Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 04:54, курсовая работа
В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.
«Согласно данным отечественных исследователей, по выпиваемым дозам спиртного к моменту завершения средней школы юноши и девушки приближаются к средним показателям взрослых, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности учащихся в процесс употребления алкоголя».
Изменился ли уровень вовлеченности школьников в употребление алкоголя в период действия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом?
«Исследования авторов, разработавших изложенную выше классификацию степени алкоголизации учащихся старших классов, свидетельствуют: действие антиалкогольного законодательства дало весьма убедительные положительные результаты. Например, среди учащихся восьмых классов тех же школ, обследованных в 1986 г., т.е. после года действия указа, нулевой уровень употребления алкоголя был выявлен у 70% юношей и 81 % — у девушек. А II и III уровни вовлеченности потребления алкоголя, не говоря уже о IV, V и VI уровнях, не были выявлены как среди юношей, так и среди девушек. Значительное снижение потребления алкоголя наблюдалось у юношей и девушек девятых классов. Но в среде десятиклассников результаты действия антиалкогольного законодательства не были столь однозначны: несомненно, отрицательно сказывались высокие показатели вовлеченности в потребление алкоголя, имевшие место в предыдущие годы, когда эти юноши и девушки учились в восьмом и девятом классах, т.е. до принятия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом».
Анализируя
особенности развития и распространения
пьянства и алкоголизма у несовершенноле
По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова, можно выделить несколько типов приобщения девочек-подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.
Тип первый. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:
а) совместная алкоголизация со сверстниками — мальчиками;
б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины. И в том, и в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающей злокачественно.
Тип второй имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.
Подтип 1. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно — перед танцами, на дне рождения, при встречах-девичниках и т.д. Степень опьянения — легкая. Проявление симптомов заболевания — замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.
Подтип 2. Употребление алкоголя под влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых по мере развития заболевания возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.
Тип третий. Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, ослабление эмоционального воздействия ситуаций, травмирующих психику. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.
Таков далеко не полный анализ причин и условий возникновения пьянства и развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения — показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе «смену» из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственностью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом подростков гораздо действеннее борьбы со сформировавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обоснованном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах.
Развивающаяся в настоящее время медицинская наркологическая служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, так как имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профессиональную работу с непьющими и малопьющими.
3. Психолого-педагогические проблемы профилактики алкогольной зависимости
При всем необозримом количестве научных, научно-популярных работ, посвященных клиническим и предклиническим формам алкоголизма, ряд проблем остается открытым.
В настоящее время должен быть предъявлен социальный заказ на поиск сохранения и развития нации, ее здоровья.
Центр тяжести проблемы все в большей степени переносится из сферы научных исследований и разработок в сферу образования.
Безусловно, дальнейшее
неблагоприятное социально-
Поэтому одной из важных задач на современном этапе является профилактическая работа с подростками.
Профилактика должна рассматриваться с позиции комплексных социальных биологических аспектов процесса формирования организма и личности; факторов определяющих наличие в конечном итоге целостного адаптационно-реабилитационного пространства.
В свою очередь
создание целостного адаптационно-
1. Санологического (медико-гигиенического) - подразумевающего лечение, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;
2. Психовалеологического - формирование здорового образа жизни, активной мотивации на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья и связи с различными режимами обучения (с учетом возможностей индивидуальной социально-биологической адаптации);
З. Психолого-педагогического - решающего с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию двигательного поведения, наркомании, алкоголизма, формирование готовности к профессиональному самоопределению и выбору сферы профессиональной деятельности.
Если медицина исследует причины болезни, то валеология, являясь комплексом наук, изучает причины здоровья и методы и средства его развития.
Валеология как наука о здоровье практически здоровых детей, принципиально отличается от медицины (клинической, профилактической, теоретической) и от гигиены - независимо от направлений последней. Основное отличие состоит в том, что объект валеологии - здоровый человек, тогда как объектом клинической медицины является человек, подверженный заболеваниям, а объектом гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека.
