Бихевиоризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:44, доклад

Описание работы

1.Что такое бихевиоризм? Направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Содержание работы

Что такое бихевиоризм?..................................................................... . .....3
Исторический обзор бихевиоризма………………………………… ….5
Необихевиоризм Скиннера………………………………………… … ..7
Цели и ценности…………………………………………………… ……8
Теория фрустрационной агрессивности……………………………….12
Заключение………………………………………………………………14
Психодрамматический подход………………………………………...19
Вывод……………………………………

Файлы: 1 файл

Вялов готовый вариант.docx

— 68.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Главное преимущество данного  определения состоит в том, что  оно оставляет открытой возможность  четкого разделения различных применений и стилей терапевтической практики в соответствии со следующими факторами:

 

1. Контекст — человек, группа, семья, окружение.

 

2. Фокус — личность, группа или  тема.

 

3. Локализация — in situ, сцена, школа, больница, клиника.

 

4. Школа (подход) — фрейдизм, моренианство, адлерианство, роджерианство и т.д.

 

5. Теоретическая ориентация —  психодраматическая, психоаналитическая, бихевиористская, экзистенциальная, гуманистическая.

 

6. Терапевтическая цель — уменьшение  симптома, кризисное вмешательство,  разрешение конфликта, личностные  изменения.

 

7. Терапевтическое вмешательство  — директивное, поддерживающее, конфронтационное, реконструктивное, проявляющее, поясняющее.

 

8. Главные терапевтические факторы  — высвобождение эмоций, когнитивный инсайт, межличностная обратная связь, поведенческое научение.

 

9. Время и частота сессий —  периодические, продолжающиеся, одиночные  сессии, марафон, сессии с ограничением  времени.

 

10. Участники психодрамы — возраст, пол, диагноз.

 

Эти факторы, каждый в отдельности  и все вместе, могут быть рассмотрены  как переменные, имеющие большое  влияние на процесс и результат  психодрамы, они параллельны шести широко принятым требованиям к построению психотерапевтического исследования (Fiske, Luborsky, Parloff, Hunt, Orne, Reiser & Tuma, 1970).

3. Конституенты (инструменты) психодрамы

Конституентами психодрамы являются сцена, веду¬щий психодрамы (director), главный исполнитель (protagonist), партнеры, или вспомогательные «Я» (auxiliary egos), группа и психодраматические техники. В иностранной литературе, чтобы подчеркнуть их инст-рументальный характер в психодраматическом процессе, они называются инструментами

 

Психодраматическая сцена является одновременно це¬лостной и изменчивой и придает сценическому пережива¬нию полярные свойства связанности и отъединенности. Со сценой в качестве центра группы и места эмоциональ¬ного участия естественным образом связаны зрители. От¬крытая для спонтанного включения участников группы в психодраматическое действие в качестве дублей персона¬жей драмы, сцена тем не менее — особенно в центриро¬ванной на протагонисте психодраме — отчетливо отделя¬ется от зрителей. Пока протагонист обрисовывает на пси¬ходраматической сцене свой мир с его событиями, сцена, несмотря на эмоциональную связанность и идентифика¬цию зрителей с драматическим действием и изображаемы¬ми персонажами, явно отличается от зрительного зала. Изменения сценического пространства достигаются про¬тагонистом за счет детального изображения своих воспо¬минаний или представлений о пространстве, которые про¬игрывают в своем воображении зрители. Благодаря этому исполнитель роли, ведущий психодрамы и зрители вос¬принимают не только естественное пространство изобра¬женной сцены, но и его настрой.

 

3.3. Протагонист

Слово «протагонист», «первый  игрок» (от греч.: protos — первый и agon — борьба, игра), обозначает в языке театра и психодрамы героя или главного исполнителя пьесы или психодраматической сцены. Хотя прота­гонист психодрамы удовлетворяет этому заимствованно­му из языка театра термину во всех его значениях, он все-таки не актер. То, что он играет, не является запла­нированным и отрепетированным. Он играет это в про­извольном действии, на основе импровизации. Он играет собственную жизнь, настоящее, прошлое, будущее, о ко­тором мечтает или которого желает; он играет все это ис­кренне и по-настоящему, исполненный чувствами, к ко­торым он вряд ли был бы способен на одном только вер­бальном уровне коммуникации. Выражая свои чувства в психодраме, он не только познает себя самого с собст­венной своей позиции, но и при обмене ролями со своим визави смотрит на себя его глазами. Он воспринимает точку зрения ближнего. Психодраматическое действие захватывает всю личность исполнителя, его мысли, чув­ства и действия. Удивительно, как благодаря игре зача­стую происходит явная возрастная регрессия протагони­ста, полностью меняющая манеру его поведения.

