Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:26, курсовая работа
Цель работы: изучение традиционного воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
– осветить роль семьи в воспитании ребенка;
– рассмотреть основные аспекты традиционного воспитания;
– проанализировать воспитательный процесс в современных семьях.
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект традиционного воспитания в семье………….6
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………………6
1.2. Понятие и сущность традиционного воспитания………………….12
2. Анализ воспитательного процесса в современной семье …………...17
2.1. Методика выявления особенностей традиционного воспитания
в современной семье……………………………………………………...17
2. Обработка результатов исследования………………………………...20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы………………………
Либеральный стиль отличается стремлением предоставить детям возможно большую свободу, терпимостью ко всем их поступкам, всепрощением. Продуктом этого стиля, который часто диктуется чрезмерной родительской любовью, является недисциплинированность, безответственность в характере детей. В своем стремлении завоевать любовь ребенка такие родители порою не замечают, что формируют в нем эгоиста и лицемера. В этом состоит серьезная опасность применения такого стиля.
Другие авторы классифицируют стили воспитания несколько иначе: Педагоги выделяют четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Суть их та же, что и в охарактеризованных выше стилях.
Однако результаты семейного воспитания зависят не только от его стиля. Независимо от применяемого стиля на эффективность семейного воспитания влияет в большой мере и такой фактор, как степень организованности супружеских отношений. Т.е. семьях, где нет согласия, гораздо чаще вырастают дети, неподготовленные к общественным коммуникациям, к семейной жизни, нежели в семьях, которые живут в согласии.
1.2. Понятие и сущность традиционного воспитания
Прогрессивные народные традиции возникают в результате сообразности человеческой жизнедеятельности с окружающей природой. Противоестественные, тормозящие прогресс традиции насаждаются народу административной властью и поэтому становятся временным явлением. С отменой существующего общественного строя необходимость в них исчезает. Народ обращается к своим истокам и вековым традиционным средствам сообразного с природой жития.
Возрождение традиций опирается на этническое самосознание народа. Этнос возникает и развивается в результате полной гармонии общности людей с окружающей природой. Поэтому в данный момент на передний план выходит возрождение принципа природосообразности традиций семьи, сохранение генофонда нации и национального самосознания народа, что хранится и восполняется в традиционном семейном воспитании.
Традиционное воспитание получило свое название в силу воплощения в жизнь в процессе воспитания общепринятых понятий.
Согласно энциклопедическому определению, «традиция – это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений». Традиции бывают религиозные, духовны, культурные, местные и т.д.
Согласно русским традициям, нравственность человека начинается с почитания отца и матери – своих родителей, любви к ним, с выполнения сыновнего (дочернего) долга и продолжается путем поддержания братских отношений между людьми. Т.е. традиционна русская семья – патриархальная, где поддерживается главенство старших. Дедушку и бабушку уважают и жалеют: они «старенькие», им нужно помочь. Но они же и старшие, их нужно слушаться. Здесь формируется уважение к старикам, такие душевные качества, как жалость, сострадание, желание помочь.
В русских традициях патриотизм. В семье с традиционным укладом не принято негативно отзываться о своем государстве, своей Родине. Здесь чтят память предков, знают культурно-историческое наследие и восхищаются им, не обсуждают политику правительства, верят в то, что их страна – самая лучшая. Отсюда – нужно эту страну беречь, её природу (экологическое воспитание), её историю, всё то культурное богатство, которое осталось от предыдущих поколений, и преумножать его, делать свою родину лучше, сильней, краше. Приобщение к культурному наследию, культурному процессу есть эстетическое воспитание ребенка.
Наряду с культурно-духовным воспитанием традиционным является и воспитание культуры тела, культуры одежды, далее – культуры поведения. Культура тела подразумевает не только содержание его в чистоте, но и в должной форме. То же касается одежды, а культура поведения гласит, что культурное поведение (правила этикета) таково, что оно уместно, комфортно самому и не мешает другим.
Опять же в русских традициях половое воспитание, т.е. воспитание полов: мальчиков – соответственно понятиям мужественности; подрастающий ребенок с самого раннего возраста знает, что он мамин защитник, девочек – женственности; она также с младенчества знает, что она – мамина помощница. Девочку учат скромности, мальчика – настойчивости. Сюда же входит – в рамках трудового воспитания, также традиционного в русских семьях с древних времени, – и разделение труда: традиционно выделяется работа «мужская» (более тяжелая, или техническая, здесь же и обеспечение материального благополучия семьи) и работа «женская» – сюда входит уют в доме, приготовление еды, уход за мужем и детьми, рукоделие и т.д.
Трудовое воспитание подразумевает включение ребенка в посильную возрасту деятельность с самых ранних лет: научившегося ходить и понимать родительские слова малыша просят отнести платок (маме, бабушке), газету (папе, дедушке) и т.д. Мальчики совместно с отцом (дедом) что-то мастерят, девочки совместно с мамой (бабушкой) стряпают, убирают. С возрастом, начиная примерно с пяти-шести лет, у ребенка в традиционной семье есть, как правило, обязательные, их «личные» к выполнению поручения (вынести пакет с мусором, убрать в клетке у хомяка, покормить кота, выгулять собаку, содержать в порядке свою комнату и т.д.). В традиционной семье принято все делать добросовестно, поэтому с раннего детства ребенку внушается, что нужно хорошо учиться, хорошо, добросовестно работать.
Таким образом, посредством традиционного воспитания происходит приобщение ребенка к исконным семейно-бытовым традициям народа.
Но есть и другое мнение по поводу традиционного воспитания. Так, источник считает, что традиционное воспитание в семье сводится к тому, что ребенок должен беспрекословно во всем слушать своих родителей. Согласно данному источнику, самые распространенные формы такого воспитания – это нравоучения, нотации, «чтение моралей»; родители составляют и изучают с ребенком правила поведения. Ребенок не имеет право на собственное мнение, это исключительная привилегия родителей. Ребенку навязывают родительское мировоззрение, их жизненные убеждения. Такой тип воспитания не видит в ребенке личность, пытается погубить в нем зачатки индивидуального. При возникновении конфликта между ребенком и родителями последние не пытаются прийти к консенсусу, не приводят логичные аргументы в подтверждение своей правоты, а пытаются подавить волю ребенка своим авторитетом и так называемым опытом. В основном, считает источник, современные семьи не поддерживают такой тип воспитания по причине его малой эффективности.
С такой точкой зрения невозможно согласиться. Очевидно, автор публикации смешивает такие понятия, как типы и стили воспитания. В традиционном воспитании много разумного, оптимального. Вместе с тем уровень воспитания, его «качество» зависит от многих факторов. Это, прежде всего, особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Следует отметить, что современные реалии видоизменили традиционную семью: чаще всего работают и оба родителя ребенка, и родители родителей. В большинстве случаев родители родителей проживают отдельно от детей, и присматривают за внуками или забирая их к себе, или приезжая к детям. Ряд семей, имеющих достаточную материальную базу, нанимают нянь – как для присмотра за ребенком в рабочее время родителей, так и для сопровождения его в школу, на дополнительные занятия, в секции, кружки и т.д.
Таким образом, исходя из изложенного в данной главе работы материала можно сделать следующие краткие выводы.
Роль семьи в воспитании ребенка неоценима, поскольку именно в ней имеют место такие позитивные условия, способствующие личностному формированию человека – члена социума, как генетическая и психологическая общность, родственные связи, семенные традиции, основанные на традициях своей нации, истории, страны. В семье ребенок получает гармоничное воспитание, состоящее из следующих элементов: физическое, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, семейное (как будущего семьянина). Все перечисленные элементы есть не что иное, как традиционное воспитательное наследие русской семьи, т.е. такое комплексное воспитание в семье с патриархальным укладом (главенство старших членов семьи), с разделением труда, забот на женские и мужские, с четко выраженным половым воспитанием мальчиков и девочек, с присущими полу качествами, навыками и умениями, – традиционное воспитание. Ребенок, выросший на традиционных устоях, более адаптивен к социуму, обладает коммуникативными навыками, а также навыками трудовыми, практическими, т.е. он вполне подготовлен к жизни в обществе. Следует отметить, что традиционное воспитание должно сочетаться со стилем воспитания, благоприятным для ребенка.
В современной семье традиционный уклад проживания видоизменился; во многих семьях работают и родители ребенка, и родители родителей; кроме того, зачастую родители родителей проживают отдельно и осуществляют воспитательный процесс ребенка эпизодически, забирая его к себе или приезжая к детям. Возродилась традиция приглашения нянь для присмотра за ребенком и его сопровождения в то время, когда его родители на работе. Все эти факторы обусловили особенности традиционного воспитания в семье.
2. Анализ воспитательного процесса в современной семье
2.1. Методика выявления особенносте
В качестве методического инструментария была разработаны анкеты, куда включены вопросы по разным аспектам воспитания в семье, а также продуманы вопросы для беседы. В исследовании приняли участие 10 семей, имеющие ребенка старше 5 лет (от 5-и до 12-и), т.к. с этого возраста уже виден минимальный результат воспитания. Семьи полные; оба родителя без пагубных привычек. Причем 5 семей проживают с родителями одного из супругов (т.е. в семье имеются бабушки и дедушки).
