и печалью, легко идет на контакт с малознакомыми людьми.
Атлетик. Тип темперамента – иксотимик. Проявления: спокойствие, сдержанные жесты и мимика, мелочность.
Дипластик. Тип темперамента - шизотимик. Проявления: деформация телосложения, замкнутость, упрямство.
Задание 2.2.
Эндоморфный. Тип темперамента: висцеротонический. Проявления: внешняя расслабленность движений и осанки, любит комфорт, испытывает удовольствие от еды, общителен.
Мезоморфный. Тип темперамента: соматотонический. Проявления: энергичен, физически крепок, храбрый, психологически нечувствителен.
Эктоморфный. Тип темперамента: церебротонический. Проявления: заторможенность в движениях, скованность в осанке.
Задание 2.3.
Эргичность.
Предметная – Жизненный тонус, активность, жажда деятельности.
Социальная эргичность – проявляется в характеристиках контактов и особенностях их общительности.
Пластичность
Предметная – особенность мышления, внимания, склонности к переходам в другие виды деятельности.
Социальная – контактное поведение, коммуникация, переключаемость в общении
Скорость, темп
Предметная - Характеристики скорости и легкости выполнения действий
Социальная – Речевая активность, особенности вербализации
Эмоциональность
Предметная - Отношение к задуманному и реальному, уверенность при выполнении действий
Социальная – проявляется по этим показателям в социальных контактах личности.
Задание 2.4.
Холерик.
Поведение: легко выходит из себя, агрессивен, нетерпелив.
Эмоциональное переживание: неуравновешен, легко возбудим, выразительная мимика
Общительность: Не имеет возможности объективно оценивать свои поступки, поведение. Сложно вливается в коллектив
Отношение к критике: К критике относится крайне негативно и агрессивно ее воспринимает
Отношение к опасности: слишком самоуверен, из за чего может не почувствовать реальной угрозы
Стремление к цели: за новое дело берется с энтузиазмом, но быстро к нему остывает, из за чего бросает достижение цели на полпути.
Сангвиник.
Поведение: хорошо контролирует выражение чувств, трезво оценивает внешнюю действительность, энергичен
Эмоциональное переживание: легко контролирует эмоции, активно вступает в контакт.
Общительность: Легко вступает в контакт с новыми людьми
Отношение к критике: довольно трезво оценивает критику в свой адрес, задумывается об этом
Отношение к деятельности: легко переключается с одной работы на другую; может долго работать, не утомляясь
Отношение к опасности: чувствителен к колебаниям внешнего мира, обладает хорошей интуиуцией
Стремление к цели: всё новое его увлекает до тех пор, пока не наступит рутинная, однообразная деятельность.
Флегматик
Поведение: внешне спокоен и серьезен. Планирует свои действия. Доброжелателен и благоразумен.
Эмоциональное переживание: мало эмоционален. Невозмутим. Чувства выражает слабо.
Общительность: ровен в общении, вежлив.
Отношение к критике: его трудно чем-либо задеть или вывести из себя.
Отношение к деятельности: работоспособен, энергичен, терпелив и выдержан.
Отношение к опасности: уверен в своих действиях
Стремление к цели: к цели будет идти долго и упорно, но своего добьется.
Меланхолик
Поведение: Легко уязвим, нервозен, все «новое» его тормозит.
Эмоциональное переживание: Повышенная чувствительность, болезненно обидчив. Невыразительная мимика
Общительность: избегает общения с малознакомыми людьми.
Отношение к критике: равнодушно выслушивает критику.
Отношение к деятельности: сравнительно пассивен в работе, малозаинтересован. В привычной обстановке спокойно работает.
Отношение к опасности: из – за своей пассивности и равнодушия не может трезво оценить реальную угрозу
Стремление к цели: будет медленно идти к цели, но если на его пути встретится препятствие, для которого необходимо будет приложить усилия, скорее всего, развернется и прекратит путь к достижению цели.
Задание 2.5.
Медлительность, впечатлительность, общительность, благородство, трудолюбие, скупость, агрессивность, выспыльчивость, оптимизм, решительность, дружелюбие, инициативность, ранимость, энергичность, жизнерадостность, самоуверенность, осторожность, тревожность.
Задание 2.6.
По порядку:
Флегматик
Сангвиник
Холерик
Меланхолик
Меланхолик
Тема 3.
Задание 3.1.
1-В
2-А
3-Б
Задание 3.2.
Положительные эмоции: удовольствие, радость, симпатия, восторг, любовь, умиление, благодарность, нежность, блаженство, предвкушение
Отрицательные эмоции: неудовольствие, горе, тоска, печаль, тревога, обида, боязнь, испуг, страх, жалость, сочувствие, сострадание, ревность, ужас, недоверие, стыд, отвращение, угрызения совести, нетерпение.
Задание 3.3.
Тревога – эпизодические
проявления беспокойства и волнения.
Это чувство неосознаваемое, смутное,
характеризуется ожиданием
Страх, как правило, предполагает ту или иную физическую угрозу. Связан с болью, опасностью, угрозой жизни человека. В основе страха лежат примитивные человеческие инстинкты.
Задание 3.4.
Задание 3.5.
Развитие механизмов защиты и совладания, овладение необходимыми навыками для преодоления трудных жизненных ситуаций – важная и необходимая часть развития личности ребенка. Существенной стороной понимания любого личностного феномена является представление о законах его формирования в онтогенезе. В процессе онтогенеза у каждого ребенка формируется индивидуальный уникальный стиль адаптивного или защитного поведения, управляющий состоянием и преодолевающий стрессы повседневной жизни. Изучение совладающего поведения личности ведется в возрастном диапазоне от преддошкольного детства до старости. Известно, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы: динамические особенности психики; личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей; опыт отношений в родительской семье как пример разрешения жизненных ситуаций; хроническая психотравматизация. Разные исследователи, выделяют и исследуют разнообразные факторы, сосредотачивая свое внимание либо на индивидуальных, либо на средовых факторах, определяющих развитие и становление адаптивного поведения. Однако. до настоящего времени отсутствует систематичность и последовательность в анализе основных факторов, участвующих в становлении стиля защитного поведения у детей.