Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 5
1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5
1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего
дошкольного возраста................................................................................... 11
1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего
и старшего дошкольного возраста............................................................... 18
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23
2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38
0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,0 до 0,25.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
(для младшего дошкольного возраста)
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Оценка результатов:
10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше, чем 20 сек.
8-9 баллов - назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30с.
6-7 баллов - нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
0-3 балл - за время, большее, чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Методика «Лабиринт»
(для младшего дошкольного возраста)
В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
|
Оценка результатов:
10 баллов - задание выполнено ребенком меньше, чем за 45 сек.;
8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек.;
6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек.;
4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек.; 0-3 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.
Методика «Запомни и расставь точки»
(для старшего дошкольного возраста)
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов:
Объемом внимания ребенка считается
максимальное число точек, которое
ребенок смог правильно воспроизвести
на любой из карточек (выбирается та
из карточек, на которой было воспроизведено
безошибочно самое большое
10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек;
8-9 баллов – от 4 до 5 точек;
6-7 баллов – от 3 до 4 точек;
4-5 баллов – от 2 до 3 точек;
0-3 балла – не более одной точки.
Методика «Кольца Ландольта»
Корректурные таблицы (кольца Ландольта)
применяются для исследования произвольного
внимания и для оценки темпа психомоторной
деятельности, работоспособности и
устойчивости к монотонной деятельности,
требующей постоянного
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Ребенок просматривает ряд и вычеркивает указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Для определения продуктивности и устойчивости внимания детям предлагается внимательно рассмотреть кольца Ландольта по рядам и зачеркнуть из них такие, где имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте.
Для оценивания распределения внимания детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах (например, сверху и слева).
Для оценивания переключения внимания дошкольники должны в течение первой минуты находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты – кольца другого типа, и так по очереди в течение пяти минут.
Оценка результатов:
10 баллов – 1 мин. 15 сек., без ошибок;
8-9 баллов – 1 мин. 45 сек., при наличии не более 2 ошибок;
6-7 баллов – 1 мин. 50 сек., при наличии не более 3 ошибок;
4-5 баллов – 2 мин. 10 сек., при наличии не более 6 ошибок;
0-3 балла – более 2 мин. 10 сек., при наличии более 6 ошибок.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
2.3. Анализ
и описание полученных
Этап I – констатирующий
Для выявления последующей динамики развития внимания дошкольников мы выявили начальный уровень развития внимания с помощью вышеуказанных психологических диагностик.
Анализ результатов в группах младших дошкольников показал, что уровень развития внимания и в экспериментальной, и в контрольной группах примерно одинаков - средний балл колеблется от 4,8 до 5,7 баллов, что соответствует низкому уровню развития внимания:
Указанные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Название методик комплекса диагностики внимания |
I экспериментальная группа |
I контрольная группа | ||
уровни развития |
показатели уровня развития |
уровни развития |
показатели уровня развития | |
«Проставь значки» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,54% 36,36% 50% 9,09% |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- - 29,17% 58,33% 12,5% |
5,2 балла |
4,8 балла | |||
«Какие предметы спрятаны в рисунках?» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- - 45,45% 50% 4,55% |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 41,67% 50% 4,16% |
5,2 балла |
5,2 балла | |||
«Лабиринт» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 9,1% 45,45% 45,45% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 12,5% 37,5% 45,83% 4,17% |
5,7 балла |
5,6 балла |
Анализ результатов в группах старших дошкольников также показал, что уровень развития внимания и в экспериментальной, и в контрольной группах примерно одинаков - средний балл - от 4,9 до 5,4 баллов, что соответствует низкому уровню развития внимания:
Указанные результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2
Название методик комплекса диагностики внимания |
II экспериментальная группа |
II контрольная группа | |||
уровни развития |
показатели уровня развития |
уровни развития |
показатели уровня развития | ||
1. |
«Кольца Ландольта» (определение продуктивности и устойчивости внимания) |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- - 35% 55% 10% |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 20,83% 62,5% 12,5% |
5,4 балла |
4,9 балла | ||||
2. |
«Кольца Ландольта» (оценивание распределения внимания) |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- - 50% 45% 5% |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- - 33,33% 58,34% 8,33% |
4,9 балла |
5 баллов | ||||
3. |
«Кольца Ландольта» (оценивание переключения внимания) |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 10% 35% 55% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 33,33% 54,17% 8,33% |
5,1 балла |
5,2 балла | ||||
4. |
«Запомни и расставь точки» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 5% 40% 50% 5% |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- - 25% 70,83% 4,17% |
5,3 балла |
5,1 балла |
Таким образом, общий анализ результатов развития внимания дошкольников в двух экспериментальных и двух контрольных группах показал, что внимание детей этих групп находится на низком уровне. Поэтому им необходимы специальные занятия по развитию внимания.
II этап – формирующий
Цель этого этапа – экспериментальным способом апробировать возможность использования комплекса игровой деятельности в качестве средства развития внимания дошкольников. Практическая работа была проведена с ноября 2005 г. по март 2006 г. и состояла из занятий с использованием игровой деятельности продолжительностью 25-30 минут. Такая работа была проведена в экспериментальных группах младших и старших дошкольников. (Игры и упражнения для развития внимания, которые были использованы в работе, отражены в приложениях к курсовой работе).
III этап – контрольный
На этом этапе была вновь проведена диагностика исследования уровня развития внимания. С этой целью были использованы первоначальные методики. Результаты исследования представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Название методик комплекса диагностики внимания |
I экспериментальная группа |
I контрольная группа | ||
уровни развития |
показатели уровня развития |
уровни развития |
показатели уровня развития | |
«Проставь значки» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,54% 54,55% 40,91% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 25% 62,5% 8,33% |
6,2 балла |
4,8 балла | |||
«Какие предметы спрятаны в рисунках?» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,54% 59,1% 36,36% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 8,33% 37,5% 45,84% 8,33% |
5,8 балла |
5,3 балла | |||
«Лабиринт» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 13,63% 54,55% 31,82% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 8,33% 41,67% 50% - |
6,6 балла |
5,6 балла |