Актуальные вопросы психологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:07, лабораторная работа

Описание работы

А. Развитие как рост - Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

Файлы: 1 файл

модуль2.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Задание 3.6.

Иногда для достижения поставленной цели человек не прикладывает каких-либо значительных усилий, например, чтение интересной книги.

Если же преодолеваются какие-то препятствия, прикладываются усилия, то такие действия являются волевыми.

Препятствия, стоящие на пути к  достижению цели подразделяются на внешние (не зависящие от человека, например, опоздал на встречу, так как сломался автобус) и внутренние (зависят от желаний и активности самого человека, например, опоздал, потому что проспал).

Воля – это психическая деятельность человека, проявляющаяся при достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на пути к достижению этой цели.

Преодолевая трудности, человек прикладывает волевые усилия, проявляющиеся в  нервно-психическом напряжении, благодаря  чему происходит мобилизация моральных  и интеллектуальных сил человека.

Коренное отличие простого действия от сложного заключается в отсутствии разногласия между различными мотивами (борьбы мотивов), поэтому в сложном волевом действии присутствуют такие этапы выполнения:

1) осознание цели желание ее достичь;

2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;

3) появление мотивов, которые либо утверждают, либо отрицают существование этих возможностей;

4) борьба мотивов и выбор наиболее значимого;

5) выполнение решения.

Этап исполнения решения может  проявляться двояко:

1) действие выполняется с помощью внешних поступков;

2) внешне действия не выполняются, человек воздерживается от них, например, воздерживается от употребления алкоголя и т. п.

Волевое действие завершается самооценкой  эффективности достижения цели. Таким образом, волевое действие включает в себя ряд последовательных этапов.

Задание 3.7.

Выдержка, решительность, смелость, упорство, настойчивость, мужество, самоотверженность, дисциплинированность, принципиальность.

Выдержка – это устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. Последние могут быть прямыми физическими (например, когда человек бросается на обидчика с кулаками), косвенными физическими (например, человек, уходя, с досады хлопает дверью), прямыми вербальными (человек отвечает на сделанное ему замечание колкостью, вступает в перебранку) и косвенными вербальными (в случае, когда недовольство кем-то высказывается за его спиной в эмоционально-повышенных тонах своим товарищам или родным).

Смелость (храбрость) – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.

В бытовом сознании возникновение  страха принимается за трусливость. На самом деле страх – это защитная биологическая реакция, появляющаяся независимо от воли человека. Поэтому  среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять  своими действиями и поведением с  трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.

Непонимание опасности не свидетельствует  о смелости человека: если страх  не возникает, то человеку и преодолевать его не надо.

Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно связано со стремлением во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда ученик пытается решить трудную задачу, не поддающуюся с первого раза решению. По определению П. А. Рудика, упорный человек не пасует перед неудачей.

 

 

 

 

Задание 3.8.

Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия  легко преодолимы. “Так не хочется  сегодня рано вставать, идти на работу, но… я ведь решил зарабатывать деньги и я буду все это делать”, — рассуждает человек. В сложных  волевых действиях преодоление  внутренних конфликтов и внешних  препятствий требует больших  усилий воли. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или сформировать в себе желаемое качество — это  примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности.

Тема 4.

Задание 4.1.

Гендерная идентичность- структура, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской и женской группе. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи. 

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье,  нормальные отношения между отцом и матерью. А ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности. Личностные качества родителей также играют немаловажную роль. Ребенок, живущий в благополучной семье незаметно сам научается нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему положительный  пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, а делают они это без каких-либо наставлений. Если в семье хорошая атмосфера, то у ребенка не будет возникать желание отдать предпочтение одному из родителей. 

Семья для ребенка- это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Первые 3 года жизни ребенка – важный период усвоения им половой принадлежности и соответствующих полу форм поведения и социальных ролей.  

Мужчина для девочки в семье представляет собой первый образец поведения человека противоположного пола, а для мальчика отец- это пример, на который можно ориентироваться в жизни. К 3 годам дети твердо знают, к какому полу они принадлежат и понимают, что некоторые действия, поступки могут совершать только мальчики или только девочки. Исследователь Ламба показал, что когда малышам исполняется год, отцы начинают отдавать предпочтение сыновьям и постепенно отделяются от дочери. Общение ребенка с родителями одного с ним пола увеличивает вероятность того, что мальчик будет отождествлять себя с отцом, а девочка с матерью.  

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчика происходит в возрасте 5-7 лет, у девочек- в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя в представлении детей, а также от наличия в семье бабушек, дедушек.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера, таких, как излишняя мягкость, феминизированность.  В некоторых же случаях, наоборот, ребенок вырастает черствым, жестоким.

 

Задание 4.2.

А) Актуальной особенностью процесса социального и личностного самоопределения современных мальчиков и девочек является протекание его в обществе, переполненном различными видами рекламы. Многие исследователи отмечают, что реклама становиться частью культуры. А, как известно, гендерная социализация всегда производна от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. Усвоенные требования и ожидания, предъявляемые обществом к лицам мужского и женского пола, определяют половые различия в выработке мировоззрения и жизненной позиции юношей и девушек. Под влиянием гендерных стереотипов происходит становление самосознания, формируется образ собственного «Я», оформляется притязание на признание. Не малую роль здесь играет и реклама, активно воздействующая на социальные институты и оказывающая значительное влияние на социальное поведение людей. Реклама передает информацию не только о товарах, изделиях, услугах, но и об общественных, политических и других типах отношений в обществе, его культурных конструкциях, в том числе и о межличностных взаимоотношениях мужчин и женщин. Она выстраивает систему символических ценностей: социальных, моральных, гендерных, семейных и других. И поскольку гендерные стереотипы в подростковом возрасте не сформированы, большинству подросткам свойственно верить в эти рекомендуемые, «дисциплинируемые правила поведения», стереотипизированные гендерные представления о предназначении, поведении, чувствах мужчин и женщин. Реклама подкрепляет, культурно «впечатывает» в личностное сознание подростков, людей стереотипизированные гендерные образы. Изучение влияния рекламы на гендерные стереотипы подростков представляется актуальным. Можно предположить, что информация, поступающая к нам через СМИ, способствует поддержанию стереотипных, традиционных образов мужчин и женщин.

 Б) Изображения женщин широко используются в мужских журналах. В таком контексте женщины предстают не иначе, как сексуальные объекты для гетеросексуальных мужчин. Женские тела, едва прикрытые, с характерной хорошо развитой грудью, все женщины молоды и сексуально привлекательны. В то же время, мужские образы излучают силу, властность, выносливость, мужество, атлетику и склонность к конкуренции. Мужчины могут изображаться как преследователи, которые желают принудить женщину к половому контакту (впрочем, мужчин изображают доминирующими и в другом контексте – например, в развлекательном). Отношения мужчины и женщины могут изображаться на разных стадиях развития: от сцены знакомства или свидания до моментов, близким к интимным. Чтобы избежать обвинений в порнографии, откровенные сцены подаются замаскированными, полунамеками – например, тела мужчины и женщины, которые, кажется, имеют интимные отношения, прикрыты лепестками цветов. Запутанность отношений между полами демонстрируют картинки, где мужчина изображен в компании нескольких женщин -иллюстрация мужской фантазии об отношениях одновременно с несколькими женщинами.

 

Задание 4.3.

  1. в)
  2. г)
  3. а)
  4. а)
  5. в)
  6. б)
  7. г)
  8. в)
  9. в)
  10. в)

Информация о работе Актуальные вопросы психологии личности