Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:50, статья
От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объемы по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с "обрывом": младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают "обрыва" и начинают плакать.
Считается, что младенец
имеет целостную картину мира,
а не мозаичный набор цветовых
пятен, линий и разрозненных элементов.
Воспринимая не отдельные свойства
объектов, а объекты в целом, он
создает обобщенные образы предметов.
Познавательному развитию ребенка
способствует разнообразие впечатлений,
которые он получает. Взрослые, ухаживающие
за ребенком, должны удовлетворять
его потребность в новых
ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ
Мы уже рассматривали
становление общей моторики (в
таблице выше). Добавим к этому
один любопытный факт, показывающий, что
движения младенца очень сложны и
связаны с целостным
Сейчас, поскольку
речь идет о познавательном развитии,
для вас наиболее важным будет
развитие движений руки. Движения рук
младенца, направленные к предмету,
ощупывание предмета появляются примерно
на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев
ребенок уже может схватить предмет,
что требует сложных зрительно-
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д.
После 7 месяцев встречаются "соотносящие" действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действий с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.
Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, "что это такое", но и тем, "что с этим можно делать".
Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая с прятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия-игры. Это дало возможность некоторым психологам говорить, хотя и условно, о приобретении в младенческом возрасте некоторых представлений, в частности, представления о сохранении предмета. Приведем в качестве примера наблюдения Т. Бауэра: "Одна из моих дочерей провела лучшую часть одной ночи, вкладывая маленькие предметы мне в ладонь, закрывая ее так, чтобы они не были видны, передвигая затем мою руку в новое положение и вновь открывая ладонь, чтобы проверить, находятся ли еще в ней положенные предметы. Она увлеченно занималась этим примерно до четырех часов утра". Подчеркнем еще раз, что ребенок начинает познавать мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.
РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В МЛАДЕНЧЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
Возраст в месяцах |
Успехи |
Неудачи |
0-2 |
Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий | |
2-4 |
Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком |
Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком |
6-12 |
Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком |
Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах |
ПАМЯТЬ
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизма памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого чело века. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с не знакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие - громко плачут.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый "страx расставания" - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой
или другим близким человеком, младенец
к концу 1 года стремится не только
к чисто эмоциональным
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1-го года
Переходный период между младенчеством
и ранним детством обычно называют кризисом 1-го года. Как всякий кризис, он связан
со всплеском самостоятельности, появлением
аффективных реакций. Аффективные вспышки
у ребенка обычно возникают, когда взрослые
не понимают его желаний, его слов, его
жестов и мимики, или понимают, но не выполняют
то, что он хочет. Поскольку ребенок уже
ходит или активно ползает по дому, в это
время резко увеличивается круг досягаемых
для него предметов. Взрослые вынуждены
убирать острые вещи, закрывать электрические
розетки, ставить повыше электроприборы,
посуду и книги. Не все желания ребенка
выполнимы потому, что его действия могут
причинить вред ему самому или окружающим.
Разумеется, ребенок и раньше был знаком
со словом “нельзя”, но в кризисный период
оно приобретает особую актуальность.
Аффективные реакции при очередном “нельзя”
или “нет” могут достигать значительной
силы: некоторые дети пронзительно кричат,
падают на пол, бьют по нему руками и ногами.
Чаще всего появление сильных аффектов
у ребенка связано с определенным стилем
воспитания в семье. Это или излишнее давление,
не допускающее даже небольших проявлений
самостоятельности, или непоследовательность
в требованиях взрослых, когда сегодня
можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке,
а при папе - ни в коем случае. Установление
новых отношений с ребенком, предоставление
ему некоторой самостоятельности, т.е.
большей свободы действий в допустимых
пределах, наконец, терпение и выдержка
близких взрослых смягчают кризис, помогают
ребенку избавиться от острых эмоциональных
реакций.
Главное приобретение переходного периода
- своеобразная детская речь, называемая
Л.С.Выготским автономной. Она значительно
отличается от взрослой речи и по звуковой
форме (фонетическому строению), и по смыслу
(семантической стороне). Детские слова
по своему звучанию иногда напоминают
“взрослые”, иногда резко отличны от
них. Встречаются слова, не похожие на
соответствующие слова взрослых (например,
“ика” - шкаф, “гилигилича” - карандаш),
слова - обрывки слов взрослых (“как”
- каша, “па” - упала), слова - искажения
слов взрослых, сохраняющие, тем не менее,
их фонетический и ритмический рисунок
(“тити” - часы, “ниняня” - не надо), звукоподражательные
слова (“ав-ав” - собака, “му-му”- корова).
Еще более интересны семантические различия.
Маленький ребенок вкладывает в слово
совсем другой смысл, чем взрослый человек,
поскольку у него еще не сложились наши
“взрослые” понятия. Для нас слово чаще
всего связано с определенной группой
предметов, идентичных по какому-то существенному,
обычно функциональному признаку. Так,
“часы” - вещь, с помощью которой мы определяем
время. Это предметное значение имеют
все часы, обозначаемые нами одним словом,
- и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные,
и ручные, и стенные с маятником. Ребенок
не может так обобщать предметы. У него
своя логика, и его слова становятся многозначными
и ситуативными.
