Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа
Целью нашего исследования: является теоретическое изучение особенностей проявления детских страхов в старшем дошкольном возрасте и определения возможностей их корректировки методами арт-терапии.
Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы арт-терапии.
Не нужно бояться некоторого
оживления страхов,
Страхи рисуются карандаши,
В любом возрасте психологическим
препятствием для рисования страхов может
быть страх сделать что либо неправильно,
когда ребенок заранее переживает свою
неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт
не ставит цель научить ребенка рисовать,
основная задача арт-терапии состоит в
развитии самовыражения и самопознания
человека через творчество и в повышении
его адаптационных способностей.
Родители должны стремиться всячески, поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.
Хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.
В процессе рисования происходит, по мнению Л.Д. Лебедевой , “оживление чувства страха” и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).[13]
Заключение.
Беспокойство, тревога, страх –
такие же неотъемлемые, эмоциональные
проявления нашей психической
жизни, как и радость,
Проведенное теоретическое исследование показывает, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, страшных снов, наказания, сказочных персонажей, животных, различных катастроф, пожаров, наводнений и т.д. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.
К счастью, долгое время врачи и психологи изучали особенности страхов детей и разработали множества методов их коррекции. Самым распространенным и эффективным оказался метод арт-терапии. Через рисунок, арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
Список литературы
1. Алексеева, Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2006. – №2(29). – с.58.
2 Астапов, В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. [Текст] / В.М. Астапов – СПб.: Питер, 2004. – 224с.
3. Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. – М.: «Русский язык», 1982.
5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров - СПб.: Речь, 2005. - 320с.
6. Зубкова, А.С. Детские страхи [Текст]: книга для родителей и педагогов./ А.С Зубкова, С.Г Зубанова. – Ярославль: Академия развития,2007. – 128с.
7. Изард , К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард.– СПб.: Питер, 2006. – 464с.
8. Ильчук Н. Ой, боюсь, боюсь, боюсь! [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2008.- №5.- с. 88
9. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – Спб.: Речь, 2006. – 160 с.
10. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [Текст] / М.В Киселева. – Речь, 2007. – 336с.
11. Кулагина, И.Ю. , Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
12. Литвяк С.Е. Как победить детские страхи? Материалы для педагогов и родителей [Текст] //Классный руководитель. – 2008. №4. – с.95.
13.Лебедва, Л. Д. Практика арт-терапии :подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедва. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.
14. Менчинская, Н.А. Развитие чувств у ребенка.// Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – с.8
15.Методы арт-терапии, изотерапия[Электронный ресурс] / Рефераты, курсовые, сочинения, книги. - www.coolreferat.com
16.Овчарова Р.В. Практическая психология [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. - 337 с.
17. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
18. Пасечник Л. Тревожный ребенок [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – с.89
19. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 604 с.
20. Психология мотивации и эмоций [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенерейтер, М.Ф. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 704с.
21. Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе [Текст] // Социальная педагогика.Деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2008. – №1. – с.77.
22. Страхи детей
5-7 лет [Электронный ресурс] / Детский врач.
–http://psychiatrist.
23. Фортунатов, Г. О чувствах и их развитии[Текст] // Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. – с.5
24. Фрейд З. Психология бессознательного[Текст] / З.Фрейд. - М., 1989. – 296 с.
25. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова . – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304с.
26.Шапиро, Е.И., Если у ребенка страхи [Текст] / Е. И.Шапиро . – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2011.- 80с
27. Юрчук, В.В. современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук – М.: Элайда, 2000. – 704с.
Информация о работе Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста