Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:54, реферат
Все люди имеют разные потребности, ценности, вкусы и предпочтения. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда невозможно избежать конфликтов. Но конфликты не означают ссоры и скандалы. При корректном, правильном поведении любой конфликт может послужить стимулом к переменам, к прогрессу. Необходимо стараться, чтобы конфликт носил позитивный характер.
Введение
Глава 1. Сущность конфликта
1.1. Конфликт и его структура
1.2. Классификация конфликтов
Глава 2. Разрешение конфликтов
2.1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
2.2. Пути разрешения конфликтов
Глава 3. Бесконфликтное поведение
3.1. Правила бесконфликтного поведения
3.2. Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов
3.3. Стресс и методы борьбы с ним
Заключение
Список литературы
Содержание
Бесконфликтное поведение. Борьба со стрессами
Все люди имеют разные потребности, ценности, вкусы и предпочтения. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда невозможно избежать конфликтов. Но конфликты не означают ссоры и скандалы. При корректном, правильном поведении любой конфликт может послужить стимулом к переменам, к прогрессу. Необходимо стараться, чтобы конфликт носил позитивный характер.
Конфликт – это взаимодействие двух и более людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их один в ущерб другому.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт можно трактовать как отсутствие согласия между сторонами.
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. В структуре конфликта выделяют:
Конфликтная ситуация может существовать задолго до возникновения конфликта, никак не проявляя себя.
Приведем классификацию конфликтов.
По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:
По длительности все конфликты делятся на:
По природе возникновения выделяют:
С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов:
По направлению конфликты делятся на:
Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между двумя учредителями. Чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта. В горизонтальных конфликтах частыми являются такие проблемы как распределение задач и ответственности – перекладывание ответственности на других и боязнь брать ответственность на себя.
Вертикальный конфликт чаще всего возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй сопротивляется. Стремясь защитить свою независимость, подчиненные используют различные “способы” воздействия на руководство: утаивать от руководства информацию, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость. Также вертикальный конфликт может возникать и с участием среднего звена. Например, мастер или начальник отдела в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и почва для конфликтов.
Конфликты бывают открытыми и скрытыми.
В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:
Приспособление выражается в стремлении уйти от конфликта, но при этом человек готов пренебречь своими интересами в пользу другого. Такой стиль поведения может быть характерен для человека, если возник конфликт с руководителем. Можно прибегать к такому виду поведения, когда исход дела не является существенным для данного человека, но очень значим для другого.
Уклонение - действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; в ответ на обвинения проявляется стремлении перевести разговор на другую тему. Для человека, который использует этот стиль поведения, важно сохранить взаимоотношения. Вместе с тем, конфликт не разрешается и, при наличии объективной конфликтной ситуации, может возникнуть снова.
Компромисс - действия человека направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Принимается «среднее» решение, устраивающее всех участников. Преимущества данного стиля состоит в быстром разрешении конфликта. Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта.
Соперничество (противоборство) - действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы с использованием принуждения, психологических средств давления. Если этот стиль используется постоянно, без учета объективных обстоятельств и интересов группы, это приводит к нарушению взаимоотношений и психологического климата в группе.
Сотрудничество предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ - самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Но единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.
Участники конфликта могут как самостоятельно предпринимать соответствующие действия по разрешению конфликта, так и обратиться за помощью к посреднику, который поможет организовать диалог между ними. Для конструктивного разрешения конфликта важны следующие условия:
1) адекватность восприятия конфликта,
2) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон,
3) создание климата взаимного доверия и сотрудничества,
4) совместный поиск взаимных интересов, альтернативных способов выхода из конфликта.
Зачастую в конфликтной ситуации мы неправильно воспринимаем действия и намерения как свои, так и нашего оппонента. К типичным искажениям восприятия конфликта относятся:
К человеку, который вступил с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением общих проблем.
В своей речи нужно следить за словами, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию коллеги и спровоцировать конфликтную ситуации в коллективе. Эти слова или фразы называют конфликтогенами, так как они направлены на провоцирование такого же общения. Конфликтогены распространяют конфликтную ситуацию на всех участников взаимодействия.
1. Эмпатия – сопереживание с кем-то его эмоций.
2. Доброжелательность.
3. Аутентичность (умение
быть естественным в
4. Конкретность (отказ
от многозначных и невнятных
замечаний, общих рассуждений,
готовность однозначно
5. Инициативность (способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперед», а не только реагировать на их действия).
6. Непосредственность (умение
говорить и действовать
7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).
8. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений.
9. Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.
Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходится постоянно находиться в сосредоточенном напряженном состоянии, например, работа сотрудников экстренных служб. В настоящий момент взгляд на эти вещи несколько изменился, и к наиболее стрессовым профессиям теперь относят и работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится общаться с другими людьми. Довольно часто им приходится сталкиваться с недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, приводит в стрессовое состояние.
Рассмотрим основные способы борьбы со стрессами.
Непредвиденная ситуация
Если непредвиденная стрессовая ситуация настигла вас на рабочем месте, попробуйте не бросать все силы на решение проблемы, а, напротив, немного отвлечься. Если вы зациклитесь на возникшей проблеме, у вас вряд ли получится адекватно реагировать на ситуацию, не говоря уже о том, чтобы найти правильный выход. Подышите, замедляя дыхание. Организм тут же начнет подстраиваться под эту перемену, сердцебиение «успокоится». А с наступлением физического покоя придет и эмоциональный контроль. Но во время короткой релаксации не пускайте новые проблемы в свои мысли.
Разговор о проблеме
Если в течение рабочего дня у вас скопилось много отрицательных эмоций, воспользуйтесь следующим способом – выплесните негатив. Только не надо дожидаться точки кипения и переходить на крик. Попробуйте объяснить ситуацию коллеге. Когда проговариваешь проблему, она часто перестает казаться такой уж ужасной.
Информация о работе Бесконфликтное поведение. Борьба со стрессами