Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 5
1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5
1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего
дошкольного возраста................................................................................... 11
1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего
и старшего дошкольного возраста............................................................... 18
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23
2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38
Таблица 4
Название методик комплекса диагностики внимания |
II экспериментальная группа |
II контрольная группа | |||
уровни развития |
показатели уровня развития |
уровни развития |
показатели уровня развития | ||
1. |
«Кольца Ландольта» (определение продуктивности и устойчивости внимания) |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 10% 40% 50% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 20,83% 66,67% 8,33% |
6,2 балла |
5,0 балла | ||||
2. |
«Кольца Ландольта» (оценивание распределения внимания) |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 10% 55% 35% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 29,16% 54,17% 12,5% |
6,1 балла |
5,2 балла | ||||
3. |
«Кольца Ландольта» (оценивание переключения внимания) |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 15% 45% 35% 5% |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 29,16% 62,5% 4,17% |
6,4 балла |
5,1 балла | ||||
4. |
«Запомни и расставь точки» |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 5% 55% 40% - |
очень высокий высокий средний низкий очень низкий
средний показатель |
- 4,17% 20,83% 75% - |
6,3 балла |
5,1 балла |
Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики развития внимания младших и старших дошкольников показал следующее:
При этом показатели развития внимания в контрольных группах остались практически без изменения.
Исходя из этого, можно сделать вывод о возможности и необходимости развития внимания, а также об эффективности использованной в ходе эксперимента игровой деятельности по развитию внимания. И, хотя показатели развития в исследуемых группах все еще остаются ниже желаемого результата, думается, что целенаправленное продолжение работы в данном направлении будет эффективным средством активизации процесса развития внимания дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что внимание ребенка, возникая на основе безусловного рефлекса, уже на втором году жизни приобретает условно-рефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь.
Формирующееся у дошкольника познавательное отношение к окружающему перестраивает внимание ребенка. Оно становится непроизвольным (вторичным), т.е. опирается на интерес. После того, как ребенок научается говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т.е. управления им.
Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего их активным умственным трудом. Организация воспитателем игровой деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности – внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредоточиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием.
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы ученых к указанной проблеме и выработать систему применения игровых методик, направленных на развитие внимание дошкольников.
Основываясь на проведенных исследованиях, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления особенностей развития внимания младших и старших дошкольников и эффективности применения методик по развитию внимания. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они однозначно указывают на то, что применение игр в воспитательном процессе как средства развития внимания не только обосновано, но и необходимо.
Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 4 месяцев). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании в учебно-воспитательном процессе, эти методики будут иметь еще большую эффективность.
Таким образом, цель исследования – изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников – достигнута; задачи реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие внимания детей младшего дошкольного возраста
Приложение 2
Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: «Давай вспомним, как летом пчелы, бабочки, шмели летают с цветка на цветок. На этой картинке цифрами обозначено, как перелетал шмель с цветка на цветок. Давай обведем серединки цветов по порядку. Теперь покажи маршрут (путь), по которому летел шмель. А сейчас нарисуй этот путь».
Воспитатель: «Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке.
Воспитатель: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?.. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться».
Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются.
Воспитатель: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы».
Воспитатель намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9).
Ребенок, заметив ошибку, сообщает
об этом воспитателю.
Аналогично строится работа в группе.
Дети могут меняться таблицами и переходить
к следующим.
Условия игры: нельзя делать какое-нибудь (по предварительной договоренности) движение: например, топать левой ногой. Далее воспитатель показывает движения руками и ногами (попарно, правой и левой), в том числе и те, которые делать нельзя. Задача игроков - вовремя заметить и не выполнять запрещенных движений.
Оборудование: мяч, мел.
Описание игры: в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Воспитатель: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».