Брак и семья в мусульманских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Содержание работы

Введение
1. Брак в мусульманских странах.
1.1 Определение брака.
1.2 Значение брака в мусульманских странах.
1.3 Развод.
1.4 Современные виды брака в мусульманских странах.
1.5 Особенности мусульманского брака.
2 Семья в мусульманских странах
2.1 Определение семьи.
2.2 Значение семьи в мусульманских странах.
2.3 Проблемы семьи в мусульманских странах.
2.4 Дети в мусульманских странах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Брак и семья в М стр.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Объективным критерием является и состав семьи мусульманина. Как  известно, состав семьи мусульманина отличается от семей других конфессий  тем, что мужчина может иметь  до четырёх жен. При этом сохраняется  одно важное условие коммунального  проживания всех членов такой семьи - необходимость справедливого отношения  мужчины к своим женам, сохранения равноправия между ними. Не следует  понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает  его как идеал. Точнее говоря, Коран  допускает или позволяет многоженство, не более того. На практике же семьи  с двумя и более жёнами в  России встречаются нечасто, в основном на Северном Кавказе среди мусульманских  народов. Данная ситуация во многом зависит  от менталитета населения и, в  немалой степени, от местных традиций, интеграции культур и, главное, от ограниченности материальных средств.

В целом особенности функционирования современной мусульманской семьи  значительно отличают её от мусульманской  семьи в её идеальном варианте. Можно сказать, что современная  мусульманская семья остаётся мусульманской  лишь в её внешнем, видимом выражении. По сути же её структурно-функциональные особенности всё заметнее нивелируют различия между семьями верующих и неверующих, сохраняя лишь ритуальный характер воплощения идеи Бога.

Собственно говоря, мусульманская  семья выполняет специфические  функции, свойственные институту семьи  как таковому, - репродуктивную, социализационную, воспитательную. Вместе с тем одной  из главных функций мусульманской  семьи остаётся передача духовного  наследия предков, сообщение каждому  новому члену рода религиозных традиций и обычаев, направленных на трансляцию культуры ислама. Практика показывает, что именно эту функцию современные  мусульманские семьи выполняют  всё менее и менее активно.

2.3 Проблемы в мусульманских  семьях

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так  и для неспециалистов, т.к. эти  проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни  населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи  отражают тесную зависимость семьи  от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и  по этой причине государство и  общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать  необходимые условия, проводить  социальную работу, направленную на совершенствование  семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни  и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом  обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой.

Наряду с психоэмоциональными  и физиологическими причинами к  социальным причинам распада семей  специалисты относят следующие  причины:

- Пьянство одного из  супругов. Данная причина занимает  первое место среди причин  распада семей. Сегодня по этой  причине распадается 80% семей.

- Неблагоприятные жилищные  и бытовые условия. 

- Несогласие с традиционным  распределением ролей в семье.  Исторически так сложилось, что  основная нагрузка по ведению  домашнего хозяйства выполняется  женщинами. Социальная проблема  заключается в том, что женщина  наряду с мужчиной и наравне  с ним участвует в общественном  производстве. Таким образом, отвоеванное  право для женщин участвовать  в общественном производстве  наравне с мужчиной обернулось  для нее не только победой,  но и поражением, так как прибавило  женщине новые проблемы.

- Низкий уровень культуры  семейно-брачных отношений.

- Повышение взаимной требовательности  супругов друг к другу (Эту  причину специалисты обычно называют  в последнюю очередь).

Одной из главных проблем  мусульманских семей - кризис рождаемости. В настоящее время мусульманские  семьи перенимают европейскую структуру  семьи, т.е. в основном являются нуклеарными (состоят из родителей и детей) и не являются многодетными. В современной  мусульманской семье максимально  два ребенка. Причины снижения количества детей в семьях рассмотрим на примере  Ирана.

С недавних пор Иран переживает стремительный демографический  переход. Коэффициент суммарной  рождаемости который составлял  более 6 детей на одну женщину в  середине 1980-х годов, упал до 2,1 в 2000. Это падение было отмечено во всех провинциях страны, как в городской, так и в сельской местности. Такой  скачок и резкий спад объясняется  политикой руководства страны. Для  пополнения численности армии был  снижен возраст вступления в брак девочек до 9 лет и мальчиков  до 12. После коренного переворота в демократической ориентации в 1989 году была принята программа планирования семьи. В результате действий правительства  с середины 1980-х рождаемость стала  постепенно снижаться: коэффициент  суммарной рождаемости упал с 6,8 ребенка на одну женщину в 1984 году до 6,3 в 1986, а затем до 5,5 в 1988. Однако после 1988 года это падение ускорилось, и коэффициент суммарной рождаемости  упал с 2,8 ребенка на одну женщину  в 1996 до 2,1 в 2001 году, то есть опустился  ниже уровня простого воспроизводства.