3.4. Партнеры, или вспомогательные  «Я»

Партнеры, которых называют также вспомогательны­ми «Я» (auxiliary egos), имеют троякого рода задачу: во-первых, они изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме. Иногда они играют даже самого протагониста и в таком случае являются вспомогательными «Я», или представителями «Я» протагониста. Во-вторых, они яв­ляются посредниками между ведущим психодрамы и про­тагонистом и как таковые должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях. Получаемые с обеих сторон замечания определяют их спонтанную в остальном игру. При психодрамотерапии с тяжело больными пациентами рекомендуется задействовать обученных вспомогатель­ных «Я» или ассистентов. В-третьих, партнеры выполня­ют социотерапевтическую функцию. Они помогают про­тагонисту изображать и исследовать собственные межче­ловеческие отношения, а также проводить психодрамати­ческий диалог со своими жизненными партнерами. Благо­даря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой си­туации даваемая ими по завершении игры «ролевая об­ратная связь» предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в дра­ме межчеловеческие констелляции.

3.5. Группа

Морено осуществляет в  психодраме идею «терапии в группе, посредством группы, для группы и самой груп­пы». Описанная форма психодраматической игры, центрированная на протагонисте, дает нам пример тера­пии индивида в группе.

4. Психодраматические фазы

Психодрама осуществляется в трех фазах: в фазе ра­зогрева, или Warming-up (Warm-up), в фазе игры, или фазе действия, и в фазе обсуждения, или заключитель­ной фазе. Все три фазы отличаются друг от друга в пси­ходраматической игре модусом отношений, динамикой и эмоциональностью. Общая продолжительность психо­драматического занятия составляет в среднем от полуто­ра до двух часов. Ввиду врачебной ответственности, не допускающей перегрузок пациентов и клиентов, указан­ная продолжительность занятий по возможности не дол­жна превышаться. После третьей фазы психодрамы не­обходимо оставить примерно полчаса свободного време­ни. Это позволяет после чрезвычайных событий в ходе игры, а также если в этом особо нуждается протагонист или иной член группы во время или по завершении фазы обсуждения, в достаточной мере разрешить острые про­блемы и погасить кипение страстей.

4.5. Идентификационная   обратная   связь

В идентификационной обратной связи участвуют зрители и  ведущий психодрамы, поскольку во время иг­ры они идентифицировались с протагонистом или с од­ним из изображенных людей, имеющих к нему отноше­ние.   Например,   обычно  молчаливый участник группы просит слова и сообщает, сколь сильна была его иденти­фикация с протагонистом в детской сцене. В его детстве случилось нечто подобное, только он ревновал не к свое­му младшему брату, а к старшей сестре, которую выде­лял среди них отец. Однажды он не смог больше смот­реть, как ее балуют, и тоже убежал из дома. После то­го как этот участник группы закончил описание своей идентификации с протагонистом, другая участница груп­пы рассказывает о своем сильном сопереживании в де­тской сцене. В результате попеременной идентификации с матерью и с маленьким мальчиком она разволновалась. В своей жизни, будучи матерью, она ведет себя как мать Петера. Несмотря на это, она страдала, идентифи­цируясь с Петером, и даже от волнения начала покры­ваться испариной. Когда Петер убежал из дома, ее злость на мать и Клауса была прямо-таки неподдельной. Благодаря таким исходящим от переживания сообщени­ям протагонист чувствует себя по-настоящему понятым.

4.7. Processing, или процесс-анализ

После того как благодаря  ролевой обратной связи удалось  зафиксировать в сознании то, что  было пред­ставлено протагонистом  во время игры, а также его зача­стую  мимолетные эмоциональные переживания  в различ­ных ролях (равно как  и переживания партнеров), после  того как идентификационная обратная связь позволила выявить отклик, который психодраматическая игра на­шла у членов группы, и после того как в шеринге были задействованы экзистенциальные возможности психодра­матического и постпсиходраматического сопереживания и совместного бытия, заключительная фаза психодрамы находит свое завершение в Processing, или в процесс-анализе. Процесс-анализ лучше всего проводить после достаточно длительной паузы, а при необходимости только на следующем групповом занятии. События про­шедшей психодрамы исследуются теперь с позиции тео­рии ролей и социометрии, а также рассматриваются в их внутренней взаимосвязи и в их взаимосвязи с миром. К примеру, тот факт, что протагонист в одних ролях мог быть очень спонтанным, а в других, напротив, казался скованным, анализируется с точки зрения его обуслов­ленности социометрическими констелляциями nunc et olim (теперь и/или когда-то). Те в свою очередь рас­сматриваются в рамках взаимосвязей с обществом. И на­оборот, социометрические констелляции, общественные и внешние (космические) связи с миром освещаются в их зависимости от пассивности и активности индивида. Групповой процесс психодраматической группы исследу­ется также и с этих позиций. Во многих случаях из про­цесс-анализа вытекают показания к дальнейшему изучению настоящих или прошлых ситуаций в последующих драмах, равно как и к психодраматическому исследова­нию разнообразных возможностей изменения.

