Алкогольная зависимость у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 04:54, курсовая работа

Описание работы

В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Файлы: 1 файл

Алкогольная зависимость у подростков.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)


Алкогольная зависимость у подростков

 

Введение

В медицинской  практике описано немало примеров алкогольного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью «стимуляции» образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже приступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родителями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, которая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из бутылочки с соской, чтобы он крепко спал.

Иногда, считая, будто алкоголь усиливает аппетит, родители дают грудному ребенку те или иные спиртные изделия в небольшом количестве. Существует мнение, что это излечивает малокровие, улучшает сон и облегчает прорезывание зубов. В некоторых местностях бытует также опасное представление о том, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве будто бы предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Такие заблуждения и предрассудки приводят зачастую к трагическим последствиям, прежде всего к отравлению ребенка.

Алкогольные отравления составляют примерно 7 % всех случаев  отравления детей. Минимальную дозу спиртного, вызывающую гибель ребенка, назвать трудно, так как дети пьют его тайком от взрослых. По мнению некоторых  врачей, младенец может погибнуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он завернут. Описан случай смерти ребенка в возрасте до года в результате трехкратного (за сутки) наложения водочного компресса на грудную клетку при кашле. По мнению фармаколога Н. П. Кравкова, минимальной смертельной дозой для ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, можно считать примерно 15 г чистого спирта (2—3 столовые ложки водки). Однако практике известен случай гибели пятилетнего малыша, выпившего 10 г спирта.

Не менее  трагично и второе из наиболее частых последствий употребления детьми спиртного — привыкание их к алкоголю, т. е. возникновение наркотической зависимости.

Положительное отношение детей к алкоголю формируется  очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свидетельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши 2—3 лет мало что понимают и запоминают, — очень опасное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям.

В семьях, где  традиционное употребление спиртного  по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное, причем обязательное явление. Об этом свидетельствуют сюжеты детсадовских послепраздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий «правила» застолья, например такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие алкогольные изделия подавались к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить самогон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или других подобных изделий им предложили попробовать или дали выпить их родители.

Одним словом, программирование уважительного отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздника начинается с самого раннего возраста.

В процессе детских  игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Родителям необходимо помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни (а в соответствии с современными рекомендациями — даже с эмбрионального периода), не ограничиваясь высказываниями о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни собственным примером. Мировая статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем потребления алкоголя родителями и злоупотреблениями спиртными изделиями их детей. А ключевым периодом в антиалкогольном воспитании являются младший школьный и особенно подростковый возрасты.

 

1. Причины  алкоголизации подростков

Необходимо знать, что у детей и подростков алкоголизм развивается катастрофически быстро. Если у взрослых людей переход от простого пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянки занимает от 5 до 10 лет, то формирование хронического алкоголизма у подростка происходит в 3—4 раза быстрее, иногда минуя этап регулярного потребления. И чем молниеноснее развитие алкоголизма, тем необратимее его последствия.

Явление это  объясняют так. Мозговая ткань ребенка  гораздо богаче водой и беднее белком, чем у взрослого. В воде же алкоголь прекрасно растворяется. Всасывание спирта в организме ребенка тоже происходит быстрее, чем у взрослого. Лишь 7% из всосавшегося алкоголя выводится легкими и почками. Остальные 93 %, окисляясь в самом организме, действуют как яд, не встречающий практически никакого противодействия. В детском и подростковом возрасте алкоголь особенно разрушительно влияет на печень, находящуюся в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов; отрицательно реагируют на присутствие в организме алкоголя сердце, легкие, желудок, кроветворные органы, эндокринная и нервная системы. Алкоголь нарушает и функцию почек. Активные клетки почек погибают, следовательно, организм в меньшей степени освобождается от вредных шлаков. Поэтому молодой человек, часто употребляющий спиртное, постоянно находится в состоянии отравления: с одной стороны, сам алкоголь является сильным ялом, а с другой — в тканях всех органов накапливаются необеззараженные вещества, мешающие дальнейшему росту и развитию организма. Алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает развитие всех органов и систем. Чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкогольного яда. Это определяет высокую смертность среди подростков и юношей, страдающих алкоголизмом.

У здорового  ребенка не может быть влечения к  алкоголю. Наоборот, вкус и запах спиртных напитков вызывают у него отвращение.

Почему же первоначальное неприятие не исключает повторных  выпивок? Что заставляет детей преодолеть в себе отвращение к хмельным напиткам и стать в конце концов рабами алкоголя?

«Исследованиями установлено, что подростка влечет не вкус спиртного, а его действие — состояние опьянения. Ведь поначалу степень опьянения у 90% знакомящихся с алкоголем подростков легкая, с ощущением прилива сил, возникновением чувства довольства, комфорта, повышением настроения. У некоторых опьянение протекает с элементами дурашливости. При такой степени опьянения не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля. За небольшое отклонение в поведении никто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в милицию. У него формируется убеждение, что прием алкоголя — вполне естественное и закономерное явление в жизни. Но потребность в спиртном быстро нарастает, и в неокрепшем физически организме формируется алкогольная зависимость со всеми ее трагическими последствиями как для самого человека, рано приобщившегося к спиртному, так и для общества в целом».

