Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 21:27, контрольная работа
Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и сущность арт- терапии……………………………………………...4
2. Цели, виды и формы арт- терапии…………………………………………….7
3. Арт- терапевтический процесс……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиографический список….................
3)Песочная терапия. Песок – великолепный материал для работы с детьми различных возрастов. Дети с огромным интересом участвуют в выполнении заданий, работая с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом). Использование этой терапии развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети рисуют с большим удовольствием, строят замки, изображают в песочнице следы зверей и при этом сопровождают свои действия с речью.
4)Цветотерапия. Терапевтам необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. В настоящее время в ДОУ активно используется метод погружения в определенный цвет. Для активации с малоактивными и пассивными детьми терапевты используют задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Различные цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и др. Активным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Различные задания с цветом помогают развивать у детей сосредоточенность, внимание.
5)Терапия водой. Вода – интересующий и любимый всеми детьми объект для исследования. Самое первое вещество, с которым знакомится ребенок, это вода. Вода дает ребенку приятные и положительные ощущения, развивает различные рецепторы. Значение технологии заключается в том, что один из самых приятных способов обучения это игры с водой. Соответственно, это позволяет использовать технологию для обогащения эмоционального опыта ребенка, речевого развития и при трудностях с адаптацией.
6)Музыкоцветотерапия - это вид музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета. В последнее время, психотерапевтами все чаще обследуется связь между психическими и физиологическими процессами, что приводит к поразительным открытиям, содержащим положительные изменения в организме под воздействием музыки и цвета, смеха, положительных эмоций. Рациональное использование цвета создают коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается
7)Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия основывается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.
Задачи имаготерапии:
8)Фототерапия – один из методов арт-терапии, метод использования фотографий для оказания психологической помощи детям, испытывающим затруднения в развитии и не только. Фотография обладает рядом функций, полезных для процесса психотерапии (актуализирующей, стимулирующей, организующей, смыслообразующей и др.).
Эта методика универсальна в применении: ее можно использовать как, отдельный метод (работая исключительной с фотографиями). Также можно сочетать с другими методиками арт-терапии и психотерапевтическими направлениями такими, как: изотерапия, гештальттерапия, семейная психотерапия и др. Методы фототерапии подходят как для индивидуальных занятий с детьми, так и для групповых.
9)Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии содержится в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история,тесно связанная с проблемной ситуацией ребенка. Нужно, по ходу инсценировки добиться того, чтобы ребенка заинтересовало и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. Во время кульминационной точки рассказа эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Соответственно сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. Во время завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.
10)Изотерапия (рисунок, лепка). Это самый распространенный вид терапии, лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. Существуют несколько направлений это метода:
— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;
— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Изотерапию в разных областях медицины: психиатрии, терапии,в медицинской и специальной психологии. Использование изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии коррекционно-профилактическими задачами.
Изотерапия вносит хорошие результаты в работе с больными детьми — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
11)Библиотерапия- это использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства, с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.
В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии. Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями).
Сейчас набирает огромные обороты совершенно новая методика арт-терапии, арт-синтез терапия.
12)Арт-синтез терапия – это взаимодействие сразу несколько видов искусств: музыка, живопись, скульптура, поэзия, литература, движение, танец, основы философии и немного математики. Чередование и объединение разных форм занятий больше энергии, более интересного и не так утомительно для детей. Во время занятий проводятся параллели между разными видами искусств. Дети путешествуют мысленно во времени и пространстве, рисуя или играя на музыкальных инструментах, и находят для себя наиболее близкое в культуре.
При проведении различных форм арт-терапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при чем корректируются нарушенные психические и физические функции.
3 Арт- терапевтический процесс
В современной арт-терапевтической литературе понятие арт-терапевтического процесса обозначает разнообразные изменения в поведении, состоянии и отношениях клиента и психотерапевта в ходе их совместной работы, приводящие в конечном счете к достижению определенных психотерапевтических результатов. Предполагается, что, как и любая психотерапевтическая работа, арт-терапевтический процесс также имеет начало, середину, совпадающую с моментом наиболее значимых для успеха психотерапии изменений, и завершение (терминацию). Признается также, что на динамику арт-терапевтического процесса оказывают влияние самые разные факторы, в связи с чем в одних случаях она может быть наиболее выраженной, а в других — минимальной.
Имея много общего с любым процессом психотерапии, арт-терапевтический процесс обладает своими особенностями. Они в значительной степени связаны с тем, что отношения клиента и психотерапевта опосредуются изобразительной деятельностью клиента и отражают процесс художественной экспрессии. Поскольку этот процесс, как было отмечено в первой главе, имеет стадийный характер, это так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса. В свою очередь отношения клиента и психотерапевта и их изменения в арт-терапевтическом процессе отражаются на художественной экспрессии клиента.
Показания для применения арт-терапевтических методов:
Существуют еще множество различных показаний.
Огромную значимость приобретает потребность в самовыражении, в утверждении своей личности, в среднем школьном и подростковом возрасте. В это время арт-терапия дает хорошие возможности для реализации этих потребностей.
Применяя арт-терапевтические методы, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенную область различных способов действия с ним, развивая у клиента определенные виды активности. Нужно основательно подбирать материал к различным видам занятий, в соответствии с их задачами и индивидуально-психологическими особенностями клиента, специалист в определенной мере может управлять активностью человека.
На основе наблюдений за реальным арт-терапевтическим процессом можно говорить о его следующих основных этапах:
Подготовительный этап. Несмотря на то, что арт-терапия может использоваться максимально широким кругом клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целесообразным может быть ее использование с тем или иным клиентом. Показания для применения арт-терапии определяются характером проблем или заболевания клиента, степенью имеющихся у него психических или физических ограничений, возрастом, его коммуникативными возможностями, уровнем мотивации к арт-терапевтической работе, ожиданиями от нее и рядом других факторов. Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психотерапии (например, олигофрены, лица с тяжелыми психическими заболеваниями или речевыми нарушениями, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно заниматься с арт-терапевтом индивидуально или в группе. Это связано с тем, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выражать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, развития невербального мышления и других функций.
Тем не менее принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-кор-рекционного метода арт-терапия подходит прежде всего клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серьезные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже с ними арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы, дополняя методы биологической терапии, социальную работу и иные формы психотерапии.
Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения (например, у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством, наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.). Это не значит, конечно же, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению.
В ходе первой встречи с клиентом психотерапевт обычно объясняет, в чем будет заключаться их совместная работа; что клиент может, а чего не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета, использовать изобразительные материалы опасным для себя и окружающих образом). Как правило, психотерапевт подчеркивает, что эта работа не предполагает наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений». Он дает клиенту понять, что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении изобразительных материалов. При этом целесообразно добавить, что это будет необходимо или весьма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.
К подготовительному этапу арт-терапевтического процесса относится также создание «безопасного» пространства, что является важным условием установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности. Безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и психотерапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости. Поскольку арт-терапевтическая работа связана с использованием различных изобразительных материалов, они также могут рассматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтического пространства.
Информация о работе Арт- терапия как метод психосоциальной работы