Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:36, курсовая работа
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), один из основателей и лидер отечественной психологической науки в самые трудные для науки времена, отнюдь не входит в число «забытых» авторов: несмотря на неоднозначное отношение к его теоретическому наследию, что во многом связано с принятием им марксизма в качестве методологического основания психологической науки, его имя и идеи живут и активно работают не только в трудах его прямых учеников и учеников его учеников, но и во всем научном сообществе.
Введение_____________________________________________________3
I. Жизнь и деятельность А.Н.Леонтьева __________________________4
II. Основные положения учения А.Н.Леонтьева____________________12
Заключение___________________________________________________21
Список литературы____________________________________________22
Факультет психологии и педагогики
на тему:
Оглавление
Введение______________________
I. Жизнь и деятельность А.Н.Леонтьева __________________________4
II. Основные
положения учения А.Н.Леонтьева_________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение
Алексей
Николаевич Леонтьев (1903—1979), один из основателей
и лидер отечественной
Вместе
с тем публикация и анализ его
научного наследия далеки от завершения.
Огромный архив А.Н. Леонтьева, хранящийся
в его семье, до сих пор разобран
лишь частично. После смерти Алексея
Николаевича было опубликовано и
продолжает публиковаться множество
его неопубликованных рукописей
и стенограмм; только книг, полностью
или частично основанных на архивных
материалах, насчитывается уже четыре,
что сопоставимо с числом его
(разных) прижизненных книг! Работа же
с другими биографическими
В данной работе изучим биографию А.Н. Леонтьева, его жизнь и деятельность, а также рассмотрим и проанализируем его учения и то научное наследие, которое оставил он в психологической науке.
I. Жизнь и деятельность А.Н. Леонтьева
Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 г. в семье служащего, умер 21 января 1979 г.
Научная биография Алексея Николаевича начинается еще в студенческие годы. В 1924 г. он закончил факультет общественных наук Московского университета, который был преобразован из историко-филологического. Своим обращением к психологии он был обязан Г. И. Челпанову, читавшему на отделении философии, где учился Алексей Николаевич, общий курс психологии. Г. И. Челпанов руководил в те годы Институтом психологии при МГУ, где его студенты вели исследовательскую работу и принимали участие в научных обсуждениях. Алексеем Николаевичем были написаны первые научные работы - реферат "Учение Джемса об идеомоторных актах" и работа о Спенсере. По окончании университета Алексей Николаевич стал аспирантом Института психологии. Здесь в 1924 г. и происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией.
Обстоятельства, в которых она произошла, имели характер драматический. Как известно на I Всероссийском психоневрологическом съезде (1922) впервые К. Н. Корнилов открыто выступил против Г. И. Челпанова, сформулировав точку зрения марксистской психологии, как он ее себе тогда представлял. Выдвигая свои реактологические позиции, он видел в них путь к построению марксистской психологии. Борьба нового со старым, продолжалась в разных формах до конца 1923 г., когда после II съезда психоневрологов Институт психологии был реорганизован, Г. И. Челпанова и его сторонников сместили, и директором стал К. Н. Корнилов. Институт пополнился совсем новыми людьми, среди них была и значительная группа молодежи, пришедшая прямо с университетской скамьи. Начались настойчивые поиски новых путей в психологии, новых гипотез и методов.
В скором времени в Институте появился молодой человек, приглашенный K. Н. Корниловым по инициативе А. Р. Лурии из Гомеля - Лев Семенович Выготский. Он, Алексей Николаевич и Александр Романович Лурия быстро нашли общий язык, и вскоре началась совместная их работа, оборвавшаяся лишь из-за смерти Л. С. Выготского. Путь А. Н. Леонтьева не был столь стремительным, как взлет Л. С. Выготского, но все же достаточно впечатляющим. Его первая статья, написанная совместно с А. Р. Лурией и отражающая в основном его взгляды, позже развитые в монографии "Природа человеческого конфликта", стала классической: именно здесь впервые появилась известная методика "сопряженных моторных реакций", и именно здесь возникла идея овладения аффектом через речевой выход. А следующее, самостоятельное исследование Алексея Николаевича "Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов", напечатанное в "Русско-немецком медицинском журнале", представляет собой принципиальный шаг вперед: его основная идея заключается в том, что ассоциативные реакции определяются некоторой смысловой целостностью, лежащей "за" ассоциативным рядом, и не представляют собой простой - как мы бы сейчас сказали - "марковской цепи". Это самый первый подход к будущей идее личностного смысла и в то же время - принципиально новая концепция вербальных ассоциаций. Но статья прошла незамеченной, и в более поздних работах, посвященных ассоциациям, не учитывается и не цитируется, настолько она опередила свое время.