Каковы же основные побудительные мотивы выпивок несовершеннолетних?

Рассмотрим  главные причины ранней алкоголизации  подростков, указываемые большинством исследователей этой проблемы.

«Социологические исследования подтверждают, что первым фактором, провоцирующим пьянство детей, является алкогольное окружение, которое составляют прежде всего пьющие ближайшие родственники: отец, реже мать, иногда оба родителя». К ним могут присоединиться старшие братья или сестры. Отрицательное влияние последних может сказываться и самостоятельно при родителях-трезвенниках. Чаще всего представители старшего поколения в пьющих семьях имеют низкий уровень образования, в основном это неквалифицированные рабочие. Потребление алкоголя в семье не считается злом, поэтому приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства. Тем не менее установлено, что дети из семей, в которых им не запрещалось хмельное, впоследствии прибегают к выпивкам вне семьи в 9 раз чаще по сравнению со сверстниками, которым потребление спиртных напитков было строжайше запрещено родителями. Даже в том случае, когда сыновья больных алкоголизмом родителей воспитываются с раннего возраста в семьях с трезвыми обычаями, они в 4 раза чаще идут по стопам своих отцов, нежели их сверстники.

«Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость». Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения. Этому способствует неосведомленность детей и подростков о свойствах алкоголя и трагических последствиях его потребления. А обманчивое удовольствие, испытываемое от первоначально малых доз спиртного, формирует ошибочное представление о благотворном его влиянии на организм и способствует быстрому привыканию к алкоголю.

Привлекательность для подростков спиртного усугубляется популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. «Социологи США считают, что для подростков, проводящих до 5 ч у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в США с 20 до 23 ч, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных».

Наши юные телезрители лишь в период действия известных постановлений и указа по борьбе с пьянством и алкоголизмом были в значительной мере избавлены от подобной рекламы потребления спиртного.

«Еще одна причина подросткового пьянства — пример сверстников». У детей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии добиться ни в семье, ни в школе. Участие в «алкогольной компании», где почти всегда лидируют «заводилы», состоящие на учете в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимые, чревато не только приобщением к алкоголю. Обычно оно связано еще и с выполнением новичком «обязательной программы» — хулиганских действий и других уголовно наказуемых правонарушений. Из-за возникающих в результате этого конфликтов прерывается учеба, без сожаления меняются одно за другим места работы, которая рассматривается теперь лишь как средство получения денег на покупку алкоголя.

Если у сверстников  с трезвенническими установками  этот период жизни связан с максимальным духовным ростом, с учебными и профессиональными интересами, то у пьющих подростков такие формы деятельности становятся несовместимыми с постоянной и уже непреодолимой потребностью в алкоголе. У них нарушается внимание, память, мышление, падает работоспособность, изменяется обмен веществ, поскольку организм уже не может обходиться без алкоголя. Диагноз состояния — алкоголизм. Избавиться от него самостоятельно подросток не может, необходимо лечение.

«В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к подчинению дурным влияниям». Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из трудных ситуаций. Они — продукт среды. В хорошем коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками и работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.

Не все несовершеннолетние, так или иначе вовлекаемые  в выпивки, становятся на путь регулярного пьянству. Объясняется это тем, что помимо перечисленных факторов в приобщении к пьянству и в развитии алкоголизма большую роль играют особенности личности самого человека. «Психологи утверждают, что наибольшая вероятность заболевания алкоголизмом наблюдается у детей с мозговой недостаточностью, выраженной часто в стертой форме и обусловленной различными, в том числе и родовыми, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятно протекающей беременностью, задержкой физического и умственного развития, синдромами психической заторможенности или возбуждения, психопатиями».

Сейчас активно изучаются  биологические аспекты алкоголизма. Исследуется значение наследственности и особенностей обмена веществ, предрасполагающих к этой болезни. Согласно имеющимся данным, с помощью биологических маркеров можно выделить группы риска, что позволит вести целенаправленную профилактическую работу по отношению к людям с врожденной склонностью к алкоголизму.

Итак, похмельный синдром  у подростков формируется спустя 1 — 3 года после начала систематического пьянства. «Последовательность развития этого негативного процесса такова:

I  этап — начальная  адаптация к спиртному;

II этап — усвоение стереотипов  алкогольного поведения;

III  этап —  формирование психической зависимости  от алкоголя;

IV  этап —  отчетливо выраженная физическая  зависимость от алкоголя».

У подростков, страдающих алкоголизмом, спиртное становится необходимым компонентом обменных процессов в организме, именно поэтому при воздержании возникает похмельный синдром. Он проявляется в виде общего недомогания, головных болей, нарушения сна, деятельности сердечно-сосудистой и желудочной систем, пониженного настроения, выраженного желания принять спиртное. Известны случаи суицида подростков в состоянии похмельного синдрома.

Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не учитывать и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация.

Современные условия  жизни оказывают на нервную систему  ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления — разнообразнее и богаче, темп жизни ускорился. Происходит определенное ускорение и психического развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. Ранняя алкоголизация выступает, как правило, индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности и неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социально значимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональности.

Информация о работе Алкогольная зависимость у подростков