Арт-терапия и её коррекционные возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Последние несколько лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем [2, с.10].
Арт-терапия — это относительно новый метод психокоррекции. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл. В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт-терапия — это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

Социальный институт

Кафедра социальной работы

 

Контрольная работа по дисциплине

«Технологии социальной работы»  на тему:

Арт-терапия  и её коррекционные возможности

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. СР СРз-415 Галькевич Е.В.

     Проверил: Сажина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Последние  несколько  лет в нашей стране  стали временем  бурного развития  и  освоения  новых  форм  психокоррекции.  Большой интерес  специалистов  и  потенциальных  клиентов  вызывает арт-терапия — метод,  связанный с раскрытием  творческого потенциала  индивида,  высвобождением  его  скрытых  энергетических  резервов  и  в  результате  нахождением  им  оптимальных  способов  решения  своих  проблем [2, с.10].

Арт-терапия — это относительно  новый  метод  психокоррекции.  Термин «арт-терапия» (буквально:  терапия  искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл. В  настоящее  время  под арт-терапией  понимают  использование  всех  видов  искусства.  Этот  метод позволяет экспериментировать  с  чувствами,  исследовать  и  выражать  их  на символическом  уровне.  Арт-терапия — это метод развития  и изменения  сознательных  и  бессознательных  сторон  психики личности посредством разных форм и видов искусства.

Арт-терапия  все чаще  рассматривается как инструмент прогрессивной  психологической  помощи,  способствующей формированию  здоровой  и  творческой  личности,  а также реализации  на  практике  таких  функций  социализации  личности,  как  адаптационная,  коррекционная,  мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая.

Основная цель арт-терапии — гармонизация  внутреннего  состояния  клиента,  то  есть  восстановление  его способности  находить  оптимальное,  способствующее  продолжению жизни состояние равновесия.

Задачи арт-терапии таковы:

1)  акцентировать  внимание  клиента  на  его  ощущениях и чувствах;

2) создать  оптимальные   для  клиента  условия,  способствующие наиболее  четкой  вербализации  и  проработке  тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;

3) помочь  клиенту  найти   социально  приемлемый  выход как позитивным, так и негативным чувствам.

Механизм  психологического  коррекционного  воздействия арт-терапии  состоит в том,  что искусство позволяет в особой  символической  форме  реконструировать  конфликтную  травмирующую  ситуацию  и  найти  ее  разрешение  через переструктурирование  этой  ситуации  с  помощью  творческих способностей клиента.

Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой  человек,  как  подготовленный,  так  и  неподготовленный, способен  преобразовывать  свои  внутренние  конфликты  в  визуальные формы [2, с.16-17].

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга – библиотерапия, танец, движение — кинезитерапия, ритмотерапия, сказкотерапия, фототерапия, куклотерапия, пескотерапия и прочие). В свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды.

Однако было бы неверно  рассматривать видовые различия арт-терапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека [1].

 

 

 

 

Формы арт-терапии

Арт-терапия  имеет три формы — активную,  пассивную и смешанную.

Пассивная  форма — клиент  использует  художественные  произведения,  созданные  другими  людьми:  рассматривает  картины,  читает  книги,  прослушивает  музыкальные произведения.

Активная  форма — клиент  сам  создает  продукты  творчества:  рисунки,  скульптуры,  истории,  музыкальные  композиции, спонтанные танцы.

Смешанная  форма — клиент  использует  имеющиеся произведения  искусства (музыкальные  произведения,  картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества [2, с.18].

Арт-терапия — междисциплинарное явление.  Она возникла  на  стыке искусства и науки и вобрала в себя  достижения  медицины,  педагогики,  культурологии,  социологии  и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы  к  различным  задачам,  начиная  от  решения проблем  социальной  и  психологической  дезадаптации  и заканчивая  развитием человеческого потенциала,  повышением  планки  психического  и духовного здоровья;  они предполагают  также использование клиентом  различных форм изобразительной  деятельности  с  целью  выражения  своего психического состояния [2, с.10].