С тем, чтобы понять смысловую сторону
автономной речи, обратимся к классическому
примеру Чарльза Дарвина, описавшему автономную
детскую речь на основе наблюдений за
своим внуком. Гуляя с внуком по парку,
он наблюдал возникновение нового слова.
Мальчик, восхищенный открывшимся видом
на пруд, по которому плавала утка, произнес:
“Уа”. Это слово он повторил дома, увидев
пролитое на столе молоко, а затем начал
так называть всякую жидкость - молоко
в бутылке, вино в бокале и т.д. Однажды
он играл старинными монетами с изображением
птиц и тоже назвал их “уа”. И, наконец,
все маленькие круглые блестящие предметы
( похожие на монеты, пуговицы, медали )
получили то же название.
Только проследив всю цепочку объектов,
объединенных одним детским словом, мы
можем судить о его значении. Первоначально
была целостная ситуация - утка на воде.
Затем появился ряд других значений, как
бы вытекающих из отдельных частей целой
картины: поверхность пруда соединилась
в представлениях мальчика с блестящей
лужицей от пролитого молока и вообще
со всякими жидкостями; другая линия значений
протянулась от утки - к изображениям птиц
на монетах и к предметам, имеющим ту же
форму и цвет, что и монеты. Такая отнесенность
к разным, с нашей взрослой точки зрения,
объектам называется многозначностью.
“Скольжение” значений многозначных
слов связано с условиями их возникновения
- с их ситуативностью, вплетенностью в
эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще
автономная речь возникает только при
яркой аффективной окраске воспринимаемой
ребенком ситуации и активности самого
ребенка, эту ситуацию переживающего или
действующего в ней. Поэтому говорят, что
образование многозначных слов имеет
эмоциональнодейственный характер.
Еще одна особенность автономной речи
- своеобразие связей между словами. Язык
маленького ребенка аграмматичен. Слова
не объединяются в предложения, а переходят
друг в друга как междометия, напоминая
ряд бессвязных восклицаний.
Поскольку автономная детская речь фонетически
и семантически отличается от взрослой,
она понятна только самым близким людям,
постоянно находящимся рядом с ребенком
и понимающим значение его слов. Общение
с другими взрослыми с помощью такой речи
почти невозможно, хотя здесь могут помочь
неязыковые средства - жесты и выразительная
мимика ребенка, сопровождающие непонятные
слова. Следовательно, автономная речь
допускает общение, но в других формах
и другого характера, чем то общение, которое
станет возможным для ребенка позднее.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый
период - раннее детство, - уже многое может:
он ходит или хотя бы пытается ходить;
выполняет различные действия с предметами;
его действия и восприятие можно организовать
с помощью речи, так как он понимает обращенные
к нему слова взрослых. Он начинает говорить
и, хотя его речь ситуативна и многозначна,
непонятна большинству окружающих, его
возможности общения с близкими людьми
значительно расширяются. Познавательное
и эмоциональное развитие ребенка основывается
в первую очередь на потребности в общении
со взрослым - центральном новообразовании
данного возрастного периода.
8.Прогрессивность феодального
строя по сравнению с
В отличие от античного раба, лишенного каких-либо средств производства и не заинтересованного в результатах труда, крестьянин феодального общества как самостоятельный хозяин ищет пути для повышения производительности своего труда. При переходе к феодализму смягчились и формы внеэкономического принуждения: даже самые тяжелые формы личной зависимости крестьян, широко распространившиеся в странах Европы еще в раннее средневековье, были значительно легче, чем рабство. В еще большей степени это относится к зависимости поземельной и судебной, которые стали преобладающими в большинстве стран Западной Европы уже в конце второго периода средних веков, когда основная масса крестьян оказалась лично свободной. Такие смягченные формы зависимости при феодализме по сравнению с рабовладельческим строем, как подчеркнул Ф. Энгельс, давали крестьянам средство к постепенному освобождению их как класса, что было абсолютно недоступно для рабов.
Исторически прогрессивен был переход к феодализму и от первобытнообщинного строя. Этот переход, обусловленный дальнейшим развитием производительных сил, требовал роста индивидуального производства, снятия или смягчения ограничений, налагавшихся на него общинным строем. Хотя в условиях крайне низкой производительности труда этой переходной эпохи развитие парцеллярного хозяйства с неизбежностью вело к частной земельной собственности, а общественное разделение труда -- к возникновению классов и эксплуатации, все же феодальный строй открывал большие возможности для дальнейшего укрепления индивидуального производства и повышения производительности мелкого крестьянского хозяйства, чем первобытнообщинный. Вот почему, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьянства, низкое и рутинное состояние техники, обусловленное отчасти этой эксплуатацией, отчасти мелким характером производства, в феодальном обществе росли производительные силы.
Сферой прогрессивного развития в сельском хозяйстве являлось, в первую очередь, крестьянское хозяйство, в котором крестьянин работал более интенсивно и продуктивно, чем на барщине. Уже в раннее средневековье в рамках барщинной системы повышение производительности труда в сельском хозяйстве создало предпосылки для отделения ремесла от земледелия и развития товарного производства. Во второй период средневековья на этой основе выросли средневековые города -- центры ремесла и торговли, значительно ускорившие рост производительных сил в феодальном обществе и во многом изменившие его облик. В позднее средневековье на базе медленного, но постоянного роста производительных сил в недрах феодального строя начали формироваться новые капиталистические отношения.
Информация о работе Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка