Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:00, реферат
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Введение
1. Брак в мусульманских странах.
1.1 Определение брака.
1.2 Значение брака в мусульманских странах.
1.3 Развод.
1.4 Современные виды брака в мусульманских странах.
1.5 Особенности мусульманского брака.
2 Семья в мусульманских странах
2.1 Определение семьи.
2.2 Значение семьи в мусульманских странах.
2.3 Проблемы семьи в мусульманских странах.
2.4 Дети в мусульманских странах
Заключение
Список литературы
Объективным критерием является
и состав семьи мусульманина. Как
известно, состав семьи мусульманина
отличается от семей других конфессий
тем, что мужчина может иметь
до четырёх жен. При этом сохраняется
одно важное условие коммунального
проживания всех членов такой семьи
- необходимость справедливого
В целом особенности
Собственно говоря, мусульманская семья выполняет специфические функции, свойственные институту семьи как таковому, - репродуктивную, социализационную, воспитательную. Вместе с тем одной из главных функций мусульманской семьи остаётся передача духовного наследия предков, сообщение каждому новому члену рода религиозных традиций и обычаев, направленных на трансляцию культуры ислама. Практика показывает, что именно эту функцию современные мусульманские семьи выполняют всё менее и менее активно.
2.3 Проблемы в мусульманских семьях
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.
Социальные проблемы семьи
отражают тесную зависимость семьи
от общества. Семья выполняет важные
социальные функции в обществе и
по этой причине государство и
общественные организации объективно
заинтересованы в том, чтобы создавать
необходимые условия, проводить
социальную работу, направленную на совершенствование
семейно-брачных отношений и
Было бы утопией считать,
что высокий уровень жизни
и социальных услуг решит проблемы
семейно-брачных отношений и
Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:
- Пьянство одного из
супругов. Данная причина занимает
первое место среди причин
распада семей. Сегодня по
- Неблагоприятные жилищные и бытовые условия.
- Несогласие с традиционным
распределением ролей в семье.
Исторически так сложилось,
- Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений.
- Повышение взаимной
Одной из главных проблем
мусульманских семей - кризис рождаемости.
В настоящее время
С недавних пор Иран переживает
стремительный демографический
переход. Коэффициент суммарной
рождаемости который составлял
более 6 детей на одну женщину в
середине 1980-х годов, упал до 2,1 в 2000.
Это падение было отмечено во всех
провинциях страны, как в городской,
так и в сельской местности. Такой
скачок и резкий спад объясняется
политикой руководства страны. Для
пополнения численности армии был
снижен возраст вступления в брак
девочек до 9 лет и мальчиков
до 12. После коренного переворота
в демократической ориентации в
1989 году была принята программа планирования
семьи. В результате действий правительства
с середины 1980-х рождаемость стала
постепенно снижаться: коэффициент
суммарной рождаемости упал с 6,8
ребенка на одну женщину в 1984 году
до 6,3 в 1986, а затем до 5,5 в 1988. Однако
после 1988 года это падение ускорилось,
и коэффициент суммарной
Снижение рождаемости едва ли можно объяснять исключительно модернизаторской политикой правительства и его программой планирования семьи. Снижение уровня жизни семей в середине 80-х годов весьма возможно ускорило падение рождаемости в Иране, приведя к повышению возраста вступления в брак и особенно к росту стоимости воспитания детей. Рост стоимости жизни побуждал молодых людей откладывать браки до получения работы и самостоятельного заработка, а вступив в брак, ограничивать число детей, чтобы иметь возможность дать им образование.
Вместе с тем, снижение
рождаемости в Иране необходимо
рассматривать в контексте
Исламская культура никак не противодействовала снижению рождаемости. А Иран стал страной, где темпы ее падения были наиболее быстрыми.
2.4 Дети в мусульманских странах
Основной из чертой мусульманских семей является многодетность. Многодетные семьи - исторически и традиционны. Столетия назад мусульманская семья состояла из бабушек и дедушек, родителей и детей (не меньше 10 человек). Дети являлись рабочей силой, которые занимались домашним хозяйством, земледелием и скотоводством, т.е. они являлись основной рабочей силой.
Мусульманская семья, помимо
всего прочего, основана на принципах
ответственности всех членов семьи
друг перед другом. Конечно, наибольшая
ответственность лежит на муже и
отце. Он должен стараться обеспечивать
достаток в семье, содержать тех,
кто находится под его
В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность.
Отцы обязаны обеспечивать материальную сторону для собственной семьи, оказывать помощь жене в ведении хозяйства. Кстати, во многих восточных странах еду готовят именно представители сильного пола. Угощение едой гостей или членов семьи считается благочестивым делом.
Все вышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к родителям и старшим, но и к сестрам и братьям.
Заключение
Институт семьи на современном
этапе развития человечества претерпевает
серьезные изменения. В связи
с неопределенностью будущим
или еще не укрепившимся материально
- экономическим положением растет
число фактических браков, не скрепленных
официальными узами. Особую заботу представляет
семья с одним родителем, число
таких семей растет под влиянием
высокого процента разводов от 30 до 50 к
числу браков. Нельзя не обратить внимание
на создание однополых квазисемей,
гражданские права которых
Для каждого человека семья
выполняет эмоциональную и
Список литературы
1. А.И.Антонов, В.М. Медков,
Е.Н. Новоселова, И.В. Проневская,
А.Б. Синельников, Г.В.
2. Под. ред. А.К. Байбурина,
И.С. Кон Этнические
3. Норман Пензер Гарем. История.Традиции. Тайны. - М., 2006 г.
4. Сюкияйнен Р. Мусульманское
право и семейное
5. Панова В.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.
6. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.
7. Мухамед Джалал Аббаси - Шавази Падение рождаемости в Иране: еще одна революция. // Демоскоп Weekly №49-50 2002 г.
8. Харчев, Анатолий Георгиевич.
Брак и семья в СССР/А.Г.
9. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.
Лазебникова «Человек и
10. http://www.islam.ru/vera/
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/