В  настоящее  время  арт-терапию  все чаще  рассматривают как инструмент  прогрессивной психологической помощи,  способствующей  формированию  здоровой  и творческой личности,  и  реализации  на  практике  ряда  функций  социализации  личности (адаптационная,  коррекционная,  мобилизующая,  регулятивная,  реабилитационная,  профилактическая).

Основное  внимание уделяется  раскрытию  возможностей  арт-терапевтических  техник  для решения широкого  круга  психолого-социальных  задач —  в  лечебных  и  образовательных  учреждениях,  в центрах психолого-социальной  помощи  населению.  Эти  задачи  связаны  с  сохранением и  восстановлением  психического  здоровья  населения,  развитием  интеллектуального  и  эмоционально-нравственного потенциала  людей,  профилактикой  и  разрешением  конфликтных ситуаций.

Арт-техники используются  при работе  с различными контингентами  детей  и  взрослых  для  достижения  следующих результатов:

- развитие творческих  способностей;

- повышение самооценки  и рост самосознания;

- развитие эмоционально-нравственного  потенциала;

-  формирование  умения  решать  внутренние  и групповые проблемы;

- формирование умения  выражать эмоции;

-  формирование  умения  разрешать  конфликтные  ситуации, снятие напряжения, релаксация;

-  развитие  коммуникативных  навыков,  навыков  социальной поддержки и взаимного доверия.

Арт-терапия  помогает «включить»  особый  способ  видения  событий  окружающего  мира —  способность  видеть  целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между  собой  и  с  целым;  способность  видеть  и  чувствовать  то, что  находится  непосредственно  перед  вами,  не  рассеивая внимание  и  не  обращаясь  к  словесным  понятиям;  способность воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.

Арт-терапевты  ищут  символы  в  образах,  пытаясь  помочь  клиентам  лучше  познать  их  внутреннее «Я»,  одновременно  помогая  им  интегрировать  недавно  открытое  внутреннее «Я»  во  внешнюю  реальность.  Таким  образом,  арт-терапия  неразрывно  связана  с укреплением аутоэкспрессии  и понимания.

Искусство  как  терапевтическая  техника  впервые  была применена  Маргарет  Наумбург,  воспитанной в духе  традиционного  психоанализа,  в  рамках  которого  акцент  делался на  свободные  ассоциации  и  интерпретации.  Как вспомогательную  технику  М.  Наумбург  предлагала  использовать спонтанный  рисунок.  Возникающая  в этом  подходе экспрессия  благодаря  искусству  становилась  фундаментом,  на  основе  которого  психологи  проводили  интерпретацию  конфликтных  ситуаций  клиентов.  В  своей  работе  Наумбург  опиралась на  идею  Зигмунда  Фрейда  о  том,  что  первичные  мысли  и  переживания,  возникающие  в  подсознании,  чаще  всего  выражаются  в  форме  образов  и символов.  Образы  художественного  творчества  отражают  все  виды  подсознательных  процессов,  включая  страхи,  конфликты,  воспоминания  детства, мечты,  то  есть  те  феномены,  которые  исследуют  терапевты во время психоанализа.

Продолжательницей  работ  М.  Наумбург  в 1950-х гг.  стала  Эдит  Крамер,  которая представляла  другое  отношение к арт-терапии,  работая исключительно с детьми.  Э.  Крамер утверждала,  что  художественный  процесс  сам  по  себе  имеет оздоравливающее  действие  и  не  требует вербального комментатора.  Она  считала,  что  задача  терапевта  состоит  в  приобщении  клиентов  к  творчеству  и в предоставлении  им  эмоциональной  поддержки.  В  такой  арт-терапии  ведущий играл роль  скорее  учителя  и  художника,  нежели  пассивного  интерпретатора.  Возник  спор  между  двумя  концепциями —одна  подчеркивала  творческий  аспект  художественного опыта,  другая  делала  упор  на  терапевтический  инсайт,  полученный при помощи искусства.