Целью исследования является выявление элементов традиционного воспитания в семье. В процессе исследования поставлена задачи:
1) изучить отношения внутри семьи – как между взрослыми, так и между ребенком и взрослыми;
2) выявить иерархию в семье;
3) выяснить основные критерии воспитания ребенка (ценностные ориентиры семьи, обязательные в их понимании для привития ребенку, запретные моменты);
4) определить, каким родители хотят
видеть выросшего ребенка, какие
действия для этого
Испытуемые были разделены на две группы: СР – те, кто проживает совместно с родителями родителей и ОР – те, кто проживает отдельно.
В процессе проведения исследования родителям ребенка и родителям родителей были предложены к заполнению анкеты (Приложение 1). За детьми велось визуальное наблюдение в процессе общения (в присутствии старших членов семьи), в результате которого сделаны отметки по определенным критериям (Приложение 2). В завершение была проведена беседа с родителями (Приложение 3)
Так, в процессе анкетирования было выявлено следующее:
В группе СР в обсуждении домашних дел, семейных проблем участвуют все дети; так же все дети привлекаются для помощи по дому (саду, огороду). Приватные разговоры о личных делах ведутся, но в основном бабушками-дедушками. Физзарядка делается только в одной семье, отцом и сыном (отец ребенка – тренер в спортивном клубе).
Совместное посещение театров, музеев и выставок осуществляется в двух семьях группы СР. Разговоры о необходимости беречь природу, животных не ведутся целенаправленно, но во всех семьях есть домашние животные, комнатные растения; в двух семьях имеются дачные участки, на которых у детей отведены свои грядки.
Наказание за провинности имеет место в каждой семье группы СР. Это, как правило, «отчитывание» ребенка за совершенный негативный поступок, разбор причин, приведших к поступку, объяснение негативных последствий.
По наблюдениям группы СР, ребенок не утаивает какой-либо информации, открыто рассказывает о своих радостях и проблемах, о событиях в ДОУ или в школе, во дворе.
Понятие «традиционное воспитание» знакомо всем.
Результаты анкетирования группы ОР показали следующее. В обсуждении семейных дел ребенок привлекается только в одной семье. К помощи по дому принимают участие дети во всех пяти семьях. Беседы о личных, приватных делах ребенка ведутся в каждой семье. Физзарядка делается только в одной семье (бабушка – фельдшер воинской части), но дети из всех семей занимаются в различных кружках (танцевальный, фехтование, плавание, велоспорт).
Посещение театра, музея совместно с ребенком заведено только в одной семье; в остальных четырех семьях в группе ОР эти моменты разовые, эпизодические, дети посещают учреждения культуры со школой, детским садом.
Конкретные разговоры о необходимости беречь природу и животных в семьях этой группы также не ведутся, но комнатные растения имеются в каждом доме.
За провинности ребенка ругают («Посмотри, что ты наделал!», «Как ты мог?», «Ты поступил некрасиво, неправильно» и т.д.). За провинность в одной семье детей (их двое) лишают на неделю денег на карманные расходы.
Поскольку в семьях этой группы есть 12-летние дети, их родители и бабушки-дедушки не могли уверенно ответить, что всегда имеет место полная открытость; возможно, что-то и умалчивается. Но «тревожных симптомов» не наблюдается.
Понятие «традиционное воспитание» знакомо всем.
Во время заполнения родителями анкет проводилось наблюдение за детьми с целью выявления критериев коммуникативности – в процессе беседы. Так, в группе СР все дети поздоровались с вошедшим человеком первыми, улыбчиво и приветливо. Все дети держат визуальный контакт, не «уводят» взгляд. Только один ребенок (5 лет) неправильно строил фразы, затруднялся с подбором слов, выражений (ребенок не посещает ДОУ, находится дома, под присмотром бабушки). Вместе с тем интерес был выказан к самым разным темам, поднятым в разговоре.
Негатива от общения не возникло.
В группе ОР дети также поздоровались с вошедшим (3), ответили на приветствие (2). Улыбались незнакомому человеку трое, визуальный контакт установили все. У всех детей правильное построение фразы, объемный словарный запас, широкий кругозор. Разговор могут поддержать на самые разные темы – в пределах возрастной категории. Негатива в процессе общения не возникло.
На вопросы о семье дети обеих групп отвечали охотно, уверенно, с гордостью и твердой убежденностью, что именно эта (его) семья – самая лучшая: самая добрая, самая правильная, самая интересная.
Информация о работе Анализ воспитательного процесса в современной семье