Снижение рождаемости  едва ли можно объяснять исключительно  модернизаторской политикой правительства  и его программой планирования семьи. Снижение уровня жизни семей в середине 80-х годов весьма возможно ускорило падение рождаемости в Иране, приведя к повышению возраста вступления в брак и особенно к росту стоимости воспитания детей. Рост стоимости жизни побуждал молодых людей откладывать браки до получения работы и самостоятельного заработка, а вступив в брак, ограничивать число детей, чтобы иметь возможность дать им образование.

Вместе с тем, снижение рождаемости в Иране необходимо рассматривать в контексте тенденций, наблюдаемых в других мусульманских  странах Северной Африки и Центральной  Азии. Во всех странах региона, от Марокко  до Ирана, снижение рождаемости в  последние годы вообще поставило  под сомнение представление об однозначной  связи исламской культуры и высокой  рождаемости. Если сначала страны этого  региона долго медлили с началом  снижения рождаемости, то, раз начавшись, оно стало ускоряться вместе с  социально-экономической модернизацией  и появлением у населения новых  запросов.

Исламская культура никак  не противодействовала снижению рождаемости. А Иран стал страной, где темпы  ее падения были наиболее быстрыми.

2.4 Дети в мусульманских  странах

Основной из чертой мусульманских  семей является многодетность. Многодетные  семьи - исторически и традиционны. Столетия назад мусульманская семья  состояла из бабушек и дедушек, родителей  и детей (не меньше 10 человек). Дети являлись рабочей силой, которые занимались домашним хозяйством, земледелием и  скотоводством, т.е. они являлись основной рабочей силой.

Мусульманская семья, помимо всего прочего, основана на принципах  ответственности всех членов семьи  друг перед другом. Конечно, наибольшая ответственность лежит на муже и  отце. Он должен стараться обеспечивать достаток в семье, содержать тех, кто находится под его покровительством (жена, дети, а часто и родители, и младшие родственники). За благосостоянием  семьи следит мать, и именно на нее  возложена ответственность личным примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам мусульманского вероучения. Вместе с тем, оба родителя несут ответственность перед  Всевышним за воспитание своих детей.

В основном воспитанием детей  в мусульманских семьях традиционно  занимаются матери. Это большое доверие  для женщины и одновременно огромная ответственность.

Отцы обязаны обеспечивать материальную сторону для собственной  семьи, оказывать помощь жене в ведении  хозяйства. Кстати, во многих восточных  странах еду готовят именно представители  сильного пола. Угощение едой гостей или  членов семьи считается благочестивым  делом.

Все вышесказанное имеет  огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к  родителям и старшим, но и к  сестрам и братьям.

 

Заключение

Институт семьи на современном  этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения. В связи  с неопределенностью будущим  или еще не укрепившимся материально - экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных  официальными узами. Особую заботу представляет семья с одним родителем, число  таких семей растет под влиянием высокого процента разводов от 30 до 50 к  числу браков. Нельзя не обратить внимание на создание однополых квазисемей, гражданские права которых признаны в ряде государств.

Для каждого человека семья  выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют  и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном  и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это  позволяет человеку быть более стойким  к условиям современной неспокойной  жизни.

 

Список литературы

1. А.И.Антонов, В.М. Медков, Е.Н. Новоселова, И.В. Проневская, А.Б. Синельников, Г.В. Соколова  Социология семьи. Университетский  учебник. - М., 2007.

2. Под. ред. А.К. Байбурина,  И.С. Кон Этнические стереотипы  мужского и женского поведения. - Спб., 1991 г. 

3. Норман Пензер Гарем.  История.Традиции. Тайны. - М., 2006 г. 

4. Сюкияйнен Р. Мусульманское  право и семейное законодательство  стран Арабского Востока. - М., 1984 г.

5. Панова В.Ф., Вактин Ю.Б.  Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.

6. Харчев А.Г. Брак и  семья. М., 1997.

7. Мухамед Джалал Аббаси - Шавази Падение рождаемости  в Иране: еще одна революция. // Демоскоп Weekly №49-50 2002 г.

8. Харчев, Анатолий Георгиевич. Брак и семья в СССР/А.Г.Харчев.-2.изд., перераб. и доп.-М.:Мысль,1979.

9. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.  Лазебникова «Человек и общество»

10. http://www.islam.ru/vera/family/4/

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/


Информация о работе Брак и семья в мусульманских странах