Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования: является теоретическое изучение особенностей проявления детских страхов в старшем дошкольном возрасте и определения возможностей их корректировки методами арт-терапии.
Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы арт-терапии.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Башкортостан.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

    Не нужно бояться некоторого  оживления страхов, происходящего  в процессе рисования, поскольку  это одно из условий полного  их устранения. Гораздо хуже если  они останутся «тлеть» в психике,  готовые «вспыхнуть» в любой  момент.

    Страхи рисуются карандаши, фломастерами  или красками. Таким образом, необходимо  иметь достаточное количество  изобразительных материалов, отвечающих  экспрессивным потребностям ребенка.  Детям должна быть предоставлена  возможность выбора, облегчающая  саму процедуру рисования.[9] 
    В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

    Родители должны стремиться всячески, поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.

    Хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

    В процессе рисования происходит, по мнению Л.Д. Лебедевой , “оживление чувства страха” и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Беспокойство, тревога, страх –  такие же неотъемлемые, эмоциональные  проявления нашей психической  жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские  страхи, если к ним правильно  относиться, понимать причины их  появления, чаще всего исчезают  бесследно. Если же они сохраняются  длительное время, то это служит  признаком неблагополучия, говорит  о нервной ослабленности ребёнка,  неправильном поведении родителей,  незнании ими психических особенностей  ребёнка, наличии у них самих  страхов, конфликтных отношений  в семье.

    Проведенное теоретическое исследование показывает, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, страшных снов, наказания, сказочных персонажей, животных, различных катастроф, пожаров, наводнений и т.д. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.

   К счастью, долгое время врачи и психологи изучали особенности страхов детей и разработали множества методов их коррекции. Самым распространенным и эффективным оказался метод арт-терапии. Через рисунок, арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

    Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

 

Список  литературы

1. Алексеева, Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2006. – №2(29). – с.58.

2 Астапов, В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. [Текст] / В.М. Астапов – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

3. Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. – М.: «Русский язык», 1982.

5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров - СПб.: Речь, 2005. - 320с.

6. Зубкова, А.С.  Детские страхи [Текст]: книга для родителей и педагогов./ А.С Зубкова, С.Г Зубанова. – Ярославль:  Академия развития,2007. – 128с.

7. Изард , К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард.– СПб.: Питер, 2006. – 464с.

8. Ильчук Н. Ой, боюсь, боюсь, боюсь! [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2008.- №5.- с. 88

 9. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – Спб.: Речь, 2006. – 160 с.

10. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [Текст] / М.В Киселева. – Речь, 2007. – 336с.

11. Кулагина, И.Ю. , Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.

12. Литвяк С.Е. Как победить детские страхи? Материалы для педагогов и  родителей [Текст] //Классный руководитель. – 2008. №4. – с.95.

13.Лебедва, Л. Д. Практика арт-терапии :подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедва. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.

14. Менчинская, Н.А. Развитие чувств у ребенка.// Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – с.8

15.Методы арт-терапии, изотерапия[Электронный ресурс] /  Рефераты, курсовые, сочинения, книги. - www.coolreferat.com

16.Овчарова Р.В. Практическая психология [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. - 337 с.

17. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

18. Пасечник Л. Тревожный ребенок [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – с.89

19. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 604 с.

20. Психология мотивации и эмоций [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенерейтер, М.Ф. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 704с.

21.  Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе [Текст] //  Социальная педагогика.Деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2008. – №1. – с.77.

22. Страхи детей 5-7 лет [Электронный ресурс] / Детский врач. –http://psychiatrist.pediatrician.ru/main/subject-113

23. Фортунатов, Г. О чувствах и их развитии[Текст] // Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. – с.5

24. Фрейд З. Психология бессознательного[Текст] / З.Фрейд. - М., 1989. – 296 с.

25. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] /  Г.А. Широкова . – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304с.

26.Шапиро, Е.И.,  Если у ребенка страхи [Текст] / Е. И.Шапиро . – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2011.- 80с

27. Юрчук, В.В. современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук – М.: Элайда, 2000. – 704с.

 


Информация о работе Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста