Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:00, реферат
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Введение
1. Брак в мусульманских странах.
1.1 Определение брака.
1.2 Значение брака в мусульманских странах.
1.3 Развод.
1.4 Современные виды брака в мусульманских странах.
1.5 Особенности мусульманского брака.
2 Семья в мусульманских странах
2.1 Определение семьи.
2.2 Значение семьи в мусульманских странах.
2.3 Проблемы семьи в мусульманских странах.
2.4 Дети в мусульманских странах
Заключение
Список литературы
Фиктивный брак - оформление
брака без намерения создать
семью, для получения от государства
связанных с ним преимуществ.
Доказанное отсутствие намерения создать
семью в России является основанием
для признания брака
Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство. Что ж, у такого вида брака есть свои объяснения - традиции, демографическое положение. В России тоже можно встретить последнее время что-то подобное. Правда, неофициальное, но есть пары, живущие по три человека. Хотя, нужно заметить, что в древних обществах был обычай забирать к себе жену погибшего воина. Это мог сделать родственник.
Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Опять же, причина в демографической ситуации.
Групповой брак - сожительство
нескольких женщин с несколькими
мужчинами. В наше время является
формой экспериментов молодежи. Иногда
называется «шведской семьей», хотя
сами шведы выступают против такого
определения. Ранее многие учёные утверждали,
что групповой брак существовал
в первобытном обществе при матриархате
и предшествовал институту
Однополый брак - сожительство
гомосексуальной пары. Во многих странах
Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия,
Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия,
Германия, Финляндия, Люксембург, Новая
Зеландия, Великобритания и Северная
Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года),
а также некоторых регионах стран
Северной и Южной Америки однополые
пары могут заключать брак. Некоторые
церкви также признают гомосексуальный
брак (например, Шведская епископальная).
В соответствующих национальных
языках и законодательствах
Многие виды вышеперечисленных браков существуют в мусульманских странах. Наличие одного или нескольких видов брака обуславливается геополитическим положением страны: чем оно лучше - тем больше видов брака в стране.
С течением времени некоторые виды браков по своей сути остались прежними, но некоторые изменения в них произошли, например полигиния. Столетие назад это была одна из распространенных форм брака на востоке (гарем). Объяснялось это экономической выгодой: семьи, в основном в небольших поселках, состояли из мужа и нескольких его жен и детей, которые занимались сельским хозяйством и домашними делами. Так они себя не только обеспечивали продуктами питания, но и, продавая излишки, покупали одежду и другие вещи. Так же гарем был атрибутом богатых ханов и падишахов. Это было уже обусловлено не экономическими потребностями, а престижем.
В настоящее время в
мусульманских странах
В других мусульманских странах (Иран, Ливия) для того чтобы взять вторую жену нужно нотариальное согласие первой жены.
1.5 Особенности мусульманского брака
Мусульманские браки отличаются
прочностью, особенно по сравнению
с браками в сегодняшнем
Кроме того, при всех сегодняшних
трудностях мусульманского мира прочность
семьи поощряется и поддерживается
различными общественными институтами.
