Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:36, курсовая работа
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), один из основателей и лидер отечественной психологической науки в самые трудные для науки времена, отнюдь не входит в число «забытых» авторов: несмотря на неоднозначное отношение к его теоретическому наследию, что во многом связано с принятием им марксизма в качестве методологического основания психологической науки, его имя и идеи живут и активно работают не только в трудах его прямых учеников и учеников его учеников, но и во всем научном сообществе.
Введение_____________________________________________________3
I. Жизнь и деятельность А.Н.Леонтьева __________________________4
II. Основные положения учения А.Н.Леонтьева____________________12
Заключение___________________________________________________21
Список литературы____________________________________________22
Таким образом, рассматривая жизнь
и деятельность А. Н. Леонтьева, подведем
следующие выводы. Разработанная
Леонтьевым общепсихологическая теория
деятельности является важнейшим достижением
советской психологической
II. Основные положения учения А.Н. Леонтьева
Алексей Николаевич Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Он выделил категории деятельности сознания и личности самыми важными для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности.
В статьях 1944-1947 гг., посвященных развитию психики в онтогенезе, проблема деятельности получает специальную разработку. Было сформулировано понятие ведущей деятельности, положенное в основу при изучении периодизации психического развития ребенка (А.Б. Эльконин), исследована игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Было произведено различение деятельности (и мотива) и действия (и цели), операций или способов выполнения действия, описывались динамика их взаимоотношений в процессе реальной жизнедеятельности ребенка; был раскрыт механизм сдвига мотива на цель как механизм процесса рождения новых деятельностей; вводилось различение «только понимаемых мотивов» и мотивов, реально девствующих». Описывалось превращение действия в операцию. На примере учебной деятельности была раскрыта психологическая характеристика сознания, в частности, показана несводимость сознания к знанию смысла к значению.
Эти исследования составили основу психологического учения А.Н. Леонтьева о деятельности, ее структуре, ее динамике, ее различных формах и видах, окончательный вариант которого дан в работе «Деятельность. Сознание. Личность». Согласно этой концепции, деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредствует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность - деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему: предметный мир «втягивается» в деятельность и отражается в его образе, в том числе в эмоционально-потребностной сфере. Образ порождается предметной деятельностью. Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отражения объективного мира порождаемые материальной практической деятельностью [7, с. 185]. Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка. В сознании обнаруживается также чувственная ткань, т.е. чувственные образы и личностные смыслы, которые придают сознанию пристрастный характер. Исследование всех этих составляющих сознания отражены в ряде публикаций.
Деятельность имеет сложную
структуру. Строение деятельности, по
А. Н. Леонтьеву, выглядит следующим образом.
В его основе лежит понятие действия, т.
е. процесса, предмет и мотив которого
не совпадают между собой. Оба они—мотив
и предмет—должны быть отображены в психике
субъекта: иначе действие лишается для
него своего смысла. Далее вводится понятие
операции. Другой вид операций рождается
из простого приспособления действия
к условиям его выполнения. Наконец, вводится
понятие деятельности как действия, получившего
самостоятельный мотив. В этом, и только
в этом случае мы имеем дело с сознаваемым
мотивом. Обратим внимание на то, что осознание
мотива не изначально, а требует некоторого
специального акта (акта отражения отношения
мотива данной конкретной деятельности
к мотиву деятельности более широкой).
Все эти положения теории деятельности
часто цитируются. К сожалению, они нередко
излагаются в плане замкнутой структуры,
понятия же, относящиеся к психологической
характеристике сознания, привлекаются
как объяснительные для структуры деятельности.
Между тем важнейшая особенность рассматриваемой
концепции как раз и состоит в том, что
в ней строение деятельности и строение
сознания суть понятия взаимопереходящие,
они связаны друг с другом в рамках одной
целостной системы. То, что обычно анализ
структуры деятельности предшествует
анализу структуры сознания, связано с
генетическим подходом. Но генетически
сознание и не может пониматься иначе,
чем как продукт деятельности. Функционально
же их связи взаимны — деятельность управляется
сознанием, и в то же время в известном
смысле сама им управляет. Необходимо
поэтому особо остановиться на проблеме
связи структуры деятельности со структурой
сознания. Уже с самого начала А. Н. Леонтьев
подчеркивает, что появление у деятельности
дифференцированной внутренней структуры
есть следствие возникновения коллективной
трудовой деятельности. Оно возможно тогда,
и только тогда, когда человек субъективно
отражает реальную или возможную связь
своих действий с достижением общего конечного
результата. Это и дает возможность человеку
выполнять отдельные действия, казалось
бы, не эффективные, если брать их в изоляции,
вне коллективной деятельности. «Таким
образом, вместе с рождением действий,—
пишет А. Н. Леонтьев,— этой главной «единицы»
деятельности человека, возникает и основная,
общественная по своей природе «единица»
человеческой психики—разумный смысл
для человека того, на что направлена его
активность» [4, с 295] . Вместе с тем появляется
и возможность обозначения, презентации
самого предметного мира, реализуемая
при помощи языка, в результате чего возникает
сознание в собственном смысле, как отражение
действительности посредством языковых
значений. Генезис, развитие и функционирование
сознания производны от того или иного
уровня развития форм и функций деятельности:
«Вместе с изменением строения деятельности
человека меняется я внутреннее строение
его сознания» [5, с 67]. Каким образом? Психическое
отражение всегда «пристрастно». Но в
нем есть то, что соотнесено с объективными
связями, отношениями, взаимодействиями,
что входит в общественное сознание и
закреплено в языке, и то, что зависит от
отношения именно данного субъекта к отраженному
предмету. Отсюда различение значения
и личностного смысла, столь часто анализировавшееся
разными авторами. Развитие производства
требует систему соподчиненных действий.