Нарушения процессов воспитания в сочетании с биологически полноценной почвой искажают процессы социализации личности, приводя к неправильному формированию ее структуры, системы потребностей, мотивов, способствую отсутствию у личности социально позитивных установок, несформированности высших эмоций, чувства долга, ответственности. Чем больше у личности выражены диссоциированность структурных элементов, склонность к частым аффективным колебаниям, неспецифические возрастные реакции (протеста, имитации), наличие волевых расстройств с расторможенностью влечений, слабость волевого контроля, патологическое стремление к самоутверждению или патологическое переживание неполноценности, тем, очевидно, выше риск заболевания.
Поэтому современные
психолого-валеологические
Задачами профилактики употребления алкоголя является повышение психолого-валеологической культуры школьников: - ранняя диагностика психологического и психофизического статуса школьников нацеленная на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонений в поведении, психологизацию медико-психологической деятельности;
- подготовка специализированных кадров практических психологов, медицинских и социальных работников, социальных педагогов и реабилитаторов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска и оздоровлений условий их семейного и общественного воспитания;
- разработка
системы валеологического
- создание информационного
банка данных по проблеме
Понимая, что школа является социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика, а не формировать личность с заданными свойствами, педагогам и психологам следует видеть задачу в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить себя, учить детей сообразно с природой каждого, приспосабливая к ребенку способы и условия обучения, а не наоборот. Главное в решении этих проблем - создание предметно-развивающей среды, ее психо-валеологическое и психологическое сопровождение, предполагая, что образовательная среда будет являться единим адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного подростка.
Создание такого
пространства следует видеть через:
определение адаптационно-
Все мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность в острых ощущениях, влияние сверстников, стремление к одобрению референтной группы, бегство от стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей и общества, «философские» обоснования, такие как стремление к познанию мира и самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя, токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно) определить границы собственного «Я», не доступного в обыденной обстановке.
С другой стороны, прием, алкоголя является символическим действием, позволяющими приобщиться, проявить и почувствовать идентичность с некоторым окружением, которое обычно активно требует этого. И то и другое - проявление кризиса самоопределения личности.
Подростковый возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский, прежде всего характеризующийся актуальным и активным процессом самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асоциальным способам нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному самоопределению.
В более поздних возрастах или у юношей, в достаточной мере самоопределившихся, начало приема алкоголя может быть связано с жизненным кризисом, вызванным внешними обстоятельствами, начиная от переутомления и психического перенапряжения, заканчивая неудачным социальным выбором, что провоцирует поиск второго «Я», лишенного актуальных проблем первого. Это второе «Я» ускользает от личности в обычных, «трезвых» обстоятельствах жизни и достижимо лишь в состоянии опьянения. Надо полагать, что это второе «Я», являющееся в каком-то отношении «Я-идеальным», существует, наличествует в личности на бессознательном уровне, что открывает перспективы для психотерапии алкоголизма. Однако, трудность состоит в том, что это второе «Я», действуя в галлюцинациях, разворачивается в таких же галлюцинаторных обстоятельствах, которых в реальности человек не видит.
Данные положения, основанные на теоретических положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде всего, заставляют думать не о психиатрической практике борьбы с алкоголизмом, а о тех мерах, которые уместно назвать «социальной психотерапией». К настоящему времени общество и государство эффективно забыли о социально-педагогической и социально-терапевтической роли созданных ими служб: службы занятости, службы социального обеспечения, комитетов по делам молодежи, управлений занятости, управлений образования и т.д. Деятельность большинства из них носит характер распределения неких скудных материальных благ, и уж редкий чиновник осознает необходимость заботы о создании условий для обретения смысла жизни людей, что можно сделать иногда даже без денег.
Заключение
Каковы факторы, которые формируют личность подростка, обращающегося к алкоголю? Для некоторых определяющей является психофизиологическая предрасположенность, которая имеет разные формы: аномальный онтогенез, нейроэндокринные сдвиги, инфантилизм, психические расстройства, «бурная» акселерация. Но предрасположенность может проявиться при определенных условиях как фактор, приводящий к алкоголизации, но может и не проявиться. К данной группе также относятся подростки с врожденной агрессивностью, которые прибегают к алкоголю как к допингу, чтобы заглушить «муки совести» и устранить все нравственные барьеры.