Большое  влияние  на  развитие  арт-терапии  оказала также  Ханна  Якса  Квятковска,  включившая  ее  в процесс диагностики  и  лечения  семей.  Работая  в  Национальном  институте  психического  здоровья (National Institute of  Mental Health), X.  Я.  Квятковска  установила,  что художественная сессия  с  участием  всех  членов  семьи действует терапевтически  и  укрепляет  семейные  отношения  в  целом.  Семейные рисунки  предоставляли  большое  количество  диагностической  информации  о  связях  между  членами  семьи  и  о  том, как они видят свои роли в семье.

Британский  арт-терапевт и художник  Андриан Хилл  говорил о том, что изобразительная деятельность обладает способностью  отвлекать  пациента  от  болезненных  переживаний и  помогает  ему  концентрировать  внимание  на  процессе  выздоровления.

Гуманистическое  направление  в  психологии  позволило арт-терапии  стать самостоятельной  терапевтической  техникой,  в  которой  особенное  внимание  уделяется  самому  процессу  творчества,  а  в 1960-х  гг.  арт-терапия  уже считалась отдельной  профессией.  Это  дало  арт-терапевтам  новую профессиональную  идентичность,  и  вскоре  они  начали  работать

в различных областях науки.

Современные  арт-терапевты  работают  в поликлиниках, центрах  социальной  помощи,  школах,  больницах,  домах престарелых,  консультативных  центрах  для  людей,  зависимых  от  наркотических  веществ,  проводят  индивидуальную и  групповую  психокоррекцию,  участвуют в специальных образовательных  программах,  работают  с  детьми  с  ограниченными возможностями.

Поскольку  арт-терапия  делает  большой  акцент  на  процессе (в  противоположность  продукту)  творчества,  она  не  требует никаких особых навыков и талантов для участия. Процесс  арт-терапии  позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание  продукта  творчества)  и  посредством  вербализации  продукта  творчества  помогает  человеку  осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт [2,с.13-15].

Коррекционные возможности  арт-терапии.

Достижение  положительных  психокоррекционных  результатов в арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:

    • развитие  и  усиление  внимания  к  своим  чувствам  и переживаниям, что повышает самооценку;
    • сам  процесс  творчества,  дающий  возможность  свободно  выразить  свои  чувства,  потребности  и  фантазии  в  виде  продукта  творчества (рисунка,  коллажа, скульптуры,  звуковой  композиции,  сказочной  истории,  танца)  и  являющегося  безопасным  способом  разрядки напряжения;
    • возможность  заново  пережить  внутренние  конфликты  прошлого  в  результате  соприкосновения  со  своим бессознательным  и  общения  с  ним  на  символическом языке  образов  в  условиях  безопасного  пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
    • возникновение  чувства  внутреннего  контроля  и  порядка,  так  как  творчество  приводит  к  необходимости организовывать  окружающее  пространство (формы  и цвета, звуки, слова, движения);
    • освоение новых форм опыта [2, с.15-17].

Терапевтические возможности арт-терапии.

В 1974 году психолог Джером Франк  сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая:

1) предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и практическом уровне;

2) вселяет надежду на избавление от страданий;

3) предоставляет опыт успешной деятельности;

4) дает возможность преодолеть чувство отверженности;

5) пробуждает яркие эмоции.

Арт-терапия вполне соответствует этим пяти эффектам.

Во-первых, арт-терапия является очень эффективным форматом для обучения. Она помогает увидеть новые перспективы в любой ситуации и предлагает стимулирующие методы для усвоения и запоминания. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и таким образом воздействуют и на эмоциональную сферу личности.

Во-вторых, как и другие терапии, арт-терапия вселяет надежду в избавление от душевных страданий. Вера в самоизменение и возможность чувствовать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта.

В-третьих, арт-терапия, безусловно, представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.

Информация о работе Арт-терапия и её коррекционные возможности