Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:07, лабораторная работа
А. Развитие как рост - Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.
Задание 3.6.
Иногда для достижения поставленной цели человек не прикладывает каких-либо значительных усилий, например, чтение интересной книги.
Если же преодолеваются какие-то препятствия, прикладываются усилия, то такие действия являются волевыми.
Препятствия, стоящие на пути к достижению цели подразделяются на внешние (не зависящие от человека, например, опоздал на встречу, так как сломался автобус) и внутренние (зависят от желаний и активности самого человека, например, опоздал, потому что проспал).
Воля – это психическая деятельность человека, проявляющаяся при достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на пути к достижению этой цели.
Преодолевая трудности, человек прикладывает волевые усилия, проявляющиеся в нервно-психическом напряжении, благодаря чему происходит мобилизация моральных и интеллектуальных сил человека.
Коренное отличие простого действия от сложного заключается в отсутствии разногласия между различными мотивами (борьбы мотивов), поэтому в сложном волевом действии присутствуют такие этапы выполнения:
1) осознание цели желание ее достичь;
2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;
3) появление мотивов, которые либо утверждают, либо отрицают существование этих возможностей;
4) борьба мотивов и выбор наиболее значимого;
5) выполнение решения.
Этап исполнения решения может проявляться двояко:
1) действие выполняется с помощью внешних поступков;
2) внешне действия не выполняются, человек воздерживается от них, например, воздерживается от употребления алкоголя и т. п.
Волевое действие завершается самооценкой эффективности достижения цели. Таким образом, волевое действие включает в себя ряд последовательных этапов.
Задание 3.7.
Выдержка, решительность, смелость, упорство, настойчивость, мужество, самоотверженность, дисциплинированность, принципиальность.
Выдержка – это устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. Последние могут быть прямыми физическими (например, когда человек бросается на обидчика с кулаками), косвенными физическими (например, человек, уходя, с досады хлопает дверью), прямыми вербальными (человек отвечает на сделанное ему замечание колкостью, вступает в перебранку) и косвенными вербальными (в случае, когда недовольство кем-то высказывается за его спиной в эмоционально-повышенных тонах своим товарищам или родным).
Смелость (храбрость) – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.
В бытовом сознании возникновение страха принимается за трусливость. На самом деле страх – это защитная биологическая реакция, появляющаяся независимо от воли человека. Поэтому среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять своими действиями и поведением с трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.
Непонимание опасности не свидетельствует о смелости человека: если страх не возникает, то человеку и преодолевать его не надо.
Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно связано со стремлением во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда ученик пытается решить трудную задачу, не поддающуюся с первого раза решению. По определению П. А. Рудика, упорный человек не пасует перед неудачей.
Задание 3.8.
Простые волевые действия
для человека привычны, а препятствия
легко преодолимы. “Так не хочется
сегодня рано вставать, идти на работу,
но… я ведь решил зарабатывать
деньги и я буду все это делать”,
— рассуждает человек. В сложных
волевых действиях преодоление
внутренних конфликтов и внешних
препятствий требует больших
усилий воли. Подготовиться к трудному
экзамену, завершить образование, добиться
успехов в спорте, преодолеть негативные
черты характера или
Тема 4.
Задание 4.1.
Гендерная идентичность- структура, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской и женской группе. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи.
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье, нормальные отношения между отцом и матерью. А ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности. Личностные качества родителей также играют немаловажную роль. Ребенок, живущий в благополучной семье незаметно сам научается нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему положительный пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, а делают они это без каких-либо наставлений. Если в семье хорошая атмосфера, то у ребенка не будет возникать желание отдать предпочтение одному из родителей.
Семья для ребенка- это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Первые 3 года жизни ребенка – важный период усвоения им половой принадлежности и соответствующих полу форм поведения и социальных ролей.
Мужчина для девочки в семье представляет собой первый образец поведения человека противоположного пола, а для мальчика отец- это пример, на который можно ориентироваться в жизни. К 3 годам дети твердо знают, к какому полу они принадлежат и понимают, что некоторые действия, поступки могут совершать только мальчики или только девочки. Исследователь Ламба показал, что когда малышам исполняется год, отцы начинают отдавать предпочтение сыновьям и постепенно отделяются от дочери. Общение ребенка с родителями одного с ним пола увеличивает вероятность того, что мальчик будет отождествлять себя с отцом, а девочка с матерью.
Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчика происходит в возрасте 5-7 лет, у девочек- в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя в представлении детей, а также от наличия в семье бабушек, дедушек.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера, таких, как излишняя мягкость, феминизированность. В некоторых же случаях, наоборот, ребенок вырастает черствым, жестоким.
Задание 4.2.
А) Актуальной особенностью процесса социального и личностного самоопределения современных мальчиков и девочек является протекание его в обществе, переполненном различными видами рекламы. Многие исследователи отмечают, что реклама становиться частью культуры. А, как известно, гендерная социализация всегда производна от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. Усвоенные требования и ожидания, предъявляемые обществом к лицам мужского и женского пола, определяют половые различия в выработке мировоззрения и жизненной позиции юношей и девушек. Под влиянием гендерных стереотипов происходит становление самосознания, формируется образ собственного «Я», оформляется притязание на признание. Не малую роль здесь играет и реклама, активно воздействующая на социальные институты и оказывающая значительное влияние на социальное поведение людей. Реклама передает информацию не только о товарах, изделиях, услугах, но и об общественных, политических и других типах отношений в обществе, его культурных конструкциях, в том числе и о межличностных взаимоотношениях мужчин и женщин. Она выстраивает систему символических ценностей: социальных, моральных, гендерных, семейных и других. И поскольку гендерные стереотипы в подростковом возрасте не сформированы, большинству подросткам свойственно верить в эти рекомендуемые, «дисциплинируемые правила поведения», стереотипизированные гендерные представления о предназначении, поведении, чувствах мужчин и женщин. Реклама подкрепляет, культурно «впечатывает» в личностное сознание подростков, людей стереотипизированные гендерные образы. Изучение влияния рекламы на гендерные стереотипы подростков представляется актуальным. Можно предположить, что информация, поступающая к нам через СМИ, способствует поддержанию стереотипных, традиционных образов мужчин и женщин.
Б) Изображения женщин широко используются в мужских журналах. В таком контексте женщины предстают не иначе, как сексуальные объекты для гетеросексуальных мужчин. Женские тела, едва прикрытые, с характерной хорошо развитой грудью, все женщины молоды и сексуально привлекательны. В то же время, мужские образы излучают силу, властность, выносливость, мужество, атлетику и склонность к конкуренции. Мужчины могут изображаться как преследователи, которые желают принудить женщину к половому контакту (впрочем, мужчин изображают доминирующими и в другом контексте – например, в развлекательном). Отношения мужчины и женщины могут изображаться на разных стадиях развития: от сцены знакомства или свидания до моментов, близким к интимным. Чтобы избежать обвинений в порнографии, откровенные сцены подаются замаскированными, полунамеками – например, тела мужчины и женщины, которые, кажется, имеют интимные отношения, прикрыты лепестками цветов. Запутанность отношений между полами демонстрируют картинки, где мужчина изображен в компании нескольких женщин -иллюстрация мужской фантазии об отношениях одновременно с несколькими женщинами.
Задание 4.3.