Это полностью противоположно ситуации
во многих частях западного мира, где
разводу способствует - можно даже
сказать, делает его неизбежным - влияние
различных социальных факторов, которые
ослабляют не только преданность
супругов друг другу, но и способность
человека поддерживать устойчивые и
постоянные родственные отношения
с другими людьми. В-третьих, мусульмане
в прошлом, как правило, жили среди
других народов и поэтому умеют
приспосабливаться к различным
обстоятельствам; благодаря этому
они относятся к другим терпимо
и привыкли прощать, даже, несмотря
на возможные разногласия и
Другая причина устойчивости
браков в Исламе заключается в
том, что мусульмане и мусульманки
в большинстве случаев
Подводя итог, скажем, что
мусульманский брак представляется
не романтичным союзом в голливудском
духе, а кровным и телесным родством
двух человеческих личностей. Это совсем
не означает, что такой родственный
союз полностью гарантирует
2. Семья в мусульманских странах
2.1 Определение семьи
Семья, под каким бы углом
зрения ее ни рассматривали, столь многослойное
социальное образование, что не удивительным
упоминания о ней почти во всех
разделах социологии. Она сочетает
в себе свойства социальной организации,
социальной культуры, института и
малой группы, входит в предмет
изучения социологии воспитания и шире
- социализации, социологии образования,
политики и права, труда, культуры и
т.д., позволяет лучше понять процессы
социального контроля и социальной
дезорганизации, социальной мобильности,
миграции и демографических изменений;
без обращения к семье
Существует множество
дефиниций семьи, выделяющих в качестве
выделяющих в качестве семьеобразующих
отношений различные стороны
семейной жизнедеятельности, начиная
от простейших и крайне расширительных
(например, семья - это группа людей,
любящих друг друга, или же группа
лиц, имеющих общих предков либо
проживающих вместе) и кончая обширными
перечнями признаков семьи. Среди
дефиниций семьи, учитывающих критерии
воспроизводства населения и
социально - психологической целостности,
привлекает определение семьи «
как исторически конкретной системы
взаимоотношений между
Таким образом, семья - это
основанная на единой общесемейной деятельности
общность людей, связанных узами
супружества - родительства - родства,
и, тем самым осуществляя
С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
В зависимости от форм брака:
· моногамная семья -- состоящая из двух партнёров;
· полигамная семья -- один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
В зависимости от числа поколений в семье:
· сложные -- в них совместно проживает несколько поколений родственников;
· простые -- однопоколенные семьи, прежде всего -- супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.
Также выделяются:
· Полная семья -- семья с обоими супругами; неполная -- если отсутствует один из супругов.
Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.
· Эгалитарная семья -- семья, основанная на равенстве супругов
· Авторитарная семья -- базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров.
2.2 Значение семьи в мусульманских странах
Мусульманская семья, прежде всего, - социальный институт, выполняющий своё особое предназначение в обществе. Его роль состоит в том, что люди, исповедующие ислам, получают возможность в частной, приватной жизни реализовать религиозные заповеди в той мере, в которой эти заповеди ими усвоены. Для мусульманской семьи, следовательно, свойственны определённая структура, особые социальные функции. Её отличают специфические поведенческие нормы, социальные установки и ценностные ориентации её членов.
Кроме того, мусульманская
семья на микроуровне представляет
собой малую группу, посредством
которой индивид реализует свою
репродуктивную потребность, а общество
- потребность в биологическом
воспроизводстве своих членов и
их социализации. В качестве малой
первичной группы мусульманская
семья и семейные отношения отличаются
глубокой интимностью, доверительностью,
эмоциональной привязанностью членов
друг к другу и верой в
Учёные-исламоведы подчёркивают
уникальность данной модели брачно-семейных
отношений: «Мусульманская семья - это
особый тип довольно замкнутой социальной
системы, которая зиждется на исламе
и шариате, где существует четкая
сакрализованная иерархия, узаконенное
Всевышним распределение
Мусульманский автор Абдель Рахим Омрана пишет, что «семья - базовая социальная единица исламского общества, а брак - основной исламский институт» Коран учит, что многоженство высоко вознаграждается в исламе, что целью замужества «является порождение детей, а дети - украшение жизни».
Идеальной моделью традиционной
мусульманской семьи, с нашей
точки зрения, является расширенная
(многопоколенная), многодетная семья,
которая строит своё функционирование
вокруг обрядов и обычаев, предписанных
в Коране. По сути своей, это традиционная
структура, в которой женщина
играет предписанную ей самой природой
роль матери и домохозяйки, а мужчина
направляет развитие семьи и обеспечивает
её функционирование. Во взаимоотношениях
между супругами мужчина
Поскольку первичная социализация начинается в семье, то именно мусульманская семья обучает определенным правилам поведения, воспитывает истинного мусульманина. Данный тип семьи выделяется по одному структурному основанию - принадлежности к определённой конфессии обоих супругов. Это главный, объективный критерий определения типа семьи верующих.