Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:26, курсовая работа
Цель работы: изучение традиционного воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
– осветить роль семьи в воспитании ребенка;
– рассмотреть основные аспекты традиционного воспитания;
– проанализировать воспитательный процесс в современных семьях.
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект традиционного воспитания в семье………….6
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………………6
1.2. Понятие и сущность традиционного воспитания………………….12
2. Анализ воспитательного процесса в современной семье …………...17
2.1. Методика выявления особенностей традиционного воспитания
в современной семье……………………………………………………...17
2. Обработка результатов исследования………………………………...20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический аспект
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………………6
1.2. Понятие и сущность
2. Анализ воспитательного
2.1. Методика выявления
в современной семье……………………………………………………...17
2. Обработка результатов
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Вопрос о воспитании детей, социализации подрастающего поколения является весьма сложной, многоаспектной проблемой и требует специального исследования.
Семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Моральные критерии человека формируются с младенческого возраста, и огромное значение в этом плане имеет именно семья. Заложенные с раннего детства принципы и устои впоследствии, безусловно, корректируются, но отражается это в поведенческом аспекте. Т.е. это уже будут правила поведения, соотнесение уместности того или иного действия, слова в конкретной ситуации. Но на психологическом уровне полученные в семье основы воспитания присутствуют в человеке всю жизнь.
Психологическое состояние ребенка, обусловливающее его поведение, находится в прямой зависимости от типа и характера воспитания, выбранного родителями. На сегодняшний день существует множество литературы о типах и характере воспитания в семье, из которых можно выделить следующие основные типы: традиционное, потакающее, развивающее, программирующее, эпизодическое и личностно-ориентированное, и основные характеры: демократический, авторитарный, либеральный.
Традиционное воспитание обусловлено занимает первое место. Само слово «традиция» содержит в себе позитивную смысловую нагрузку: это издревле сложившиеся и веками проверенные основы человеческого мировоззрения, необходимые и обязательные для всех времен и народов, априори «правильные», беспроигрышные в любой общественной формации.
Актуальность темы. На сегодняшний день существует множество альтернативных методов воспитания ребенка в семье; изменения в государственном и общественном строе страны повлекли за собой изменения в сознании людей; произошла некая деформация ценностных критериев, когда веками незыблемые понятия полярно меняются местами – добро считается проявлением слабости, зло и подлость – проявлениями душевной силы и ума, хитрость и лень – наличием смекалки, беззастенчивое использование чужого труда – предприимчивостью. Главенствующим становится принцип «цели оправдывает средства», т.е. для достижения цели пригодны все пути, включая криминальные. Справедливости ради следует сказать, что данная тенденция не тотальная, было и есть в обществе следование традиционным понятиям добра, чести, достоинства, труда. Но для дальнейшего сохранения и развития этих принципов следует обратиться к традиционному воспитанию в семье, где закладываются основы миропонимания.
Объект работы: современная семья.
Предмет работы: процесс семейного воспитания.
Цель работы: изучение традиционного воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
– осветить роль семьи в воспитании ребенка;
– рассмотреть основные аспекты традиционного воспитания;
– проанализировать воспитательный процесс в современных семьях.
Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам воспитания в семье, психологии и педагогики семьи.
Методологической базой послужили анализ литературы, опрос, количественный и качественный анализ.
Экспериментальная выборка составляет 10 семей, в которых есть дети от 5-и лет и старше, т.е. возможно увидеть результаты семейного воспитания.
При выполнении работы были использованы следующие источники и литература: учебная – по психологии семьи, педагогике семейного воспитания; научная – статьи периодических изданий и труды исследователей рассматриваемой проблемы, освещающие поставленные в работе вопросы, а также справочные материалы и Интернет-ресурсы.
1. Теоретический аспект
традиционного воспитания в
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка
Семья — первая из социальных ячеек, которая дает человеку представление о смысле жизни, о том, что нужно знать и что следует делать. Пример родителей является для детей критерием оценки добра и зла, вырабатывает привычки поведения.
Как считал Ян Коменский, «обязанность родителей — сообща следить за воспитанием, цель которого в том, чтобы подрастающие дети научились быть полезными Богу, ближним и себе: прежде всего себе, но больше людям и всего больше Богу».
Многогранность семейных отношений дает ребенку возможность через семейную жизнь включаться во все проявления социальной жизни. Семейное воспитание отличается рядом особенностей, которые и делают его уникальным:
– органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
– непрерывность и длительность воздействия;
– интимность, непосредственность воспитательного процесса, общение на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
– общение людей разного возраста и профессий;
– относительная замкнутость, изолированность от внешних факторов;
– значительная вероятность противоречивых воздействий.
Исключительную роль играет семья на раннем этапе развития личности, выступая в качестве единственного инструмента воспитания ребенка. Именно в общении с родителями ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта. В игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.
Уникальной характеристикой внутрисемейных отношений является родственная близость, представляющая исключительную воспитательную ценность.
«Где как не в браке, — говорил французский философ-просветитель Д. Дидро— можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятных вздохов, пролитых вместе слез».
Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутимым в нашу эпоху, когда чрезмерная рационализация человеческих взаимоотношений оборачивается угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточностью».
Составными частями содержания семейного воспитания являются известные общие направления воспитательной деятельности: физическое, нравственное, умственное и др.