5.3. Психодрама, направленная на группу

Направленная на группу психодрама зачастую осуще­ствляется в виде психодрамы, центрированной на прота­гонисте. Характерной особенностью направленной на группу психодрамотерапии является терапевтическая ра­бота с проблемой,  затрагивающей всех членов группы.

6. Основные техники психодрамы

6.1. Техника пустого стула

Пустой стул (иногда вспомогательный  стул) — это один из наиболее широко известных и часто применяемых  методов ролевых игр, в психодраме и гештальттерапии. Здесь протагонист действует без помощи вспомогательных лиц. Вернее, протагонист в этой технике взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. д. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом. Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи (имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения). Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я".

Показания:

 

1) в начале сеанса в  качестве техники разогрева. В  ситуации групповой терапии техника  пустого стула может служить  методом выбора протагониста. Используя  пустой стул как средство проекции, участники могут представлять  свои "незавершенные дела", "разборки" с важными для них людьми. А  терапевт использует этот материал  для выбора протагониста, с которым  он, а также члены группы хотели  бы работать;

 

2) всегда, когда терапевт  ищет важный ключ для начала  сцены;

 

3) во время работы с  протагонистом, которому надо  выразить отрицательные чувства,  особенно гнев в форме физического  насилия. Это можно сделать,  направив его агрессию на пустые  стулья (должны быть приняты меры, обеспечивающие физическую безопасность);

 

4) во время работы с  протагонистом, который хочет  выразить очень интенсивные положительные  эмоции, но воздерживается от  этого из опасения смутить  человека;

 

5) когда в протагонисте  живет глубокое чувство вины и он должен справиться с ним.

 

Противопоказания. Практически  нет таких ситуаций, когда технику  пустого стула не следовало бы применять. Она удовлетворяет потребностям множества ситуаций и часто становится основным методом ведения всего  сеанса.

6.4. Зеркало

 

Техника зеркала используется для преодоления сопротивления, выраженного в невербальной коммуникации. Вильяму предложили покинуть сцену  и наблюдать за тем, как помощник (вспомогательное лицо) изображает его, зеркально ему подражая. Вильям посмотрел на “себя” со стороны  и заметил, как его тело как  бы говорит: “Не трогайте меня!”  Он воскликнул: “Нет, это неправда! Я хочу, чтобы люди прикасались  ко мне, мне необходимы прикосновения!”  Дж.Л. Морено и З.Т. Морено (Moreno & Moreno, 1969) полагали, что “в работе с протагонистами, выражающими сопротивление, игра в технике зеркала может быть преувеличенной, преднамеренно искажающей, чтобы пациент начал продвигаться вперед и превратился из пассивного наблюдателя в активного участника и исправил то, что ему кажется неверной игрой и интерпретацией своего поведения”.

6.5. Обмен ролями

 

Протагонист, проявляющий  сопротивление, играя самого себя, может  сопротивляться в меньшей степени, если ему позволить играть роль кого-то другого. Пол, например, проявлял сопротивление, когда играл себя в детстве, предпочитая  роль своего отца. Однажды он осознал, что его отец тоже когда-то был  ребенком, и после этого смог с большей легкостью работать со своей боязнью находиться в состоянии “детского ego”. Мягкая, неуверенная в себе пациентка, полагавшая, что является жертвой мужской агрессивности, казалось, играет себя, недостаточно вовлекаясь эмоционально. Только тогда, когда они с “агрессором” поменялись ролями, она смогла выразить свой гнев.

6.6. Самопрезентация

Представление самого себя (самопрезентация) — это одна из самых простых техник. Она состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.

 

Морено так описывает  эту технику: "Самая простая  психодраматическая техника состоит в том, чтобы дать пациенту начать с себя, то есть прожить в присутствии психиатра ситуации, являющиеся частью его повседневной жизни, а главное — прожить основные конфликты, в которые он вовлечен. Он также должен максимально конкретно и тщательно представить каждого человека из своего окружения, своего отца, свою мать, свою жену, или любого другого человека из своего социального атома (социального образования, к которому он тяготеет). Для пациента это не роли просто, отца, матери или сослуживца, это его отец, его жена, его сослуживец" (Морено, 1964а).

  За годы своего  существования в качестве метода  психологической помощи психодрама накопила ценный опыт работы со многими сложными проблемами, в том числе и с последствиями психологических травм. Так, в Израиле психодраматисты работали с посттравматическим стрессом участников военных действий, в США этот метод широко использовался для социально-психологической реабилитации ветеранов вьетнамской войны.

Информация о работе Бихевиоризм