Биографический очерк жизни Эпикура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: уже в IV веке до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II веку до н.э. сформировалась математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее – философия и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существовали различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику.

Содержание работы

Ведение …………………………………………………………………………3
Эллинистический период античной философии……………………………4
Философские воззрения………………………………………………………6
Эпикуреизм…………………………………………………………………….8
Биографический очерк жизни Эпикура……………………………………….10
Заключение……………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ ренат(8).docx

— 47.42 Кб (Скачать файл)

Атеизм. Эпикур не отрицал  существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством  и не вмешиваются в дела людей, так как любое вмешательство  нарушило бы их безмятежное состояние. Вера в богов возникла из-за страха человека перед непонятными ему  силами природы и неумения объяснить  их, кроме того – из-за страха перед  наказанием в загробном мире. Знание подлинного устройства мира, природы  богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии.

Этика. Высшее благо в  жизни – наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий. Лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от не необходимых желаний. Желания делятся на несколько категорий.

 

Виды желаний и должное  отношение к ним

Виды желаний

Примеры

Должное отношение

Естественные и необходимые

Простая еда, питье, одежда и  т.п. Дружба, занятия науками.

Необходимо удовлетворять.

Естественные, но не необходимые

Половая жизнь.

Удовлетворять умеренно.

Не естественные и не необходимые

Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет, слава.

Полный отказ.


 

Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперником – стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения (Лоренцо Валло, Монтень), а в XVII–XVIII веках он получает широкое распространение среди французских просветителей (Гассенди, Дидро, Ламетри, Гольбах и др.). Это было связано не только с тем, что атомизм стал основой физики Ньютона, но и с проявлением интереса к гносеологии, этике и атеизму Эпикура.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биографический очерк жизни Эпикура

 

Сын клеруха Неокла.

Клерух Неокл был родом  из аттического селения Гаргетта. Некоторые из античных писателей  считали, что предки Неокла были знатными людьми, но, как утверждал поэт Еврипид, «злая бедность заглушила славу  имени», а Неокл был настолько  стеснен в средствах, что ему  с трудом удавалось прокормить четырех  своих сыновей, Эпикура, Хайридема, Неокла и Аристобула, обрабатывая  свой надел и, кроме того, обучая письму и счету местных детей. Старшим из этих сыновей был, по-видимому, Эпикур, родившийся 7-го числа месяца Гамелеона, в конце 342 – начале 341 года до нашей эры.

Не очень крепкий здоровьем, из бедной семьи, Эпикур, как считают  писавшие о его жизни, рано узнал  нужду и страдания, и вряд ли можно  сказать что «он был воспитан в богатстве и вырос в холе». Но прекрасная природа Самоса, мягкий климат и пышная растительность, обаяние утонченной старинной культуры – все то, что рождало здесь в прошлом вдохновенных поэтов, – все это, безусловно, оказало глубокое воздействие на формирование духовного мира незаурядного сына клеруха Неокла, заложив основы его великой убежденности в том, что ни бедность, ни болезни, ни превратности истории, как бы катастрофически они ни оборачивались порой, не могут и не должны заслонить для человека непреходящей красоты мира, самоценности бытия.

Античные авторы считают, что Эпикур учился в школе своего отца, и отличался незаурядными способностями. Позавтракав парой лепешек с  маслинами и козьим сыром, он приходил пораньше в класс, чтобы помочь отцу протереть мокрой тряпкой скамьи и доску, приготовить все для  занятий. При всей скромности своего положения отец Эпикура был образованным человеком. Неокл читал им поэмы  Гомера, «Труды и дни» Гесиода, и  дети повторяли за ним нетленные  строки, заучивая их наизусть.

Между тем события в  Греции разворачивались так, что  Неокл имел все основания беспокоится  о будущем сыновей. Он видел, что  ему вряд ли удастся послать сыновей  на несколько лет в Афины пополнить  образование, а надо бы, особенно Эпикура, незаурядные способности которого и тяга к знаниям (все то, что  наполнило бы его раньше, как и  всякого отца, гордостью и восхищением) при теперешней жизни просто пугали. Эпикур упорно расспрашивал его о  том, о чем сам Неокл знал значительно  меньше. Отец Эпикура старался припомнить все, что он знал, но убеждался, что  его знания слишком малы, чтобы  насытить пытливый ум сына, и думал  о том, что придется его все-таки отправить поучиться к какому-то философу, хотя бы ненадолго.

Как свидетельствуют античные писатели, Эпикуру уже с раннего  возраста была суждена та двойственная жизнь, которой жили и некоторые  другие философы древности: жизнь бедняка, озабоченного каждодневным добыванием средств к существованию, и мыслителя, жаждущего проникнуть в загадки  Вселенной, и так жил он почти  до сорока лет. Он беседовал с отцом  о «Теогонии» Гесиода, философскую  символику которой разглядел  еще в детстве, а потом помогал  ему убирать помещение для  занятий, обрабатывать их земельный  участок. Как смеялись впоследствии недоброжелатели, «он при матери ходил по лачугам, читая заклинания, а при отце учил азбуке за ничтожную  плату». И действительно, в определенные дни его мать Хайрестрата ходила по домам совершать очистительные  жертвоприношения, изгонять духов, читать заклинания против всякого зла, она брала с собой Эпикура. Все эти люди казались достаточно противными и в то же время совершенно беззащитными перед сонмом темных сил.

Сын Неокла шел спать, а  потом в один из последующих дней поставил в тупик (как писал об этом античный писатель Аполлодор в  своем сочинении «О жизни Эпикура») своего школьного учителя вопросом о происхождении Гесиодова Хаоса, и бедный Неокл не мог, вероятно, ответить ничего вразумительного двенадцатилетнему  сыну. И решил окончательно наскрести  как-нибудь денег, чтобы отправить  его поучиться философии в  какую-то из школ.

Первым учителем тринадцатилетнего  мальчика был платоник Памфил, который  жил тут же на Самосее. Неизвестно, как долго «слушал платоника  Памфила» Эпикур (возможно, еще слишком  юный для того, чтобы оценить по достоинству грандиозную красоту  Платонова мира идей), но можно с  полной определенностью утверждать, что построения великого идеалиста  не оказали сколько-нибудь заметного  влияния на его собственное понимание  мира, а может быть, даже способствовали укреплению отрицательного отношения  Эпикура ко всему потустороннему и трансцендентному.

В 328 году до нашей эры  Неокл решает послать своего старшего сына учиться в малоазийский город  Теос, где читали тогда лекции по философии Праксифан и Навсифан. Последний из них, по свидетельству  античных писателей, был последователем Демокрита, и от него Эпикур услышал  то, что давно искал услышать, как подтверждение собственным  размышлениям и что придало окончательное  направление его собственному поиску.

Скорее всего, Эпикур был  недолгим слушателем теосского демокритовца, вряд ли отец мог несколько лет  оплачивать его обучение. Кроме того, у него, с юных лет предпочитавшего  самостоятельность мышления и гордившегося тем, что «он всем обязан лишь самому себе», не сложилось дружеских отношений  с Навсифаном.

Между тем, Эпикуру исполнилось  восемнадцать и, как афинский гражданин, он должен был отправиться в Афины  для прохождения воинской службы – так называемой эфебии, первоначальный смысл которой все более утрачивался  по мере того, как некогда богатый  и могущественный город превратился  в захолустную провинцию. Но сын  Неокла с удовольствием собирался  в Афины, этот прекраснейший (как  он думал тогда) из городов.

И вот Эпикур в Афинах, куда он прибыл столь же безвестный и никому не интересный, как в  свое время бессмертный учитель  его Демокрит.

Вряд ли эфебия занимала все время Эпикура, который использовал  это свое первое пребывание в Афинах для того, чтобы, как считают античные авторы, посетить занятия академика  Ксенократа. То, что слушал в эти  годы в Афинах Эпикур, с чем он по большей части не соглашался и  подвергал придирчивому разбору  в своих последующих сочинениях, явилось, тем не менее, той почвой, благодаря которой стали возможны его собственные труды и сама его философия. Приобщившись к учености, оценив все их, сын Неокла не стал, в конце концов, ничьим учеником, с юных лет почувствовал в себе силы и призвание самому стать  учителем всех страдающих и неприемлющих то, что навязывала им неумолимая история.

Два года пребывания в Афинах, значившие для Эпикура, возможно, столь же, если не больше, чем пять предыдущих лет. Отслужив эфебом, он числился теперь полноправным афинским гражданином, как его прадед, дед и отец, но для него, ничего не имеющего ни в самой Аттике, ни (как выяснилось вскоре) за ее пределами, это гражданство было пустым звуком.

Вернувшись, домой Эпикур узнал, следующие: «Александр приказал всем греческим городам и, прежде всего Афинам, позволить изгнанникам  вернуться на их исконные земли. Указ об этом должен был быть оглашен  перед началом 114-й олимпиады в  июле 324 году, и около 20 тысяч изгнанников  поспешили в Олимпию. И вот  в присутствии огромного числа  собравшихся со всех областей Эллады, островов и из Малой Азии стагирит Никанор, уполномоченный царя, приказал зачитать долгожданный указ. Согласно этому указу клерухи на зависимых  островах должны были уступить свои земельные  участки их прежним владельцам». И поэтому через два года, в 302 году среди тех, кому предстояло покинуть Самос, был отец Эпикура. Лишившись  сразу всего – участка дома, взращенных им плодовых деревьев, учительского места, он взошел со своими домочадцами  и небогатым скарбом на корабль, державший курс к недалеким ионийским  берегам. Он решил обосноваться в  Колофоне, том самом «изобильном  смолами Колофоне», который воспел когда-то Ксенофан. Туда же отправляется, окончив военную службу, и двадцатилетний Эпикур.