Физическое воспитание в семье основывается на поддержании здорового образа жизни, включает в себя четкий распорядок дня, регулярные физические упражнения и занятия спортом, систематическое закаливание организма и т.п.
Умственное воспитание предполагает постоянный интерес всех членов семьи, прежде всего родителей, к знаниям, стимулирование потребности ребенка в их приобретении и обновлении. Развитие интеллектуальных способностей является центральной задачей семейного воспитания. Усиление роли родителей в умственном воспитании детей, по мнению современного американского педагога Г. Драйдена, должно стать одним из главных направлений в развитии современного образования. Большинство исследователей убеждены, что 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни. И еще 30% — до восьми лет. Поэтому именно семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением, и самые важные наставники — родители, а не учителя.
Нравственное воспитание в семье — закладывает фундамент духовного мира личности, ее поведения.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
И наоборот:
– если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать;
– если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится воевать;
– если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Эстетическое воспитание призвано формировать понимание прекрасного в окружающей жизни, ценить его, а также уже с детских лет развивать художественные таланты и способности. Это особенно важно теперь, когда появилось множество дешевых подделок подлинного искусства во всех его сферах.
Трудовое воспитание создает одну из самых надежных гарантий успешного преодоления трудностей, ожидающих каждого человека на его жизненном пути. Важно, чтобы ребенок осознал, что только в труде можно правильно познать себя и окружающие нас предметы, укрепить свои физические и моральные силы.
Незаменима роль семьи в формировании знаний, навыков, привычек семейной жизни. Учитывая кризисное состояние семьи, это направление воспитания приобретает исключительно важное значение. В этом деле именно семья остается главным источником воспитания.
Только в семье рождаются супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца — мужественности.
Родители, дополняя друг друга, обеспечивают решение разнообразных воспитательных задач.
Отец формирует такие качества, как энергичность, сила, смелость, ответственность.
Мать воспитывает в детях другие, но не менее важные для жизни качества — сердечность, доброту, снисходительность и т.п.
И те и другие группы качеств являются духовной основой семейной жизни.
«Только муж и жена вместе, — говорил немецкий философ Л. Фейербах — образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».
Гармоничное развитие детей связано не только с активной и своеобразной воспитательной деятельностью каждого из родителей, но, как отмечалось, и с согласованностью их действий. Противоречия в воспитательных действиях родителей — одна из причин детских психических расстройств.
Формирование личности ребенка происходит как под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленной воспитательной деятельности взрослых. Успех этой деятельности зависит от ряда условий:
– связи воспитательной деятельности с реальной жизнью родителей;
– уровня общей культуры родителей, их жизненного опыта;
– специальной педагогической подготовки родителей.
Особенно сильное, безраздельное влияние семья оказывает на ребенка в ранние годы его жизни. Но оно продолжается и после поступление его в образовательные учебные заведения. Воздействие родителей на ребенка продолжается и в его школьные годы. Более того, семья представляет собой единственный воспитательный институт, который влияет на человека на протяжении всей его жизни.
Другое дело, что вместе со взрослением ребенка такое влияние перестает быть монопольным, семья начинает все в большей степени разделять свое влияние с другими социальными институтами: школой, трудовым коллективом и т.д. И, поскольку ребенок психологически восприимчив ко всему новому, здесь весьма важно, насколько крепко укоренились те положительные моменты, которые были ему даны в семье. Т.е. насколько ребенок не столько усвоил, сколько принял для себя те моральные принципы и устои, которые были получены в семье.
Степень усвоения ребенком принципов воспитания в семье зависит от правильно выбранного (подобранного к характеру ребенка) стиля воспитания. При этом важно правильно выбрать тот или иной стиль воспитания, соответствующий конкретной ситуации, сложившейся в семье.
Обычно выделяются следующие три стиля семейного воспитания:
1) демократический;
2) авторитарный;
3) либеральный.
Демократический стиль характеризуется стремлением родителей мотивировать свои поступки и требования, прислушиваться к мнению детей, учитывать их позицию, развивать способность к самостоятельным суждениям. В результате, как показывает опыт, дети лучше понимают родителей, растут послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец трудолюбия, честности, гражданственности. Исследованиями установлено, что в семьях, где родители придерживаются этого стиля, дети показывают лучшую успеваемость в школе, более дисциплинированы, трудолюбивы, скромны, самокритичны. Дети из таких семей оказываются лучше подготовленными к роли будущего семьянина.
Авторитарный стиль характеризуется строгостью, жесткой требовательностью родителей к детям. Принуждение, угрозы рассматриваются здесь в качестве главных методов воспитания. Для обеспечения повиновения детей используется главным образом мотив страха. Опыт показывает, что подобный стиль ведет к появлению у детей таких качеств, как лживость, грубость, лицемерие. У детей формируется или агрессивность в поведении, или же, наоборот, крайняя апатия, пассивность. Результатом такого воспитания является растущее у детей с годами чувство отчуждения и протеста, иногда перерастающие в антиобщественные формы поведения. А.С. Макаренко давал такую оценку этому стилю, который он называл «стилем подавления»: «Если отец дома всегда рычит, всегда сердится, за каждый пустяк разражается громом.., на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления...» Вредность такого авторитета не требует доказательства. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от «страшного» отца, «он вызывает детскую ложь и человеческую трусость и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость».
Информация о работе Анализ воспитательного процесса в современной семье