Во второй половине 1925 г. рождается "культурно-историческая школа" . До 1927 г. разработка ее концепции шла в известном смысле на реактологическом "языке": знаменитая формула Л. С. Выготского S-X-R, где Х - средство, S - цель деятельности (стимул), R - результат деятельности; здесь, правда, налицо только внешняя преемственность с классической формулой S - R. Расцвет "инструментальной психологии" приходится на 1927- 1929 гг., впрочем, уже к концу 1928 г. происходит созревание в рамках "инструментальной" концепции принципиально новой и весьма перспективной проблематики. Встреча с Выготским означала для Алексея Николаевича прежде всего определение собственного пути, - до этого внутренней перспективы развития у него не было. И Леонтьев приступил к реализации этой программы. Но ее было невозможно реализовать в Институте психологии, занятом совсем иными вопросами, - этот институт, начиная с К. Н. Корнилова, так и остался чужд идеям Л. С. Выготского. Поэтому А. Н. Леонтьев вместе с А. Р. Лурией постепенно перешел в Академию коммунистического воспитания, работая также во ВГИКе и в ГИТИСе, в Институте дефектологии, в клинике Г. И. Россолимо и в других местах.
В 1930 г. обстоятельства сложились так, что Алексей Николаевич был вынужден уйти как из АКВ, так и из ВГИКа. Примерно в то же время Наркомздрав Украины решил организовать в Украинском психоневрологическом институте, а позже, в 1932 г., во Всеукраинской психоневрологической академии (она помещалась в Харькове, который был тогда столицей республики) сектор психологии. Пост заведующего сектором был предложен А. Р. Лурии, пост заведующего отделом детской и генетической психологии - А. Н. Леонтьеву. Но А. Р. Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел Алексей Николаевич. В Харькове основную группу составили А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и харьковский психолог П. Я. Гальперин. Вскоре на базе кафедры психологии Харьковского педагогического института, возглавлявшейся Алексеем Николаевичем, а также НИИ педагогики, возникла аспирантура. Так родилась харьковская группа психологов, вошедшая в историю советской и мировой психологии. Это произошло в 1931-1932 гг. С самого начала харьковчане сосредоточились на несколько иных проблемах, чем те, которые интересовали Л. С. Выготского в начале 30-х годов. Для них центральной стала проблема "практическая деятельность и сознание". Харьковская группа и стремилась уточнить "действительные связи с миром", понять общение через деятельность. А. Н. Леонтьев, бесспорно, был лидером харьковской группы. Именно ему принадлежит заслуга четкого теоретического осмысления научной концепции харьковчан, ему принадлежит идея психологического действия и психологической операции как единиц деятельности.
Параллельно А. Н. Леонтьев начинает работу по проблеме, которая впоследствии получила название «развитие психики», а именно: исследование экстраполяционных рефлексов у животных. В 1936 г. Алексей Николаевич перестает работать в ВИЭМ'е и осенью того же года возвращается в Институт психологии, где работает до самого перехода на Отделение психологии МГУ. В институте он занимается проблемой фоточувствительности кожи. Параллельно А. Н. Леонтьев преподает во ВГИКе и ГИТИСе. Он сотрудничает с С. М. Эйзенштейном и ведет, в частности, экспериментальное изучение восприятия кинофильмов. В последние предвоенные годы он также был заведующим кафедрой психологии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской.
А. Н. Леонтьев разработал следующие проблемы во второй половине 30-х гг. Их три:
а) филогенетическое развитие психики,
и, в частности, генезис чувствительности;
б) «функциональное развитие»
Разработка многих вопросов этих проблем
была суммирована в докторской диссертации
А. Н. Леонтьева «Развитие психики», защищенной
в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1940 г. В диссертацию
вошла лишь небольшая доля всего труда.
Но полностью этот труд Леонтьева не сохранился.
Он содержал в себе много разделов, посвященных
в частности памяти, восприятию, эмоциям,
воле и произвольности. Там же есть часть
под названием «деятельность—действие—
В 1947 г. им был опубликован «Очерк развития психики», и хотя это издание было малотиражным, оно вызвало широкий резонанс в среде психологов, так как явилось первой монографической публикацией, обобщавшей идеи деятельностной психологии. Основным оппонентом А. Н. Леонтьева стал С. Л. Рубинштейн. Критика велась по многим направлениям. Критиковалась теория развития психики и периодизация этого развития. Так же существенным пунктом расхождения выступило следующее: нельзя рассматривать саму деятельность как исходное понятие. С. Л. Рубинштейн говорил: «Поскольку деятельность выступает в качестве взаимодействия, взаимосвязи, взаимоотношения между субъектом этой деятельности и окружающим миром, то именно поэтому нельзя объявлять саму деятельность ведущей и определяющей». Противоположна позиция самого С. Л. Рубинштейна: определяющим являются включенные в деятельность материальные «условия жизни, которые через посредство деятельности определяют психику». Этот вопрос возникает в первую очередь «как вопрос о соотношении мотивов и задач, а именно целей и условий, в которых они возникают». Неправильно, по Рубинштейну, «определять действие и деятельность психологическими критериями» (соотношение мотива и задачи, или цели). Были также по разному расставлены акценты при решении проблемы строения сознания. По Рубинштейну, Леонтьев выводит все из сознания, из психики субъекта — и значения реализуют личностные смыслы, и задачи реализуют мотивы. Взгляды оппонентов на этот вопрос были диаметрально противоположны.
При создании АПН РСФСР Алексей
Николаевич стал ее членом-корреспондентом,
а затем действительным членом. В
описываемый период, в начале 50-х
годов, он был академиком-секретарем,
потом — вице-президентом
Информация о работе Алексей Николаевич Леонтьев: жизнь, деятельность,