Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:50, статья

Описание работы

От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

Файлы: 1 файл

Новорожденность.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

 
 

Ребенок различает  зрительно воспринимаемые объемы по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно  выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также  пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи  провели красивый эксперимент с "обрывом": младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две  большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях  этих досок, обтянутых яркой, в крупную  клетку материей, и создавала иллюзию  обрыва. Маленький ребенок, тактильно  ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей  избегают "обрыва" и начинают плакать.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов. Познавательному развитию ребенка  способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие  за ребенком, должны удовлетворять  его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в  однообразной среде, оказывается несколько  замедленным по сравнению с развитием  тех, кто живет в разнообразной  обстановке и получает больше новых  впечатлений.

 

ДВИЖЕНИЯ  И ДЕЙСТВИЯ

Мы уже рассматривали  становление общей моторики (в  таблице выше). Добавим к этому  один любопытный факт, показывающий, что  движения младенца очень сложны и  связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Это относительно недавно открытая синхронизация движений ребенка  и матери. Под звуки речи или  при совместном рассматривании картины  и мать, и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциации с вальсом.

Сейчас, поскольку  речь идет о познавательном развитии, для вас наиболее важным будет  развитие движений руки. Движения рук  младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев  ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента  для дальнейшего развития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций  с предметами.

Во втором полугодии  движения рук и соответствующие  действия интенсивно развиваются. Ребенок  размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает  их, кусает, перекладывает из руки в  руку и т.д.

После 7 месяцев встречаются "соотносящие" действия: ребенок  вкладывает маленькие предметы в  большие, открывает и закрывает  крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие  относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок  катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Интересно то, что  эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны  с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить  ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще  не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действий с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.

Тем не менее, к концу  года ребенок начинает познавать  мир человеческих предметов и  осваивать правила действий с  ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и  новых свойств окружающих его  объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, "что это такое", но и тем, "что с этим можно  делать".

Восприятие и  действие - та основа, которая позволяет  судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует  методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая  с прятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.

К концу 1 года ребенок  включается в достаточно сложные  действия-игры. Это дало возможность  некоторым психологам говорить, хотя и условно, о приобретении в младенческом возрасте некоторых представлений, в частности, представления о  сохранении предмета. Приведем в качестве примера наблюдения Т. Бауэра: "Одна из моих дочерей провела лучшую часть  одной ночи, вкладывая маленькие  предметы мне в ладонь, закрывая ее так, чтобы они не были видны, передвигая затем мою руку в новое положение  и вновь открывая ладонь, чтобы  проверить, находятся ли еще в  ней положенные предметы. Она увлеченно  занималась этим примерно до четырех  часов утра". Подчеркнем еще раз, что ребенок начинает познавать  мир на этом возрастном этапе в  наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно  позже.

 
 
РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ  

Возраст в месяцах

Успехи

Неудачи

0-2

 

Когда на глазах у  ребенка прячется предмет, не наблюдается  никаких определенных действий

2-4 
4-6

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который  перемещается за экраном. Может научиться  прослеживать предмет от одного места  до другого Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом  после его остановки. Ищет предмет  на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком

6-12

Ребенок может найти  предмет, полностью закрытый платком

Ребенок ищет предмет  там, где находил его раньше, игнорируя  то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах


 
 

ПАМЯТЬ

Познавательное  развитие младенца предполагает включение  механизма памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с  имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий  день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал  ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Если яркую игрушку  спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все  дети находят игрушку через 1-3 секунды  после того, как ее спрятали. Большинство  из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого  возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После того как ребенок  научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого чело века. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько  теряется при виде незнакомого взрослого  человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с не знакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие - громко плачут.

Примерно в это  же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый "страx расставания" - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой  или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку  или кастрюлю, рассмотреть картину  и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и  т.п.

Начинается в  младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

 

Кризис 1-го года 
 
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1-го года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом “нельзя”, но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. 
 
Аффективные реакции при очередном “нельзя” или “нет” могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе - ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций. 
 
Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С.Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают “взрослые”, иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (например, “ика” - шкаф, “гилигилича” - карандаш), слова - обрывки слов взрослых (“как” - каша, “па” - упала), слова - искажения слов взрослых, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок (“тити” - часы, “ниняня” - не надо), звукоподражательные слова (“ав-ав” - собака, “му-му”- корова). 
 
Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши “взрослые” понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, “часы” - вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, - и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными. 
 
С тем, чтобы понять смысловую сторону автономной речи, обратимся к классическому примеру Чарльза Дарвина, описавшему автономную детскую речь на основе наблюдений за своим внуком. Гуляя с внуком по парку, он наблюдал возникновение нового слова. Мальчик, восхищенный открывшимся видом на пруд, по которому плавала утка, произнес: “Уа”. Это слово он повторил дома, увидев пролитое на столе молоко, а затем начал так называть всякую жидкость - молоко 
 
в бутылке, вино в бокале и т.д. Однажды он играл старинными монетами с изображением птиц и тоже назвал их “уа”. И, наконец, все маленькие круглые блестящие предметы ( похожие на монеты, пуговицы, медали ) получили то же название. 
 
Только проследив всю цепочку объектов, объединенных одним детским словом, мы можем судить о его значении. Первоначально была целостная ситуация - утка на воде. Затем появился ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой картины: поверхность пруда соединилась в представлениях мальчика с блестящей лужицей от пролитого молока и вообще со всякими жидкостями; другая линия значений протянулась от утки - к изображениям птиц на монетах и к предметам, имеющим ту же форму и цвет, что и монеты. Такая отнесенность к разным, с нашей взрослой точки зрения, объектам называется многозначностью. “Скольжение” значений многозначных слов связано с условиями их возникновения - с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоциональнодейственный характер. 
 
Еще одна особенность автономной речи - своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. 
 
Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значение его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства - жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее. 
 
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство, - уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

 

8.Прогрессивность феодального  строя по сравнению с рабовладельческим  заключалась прежде всего в том, что при феодализме утвердилось мелкое крестьянское производство, которое при достигнутом к тому времени уровне производительных сил и сложившихся феодальных производственных отношениях было «единственно выгодной формой земледелия».

В отличие от античного  раба, лишенного каких-либо средств производства и не заинтересованного в результатах труда, крестьянин феодального общества как самостоятельный хозяин ищет пути для повышения производительности своего труда. При переходе к феодализму смягчились и формы внеэкономического принуждения: даже самые тяжелые формы личной зависимости крестьян, широко распространившиеся в странах Европы еще в раннее средневековье, были значительно легче, чем рабство. В еще большей степени это относится к зависимости поземельной и судебной, которые стали преобладающими в большинстве стран Западной Европы уже в конце второго периода средних веков, когда основная масса крестьян оказалась лично свободной. Такие смягченные формы зависимости при феодализме по сравнению с рабовладельческим строем, как подчеркнул Ф. Энгельс, давали крестьянам средство к постепенному освобождению их как класса, что было абсолютно недоступно для рабов.

Исторически прогрессивен был  переход к феодализму и от первобытнообщинного  строя. Этот переход, обусловленный  дальнейшим развитием производительных сил, требовал роста индивидуального  производства, снятия или смягчения  ограничений, налагавшихся на него общинным строем. Хотя в условиях крайне низкой производительности труда этой переходной эпохи развитие парцеллярного хозяйства с неизбежностью вело к частной земельной собственности, а общественное разделение труда -- к возникновению классов и эксплуатации, все же феодальный строй открывал большие возможности для дальнейшего укрепления индивидуального производства и повышения производительности мелкого крестьянского хозяйства, чем первобытнообщинный. Вот почему, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьянства, низкое и рутинное состояние техники, обусловленное отчасти этой эксплуатацией, отчасти мелким характером производства, в феодальном обществе росли производительные силы.

Сферой прогрессивного развития в сельском хозяйстве являлось, в  первую очередь, крестьянское хозяйство, в котором крестьянин работал  более интенсивно и продуктивно, чем на барщине. Уже в раннее средневековье  в рамках барщинной системы повышение  производительности труда в сельском хозяйстве создало предпосылки  для отделения ремесла от земледелия и развития товарного производства. Во второй период средневековья на этой основе выросли средневековые  города -- центры ремесла и торговли, значительно ускорившие рост производительных сил в феодальном обществе и во многом изменившие его облик. В позднее средневековье на базе медленного, но постоянного роста производительных сил в недрах феодального строя начали формироваться новые капиталистические отношения.

Информация о работе Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка