Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования: является теоретическое изучение особенностей проявления детских страхов в старшем дошкольном возрасте и определения возможностей их корректировки методами арт-терапии.
Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы арт-терапии.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Башкортостан.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

 

Введение

    Трудно встретить человека, который бы никогда ничего не боялся. Страх — врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Чем старше человек, тем труднее ему будет изживать свои страхи.

    В данной работе речь пойдет о страхах детей старшего дошкольного возраста, так как, в этом возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

     Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, необходимо знать, что такое страх, его виды, причины возникновения и методы коррекции.

    Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Мы рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапевтического метода. Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд, не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит арт-ттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном.

Целью нашего исследования: является теоретическое изучение особенностей проявления детских страхов в старшем дошкольном возрасте и определения возможностей их корректировки методами арт-терапии.

Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы арт-терапии.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие страх и его общую характеристику.
  2. Рассмотреть особенности страхов и причины их возникновения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определить возможности арт-терапии, как метода  коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Изучение специальной методической литературы.
  2. Поиск необходимого материала на основе изученной литературы.

Практическая значимость данного исследования  заключается в том, что этот материал может быть использован студентами. При изучении дисциплины психологии, людям интересующимся вопросами детских страхов. А также психологами и педагогами дошкольных учреждений.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список литературы представлен 27 источниками. Работа изложена на 26 страницах печатного текста.

1. Понятие страха и его общая  характеристика.

    Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. Например, в толковом словаре психиатрических терминов страх – это чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными расстройствами.[19]

    Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций».[3]

    Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [19]

    В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия.[4]

    Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.[16]

    Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности»

    Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно – оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности.[17]

    Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности

    В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л.Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный.

     Реальный  страх – рациональное выражение  инстинкта самосохранения как  нормальная реакция на восприятие  внешней опасности. 

    Страх невротический  – разнообразные формы «бесцельного  страха» невротиков, возникают из-за  отвлечения либидо от нормального  применения, либо из-за отказа  психических инстанций. 

    Страх свободный  – общая неопределённая боязливость,  готовая на время привязаться  к любой появившейся возможности  и выражающаяся в состоянии  «боязливого ожидания», страх  беспредметный, не связанный с  каким-либо объектом, вызывающим этот страх.[18]

    Говоря о страхах, об их воздействии  на человека, часто употребляют  еще один термин – «фобии».  Страх – это нормальная защита  защитная реакция, основанная  на инстинкте самосохранения. Под  «фобией» психологи имеют в  виду реакцию, которая не соответствует  вызывающей ее причины. По современной систематизации, имеется два типа фобий : первый - социальный, который связан с жизнью человека в обществе.(выражается в боязни публичных выступлений, посещение общественных мест и т.п.) второй  специфический страх перед определенными явлениями и предметами.(страх замкнутого пространства, воды, высоты, острых предметов и т.п.)

    По степени выраженности принято  выделять: волнение, беспокойство, опасение, тревогу, собственно страх, испуг  и ужас.

    Волнение – самое легкое по  интенсивности выражение страха. В отличие от других проявлений  страха волнение может носить  приятный оттенок.(волнение матери  перед первом знакомстве со  своим малышом)

    Беспокойство – уже более выраженный  страх. Это состояние, когда  человек временно теряет покой.  В отличии от волнения беспокойство  имеет негативную окраску.

    Опасение – следующее по интенсивности  проявление страха. В данном случае  можно говорить не только о  потере покоя, но и о том,  что человек чего- то боится.

    Волнение, беспокойство и опасение  более свойственны взрослому  человеку, чем ребенку.

    Что касается тревоги и страха, то здесь мнения ученых не  совсем однозначны. Одни считают,  что страх и тревога – это  одно и то же понятие, объединяя  их по присутствию чувства  беспокойства. Восприятия угрозы и отсутствию чувства безопасности. Другие, в том числе известный детский психиатр А. Захаров, считают, что тревога и страх – это разные понятия, которые имеют большое количество, очевидных отличий. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.[6]

    Так тревогу А.И. Захаров рассматривает  как предчувствие опасности, как  неопределенное чувство беспокойства, которое обращено к будущему, т.е. появляется в ожидании  какого – либо события. Предполагается, что тревога появляется в левом полушарии головного мозга, ответственным за логическое мышление.[5]

    В отличии от тревоги страх  – это ощущение конкретной  опасности. Это ответ на реальную  опасность, который наступает  во время наступления опасности.           Источником страха является прошлый  травмирующий опыт. Страх возникает  в правом полушарии и инстинктивно  обусловлен.

    Испуг – неожиданный страх,  который часто именно в силу  неожиданности несет более интенсивную  негативную окраску, чем собственно  страх.

    Ужас – наивысшая степень выраженности  страха. Он оказывает настолько  тормозящие действия, что человек  на какое то время полностью  теряет способность логически  и критически мыслить. Очень  часто страх данной интенсивности  порождает панику.

    Страх классифицируют как ситуативно  и личностно обусловленный. Ситуативно  обусловленный страх – это  страх, вызванный определенной  ситуацией, представляющей угрозу. Личностно обусловленный страх  – это страх, возникающий у отдельных личностей в ситуации, которая с другими людьми рассматривается как не представляющей угрозы.

    Страх также бывает острый  и хронический (постоянный). Острый  страх возникает неожиданно и  длится какое-то время (например, страх экзаменов у студента  во время сессии). Хронический  страх, раз возникнув, продолжается  достаточно длительное время,  позволяющее говорить о его  постоянном характере.

    При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предоссылки.[6]  

    Как же появляется страх? По мнению А.И.Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при общении. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри всё «опускается», холодеет, тело становится тяжёлым ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве.[5]

    Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.[5]

Говоря о функциях страха, следует  обратиться к исследованиям Нины Балл, которые показывают, что испуганный человек может или оцепенеть, или обратиться в бегство. Таким образом, реакция оцепенения, так же как и реакция бегства, выполняет защитную функцию.

Так же функцией страха выступает  мотивация для поиска безопасной среды существования. Умеренно выраженная эмоция страха позволяет человеку избежать ситуаций, угрожающих физическому или  психологическому «Я». Страх выполняет функцию защиты нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это благоприятно для человека, так как способствует его адаптации и дальнейшему благополучию.

    Таким образом, мы выявили,  что страх – это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. В одних обстоятельствах страх бывает подсознательным, в других же – обуславливается каким-то жизненным опытом Они могут выражаться в неясном волнении и беспокойстве, опасениях и тревогах, оставаясь расплывчатыми и смутными. При этом страхи выполняют защитную функцию – выступают как средство самоконтроля и саморегуляции.  

Информация о работе Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста