Арт- терапия как метод психосоциальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и сущность арт- терапии……………………………………………...4
2. Цели, виды и формы арт- терапии…………………………………………….7
3. Арт- терапевтический процесс……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиографический список….................

Файлы: 1 файл

психосоц.docx

— 56.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие и сущность  арт- терапии……………………………………………...4

2. Цели, виды и формы  арт- терапии…………………………………………….7

3. Арт- терапевтический процесс……………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….18

Библиографический список…..............................................................................19 
Введение

Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов пациентов изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.

Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему непросто выразить словами.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.

 

1Понятие и сущность арт- терапии

 

Термин "арт- терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

 В зарубежной психотерапии  выделяют четыре основных направления в применении арт-терапии:

1.Использование для лечения  уже существующего произведения  искусства путем их анализа  и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия).

2.Побуждение пациентов  к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается  как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).

3.Одновременное использование  первого и второго принципов.

4.Акцентирование роли  самого психотерапевта, его взаимоотношения  с пациентом в процессе обучения  его творчеству, классификация, приводимая  в книге Хайкина "Художественное  творчество глазами врача", включает  в себя роль эстетического  компонента и представления о  лечебной направленности фактора  и уровня адаптации, на которой  это действие проявляется:

  • Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
  • Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько  эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.
  • Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие арт-терапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и  осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

  • Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирования используются прикладные возможности творчества, арт-терапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.
  • Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического изображения, творчества на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом  варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества.

Задача специалиста в работе с клиентом методом арт- терапии -помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Широко распространены взгляды на арт - терапию как на особую форму реагирования и сублимации.

Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт - терапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Творчество, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арт - терапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

 

2Цели, виды и формы  арт – терапии

 

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учётом реальности окружающего мира. Отсюда и важнейший принцип арт-терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

К основным целям арт- терапии относят:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

В арт-терапии очень много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мне хочется остановиться более подробно на изотерапии.

Существует две формы арт- терапии: пассивная и активная.

При пассивной клиент потребляет художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме клиент сам создаёт продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д.

Занятия по арт-терапии могут быть структурированными неструктурированными. При структурированных занятиях тема жёстко задаётся и предлагается определённый материал. По окончании занятий обсуждается тема, манера исполнения и т. д. При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существует множество видов арт- терапии направленные на оказание психологической помощи клиенту.

В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта можно выделить следующие виды арт-терапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотерапию; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; танцетерапию и др.

  1. Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. На данный момент музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением. Музыкотерапия содержит два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми.

Задачи этого вида арт-терапии:

  • катарсис (очищение), регуляция психоэмоционального состояния;
  • увеличение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
  • приобретение новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
  • активизация творческих проявлений.

2)Танцетерапия- использование двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.

Информация о работе Арт- терапия как метод психосоциальной работы