В плане сознания это означает переход
от сознательной цели к осознаваемому
условию действия, появлению уровней осознания.
Но разделение труда и производственная
специализация приводят к превращению
действия в деятельность. Создаются новые
мотивы и потребности, и происходит дальнейшая
качественная дифференциация осознания.
Другим шагом является переход к собственно
внутренним психическим процессам, возникновение
теоретической фазы практической деятельности.
Появляются внутренние действия, а впоследствии
формирующиеся по общему закону сдвига
мотивов внутренняя деятельность и внутренние
операции. Но идеальная по своей форме
деятельность принципиально не отделена
от внешней, практической. В их общности
и выражается целостность жизни человека.
Действие внутренне связано с личностным
смыслом. Что же касается сознательных
операций, то они соотнесены со значениями,
кристаллизующими для сознания индивида
усваиваемый им общественный опыт. Так
же как и деятельность, сознание не есть
простая сумма элементов, оно имеет свое
собственное строение, свою внутреннюю
целостность, свою логику. И если жизнь
человека есть система сменяющих друг
друга и сосуществующих или конфликтующих
деятельностей, то сознание есть то, что
их объединяет, что обеспечивает их воспроизведение,
варьирование, развитие, их иерархию.
В книге «Деятельность. Сознание. Личность»
эти идеи получили новое развитие. Прежде
всего подчеркивается неделимый, молярный
характер деятельности, поскольку это
«система, имеющая свое строение, свои
внутренние переходы и превращения, свое
развитие», «включенная в систему отношений
общества» [2, с. 102]. В обществе человек
попадает не просто под внешние условия,
к которым он подстраивает свою деятельность,
сами общественные условия несут в себе
мотивы и цели его деятельности, таким
образом общество создает деятельность
образующих его индивидов. Первично деятельностью
управляет сам предмет (предметный мир),
а вторично его образ, как субъективный
продукт деятельности, который несет в
себе предметное содержание. Сознательный
образ понимается при этом как идеальная
мера, овеществляемая в деятельности;
оно, человеческое сознание, существенно
участвует в движении деятельности. Наряду
с «сознанием-образом» вводится понятие
«сознания-деятельности», а в целом сознание
определяется как внутреннее движение
его образующих, включенное в общее движение
деятельности. Акцентируется внимание
на том, что действия — не особые «отдельности»
в составе деятельности; человеческая
деятельность не существует иначе, как
в форме действия или цепи действий. Один
и тот же процесс выступает как деятельность
в своем отношении к мотиву, как действие
или цепь действий—в своем подчинении
цели. Таким образом, действие не компонент
и не единица деятельности: это именно
ее «образующая», ее момент. Далее анализируется
соотношение мотивов и целей. Вводится
понятие «мотива-цели», т. е. осознанного
мотива, выступающего в роли «общей цели»
(цели деятельности, а не действия), и «зоны
целей», выделение которой только и зависит
от мотива; выбор же конкретной цели, процесс
целеобразования связывается с «апробированием
целей действием». Вместе с тем вводится
понятие о двух аспектах действия. «Помимо
своего интенционального аспекта (что
должно быть достигнуто) действие имеет
и свой операционный аспект (как, каким
способом это может быть достигнуто» [2,
с. 125]. Отсюда несколько иное определение
операции — это качество действия, образующая
действия. Ставится вопрос о расчленении
деятельности на более дробные, чем операция,
единицы. Наконец, вводится понятие личности
как внутреннем моменте деятельности.
Именно и только в результате иерархизации
отдельных деятельностей индивида, осуществляющих
его общественные по своей природе отношения
к миру, он обретает особое качество —
становится личностью. Новый шаг анализа
состоит в том, что если при рассмотрении
деятельности в качестве центрального
выступало понятие действия, то в анализе
личности главным становится понятие
иерархических связей деятельностей,
иерархии их мотивов. Связи эти, однако,
никоим образом не задаются личностью
как неким внедеятельностным или наддеятельностным
образованием; развитие, расширение круга
деятельностей само приводит к связыванию
их в «узлы», а отсюда и к образованию нового
уровня сознания — сознания личности.