Сведения об этой поре его  жизни скудны. Известно, что, пробыв какое-то время у отца в Колофоне, Эпикур поселяется в Митиленах, на острове  Лесбос, устроившись учителем в школе, чтобы затем в течение почти  восемнадцати лет зарабатывать на хлеб насущный этим нелегким трудом. После  Митилен он учительствовал в Лампсаке, а туманные сообщения античных авторов  позволяют предполагать, что гонимый  нуждой, Эпикур побывал в эти годы (с 322 по 306 год) и в других малоазийских городах.

Много лет в разных школах сын Неокла обучал детей грамоте, письму и счету, перечитывал с  ними поэмы Гомера и Гесиода, как  когда-то его отец в их самойской  школе, рассказывал о былых временах, о дальних народах и землях, но все это ни занимало и не могло  занимать всецело его ум. Он долгие годы лелеял заветную мысль открыть  когда-нибудь школу другую, настоящую  философскую школу.

Многовековая история  эпикурейской школы известна главным  образом по сохранившимся отрывочным сведениям её наиболее крупных представителей, и сведения эти во многих случаях  противоречивы. Так, и относительно времени зарождения самой школы  античные авторы сообщают по-разному: одни считают, что Эпикур начал учить  своей философии уже в Колофоне, другие же пишут о том, что он «тридцати  двух лет от роду основал свою школу  сперва в Метилене в Лампсаке, где  она просуществовала, пять лет». Здесь  сын Неокла начинает по-настоящему, всерьез учить близких по духу людей своей «науке жизни человеческой». Отсюда из Лампсака, родом были и  его первые, самые верные ученики.

Это, прежде всего Гермарх, сын Агеморта, «происходивший из бедной семьи и сначала занимавшийся риторикой». Обратившись к философии, он достиг в ней значительных успехов, написав несколько сочинений, из которых наиболее известными и ценимыми современниками были двадцать две книги  «Писем к Эмпедоклу», а также сочинения  «О науках», «Против Платона» и «Против  Аристотеля». С Эпикуром его связывало  глубокое взаимопонимание, общность интересов  и теплое чувство духовного родства, которое они пронесли через всю  жизнь, и именно Гермарх был тем, кого Спаситель людей называл  своим приемником и продолжателем, завершая жизненный путь.

Третьим (после самого Эпикура  и Гермарха) в «знаменитой четверице  вождей эпикуреизма» был Метродор из Лампсака, известный своими трудами  по философии, от которых до нашего времени дошли лишь названия да весьма немногочисленные фрагменты. Он был также автором нескольких сочинений, в которых воссоздал личность и особенности мировоззрения самого Эпикура: «Об Эпикуровой помощи», «О болезненности Эпикура», «О благородстве происхождения», «О великодушии». Есть основания полагать, что Метродор был наиболее одаренным из первых эпикурейцев. На двадцать лет моложе своего учителя Метродор познакомился с ним в Лампсаке и затем уже больше не разлучался, видя в сыне Неокла самого близкого и родного себе человека. По свидетельству современников, Метродор был «превосходным во всем отношениях человеком», отличался кристальной честностью, бескорыстием и бесстрашием, о чем писал Эпикур в своей книге «Метродор». Авторитет Метродора среди эпикурейцев уступал лишь авторитету самого основателя школы, а его сочинения (такие, как «Против софистов», «Об ощущениях», «Об изменении», «О богатстве», «О пути к мудрости») легли в основу философской системы эпикуреизма.

Четвертым из них был Полиэн, сын Атенодора, о котором известно, что он был «человеком порядочным и добрым», и от которого до нас  не дошло даже названий его сочинений (враги Эпикуровой школы признавали его даже одним из самых выдающихся математиков того времени).

Представляется возможным  говорить о том, что в эти годы в Лампсаке все они, молодые, полные сил и нерастраченных надежд, общительные  и любознательные, были еще далеки от того последнего состояния мысли  и духа, когда единственно правильным способом жизни кажется тот, о  котором с глубокой и безнадежной  горечью скажет спустя много лет  их дерзнувший спасать род людской  учитель: «Живи скрываясь».

Собиравшихся в «раннем  саду» (как называли античные авторы этот начальный период в развитии Эпикуровой школы) в этот печальный  век, когда с одной стороны, греки  все больше впадали в бедность и ничтожество, а с другой –  неостановимо росла жадность к вещам, деньгам, когда наиболее правильным образом жизни стало считаться  накопительство, а наиболее распространенным пороком сделалась жадность, Эпикур провозглашает вместе со своими последователями, что лучше ничего «не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге, имея золотое ложе и дорогой стол».

Информация о работе Биографический очерк жизни Эпикура