Но к числу не до конца разработанных проблем,
относится, в частности, проблема мотива
— само это понятие осталось у Леонтьева
внутренне несогласованным, хотя оно не
было противоречивым.
Уже после выхода в свет книги «Деятельность. Сознание. Личность» А. Н. Леонтьевым были написаны две новые работы о деятельности. Первая — это доклад на Всесоюзном психологическом съезде от 27 июня 1977 г., опубликованный посмертно. Здесь акценты расставлены наиболее четко и, кстати, столь же четко намечены направления дальнейшего развития. Речь идет о проблеме деятельности и установки, о проблеме надситуативной активности, проблеме целеполагания, проблеме навыков. Вторая работа является одной из самых последних (начало 1978 г.), и она не была закончена. Здесь Леонтьев возвращается к проблеме деятельности и общения, резко противопоставляя свою позицию попыткам «раздвоить» жизнь человека на параллельно протекающие процессы деятельности и процессы общения.
Еще два направления работ
Определяя предмет психологической науки как порождение и функционирование в деятельности психического отражения реальности, А. Н. Леонтьев не мог не обратиться к детальной разработке того и другого — и психологических механизмов чувственного отражения, и сущности и структуры деятельности. Уже в статьях 50-х годов, А. Н. Леонтьев, опираясь, в частности, на проведенные под его руководством исследования формирования звуковысотного слуха, а затем — деятельности зрительной системы, сформулировал известную гипотезу «уподобления». Позже его интересы переместились на исследование предметности человеческого восприятия — как в экспериментальном (опыты с псевдоскопическим зрением и др.), так и в теоретическом плане. Основные положения А. Н. Леонтьева в последний период его деятельности, касающиеся чувственного отражения, следующие. Во-первых, «порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимым моментом самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим и регулирующим ее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов, составляет, однако, единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существует иначе, как в этом движении» [7, с. 105]. Во-вторых, такое отражение возможно лишь как часть некоторого целого «образа мира». Это нечто большее, чем «непосредственная чувственная картинка»: образ мира «выступает в значении», и вся совокупность человеческой практики «в своих идеализированных формах входит в картину мира». Здесь в высшей степени важны два момента: а) предзаданность этого означенного, осмысленного предметного мира каждому конкретному акту восприятия, необходимость «вписывания» этого акта в уже готовую картину мира; б) эта картина мира выступает как единство индивидуального и социального опыта. Со всеми этими идеями связано положение об амодальности предметного восприятия. Как известно, при жизни А. Н. Леонтьев не написал обобщающей работы по восприятию, хотя публикации его в этом направлении были довольно многочисленны. Им была задумана в начале 70-х годов книга под названием «Психология образа», позже Алексей Николаевич нашел другое название—«Образ мира», но она так и осталась не написанной.
Основные положения А. Н.
Леонтьева, касающиеся
Таким образом, на основе вышеизложенного подведем следующие выводы. А. Н. Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Он выделил категории деятельности сознания и личности самыми важными для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности. Было выделено понятие ведущей деятельности, положенное в основу при изучении периодизации психического развития ребенка (А.Б. Эльконин), исследована игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Также А. Н. Леонтьевым было произведено различение деятельности (и мотива) и действия (и цели).
Заключение
Через все творчество Леонтьева проходит борьба с натуралистическими концепциями в психологии человека, идея творческого развития человеческого сознания. Она явилась предметом специального анализа в статьях в 1959-1960 гг. Здесь в контексте проблемы биологического и социального сформулированы понятия и трех видах опыта – индивидуальном, видовом и социальном.
На основе теории деятельности А.Н.Леонтьева в Московском университете на факультете психологии, основателем и первым деканом которого он был, а также и в других учреждениях проводятся исследования в общей и в других отраслях психологической науки – социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии и др. В начале 60-х гг. А.Н. Леонтьев выступил с рядом работ по инженерной психологии и эргономике и этим способствовал возникновению и формированию этих отраслей психологической науки в СССР. Ему принадлежат исследования по педагогической психологии.
Таким образом, А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи находят отражениях в работах ученых настоящего времени.
Список литературы
1. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней. - М., 2001.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
3. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. - М., 1947.
4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В.
Психофизиологическое
5. Леонтьев А.Н. К теории
6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. - М., 1956.
7. Леонтьев А.Н. Понятие
8. Леонтьев А.А.. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.: Смысл, 2003.
9. Леонтьев А.Н. Философия
10. Петровский А.В. Психология в России: XX вв. - М., 2000.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1940.
Информация о работе Алексей Николаевич Леонтьев: жизнь, деятельность,