Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 13:35, курсовая работа
Цель работы исследовать проблему ценностных ориентаций студентов.
Объект исследования: ценностные ориентации студентов
Предмет исследования: зависимость ценностных ориентаций от средств массовой информации.
Гипотеза: средства массовой информации влияют на формирование ценностных ориентаций студентов.
Введение
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций развития личности
1.1 Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2 Рассмотрение проблемы ценностных ориентаций в юношеском возрасте
1.3 Воздействие средств массовой информации на ценностную ориентацию в юношеском возрасте и студенчестве
1.4 Влияние рекламы на ценностные ориентации личности
Глава 2 Исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте
2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы
Список использованной литературы
2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокич/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение А) и было анонимным. Ваши ценностные ориентации
Инструкция: Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей деятельности, жизни. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:
а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры: 1 — самое главное в моей жизни; 2 — чуть менее чем 1; 3 — чуть менее чем 2;
б) выбрать 2 ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 14) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Место |
Список ценностей (ценности-цели) |
|
1. Активная, деятельная жизнь. |
|
2. Здоровье (физическое и психическое) |
|
3. Интересная работа |
|
4. Красота природы и искусства
(переживание прекрасного в |
|
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
|
6. Материально обеспеченная жизнь
(отсутствие материальных |
|
7. Хорошие, верные друзья |
8. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) | |
|
9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе |
|
10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников) |
|
11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
|
12. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) |
|
13. Самостоятельность как |
|
14. Свобода как независимость в поступках и действиях |
|
15. Счастливая семейная жизнь. |
|
16. Творчество (возможность творческой деятельности) |
17. Равенство (братство, равные возможности для всех) | |
18. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные в 9. А классе общеобразовательной школы № 59 г. Челябинска. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).
Данные бланков отдельной выборки сводим в таблицу:
№ студента |
Номер ценности-цели (по списку) | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
13 8 7 9 6 7 7 11 8 7 7 6 7 7 11 18 8 6 4 |
1 3 2 5 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 3 2 2 1 1 |
8 14 10 12 12 10 5 3 6 14 8 9 10 11 7 3 13 11 5 |
15 17 5 18 4 17 6 9 3 12 18 18 15 16 4 5 17 18 16 |
12 4 8 11 13 11 4 18 12 1 10 13 3 1 14 14 1 3 3 |
14 2 15 4 7 9 3 2 11 12 6 4 11 5 17 15 5 12 8 |
9 5 3 2 16 3 12 14 7 6 13 3 16 17 9 8 12 14 13 |
16 13 11 8 11 8 15 5 15 15 14 12 18 8 15 17 15 5 10 |
4 15 12 13 10 12 8 10 18 18 2 14 8 18 2 16 6 4 14 |
6 10 14 3 15 15 16 16 14 16 3 16 9 9 18 9 16 15 11 |
3 16 13 10 17 13 9 15 18 8 15 11 4 10 10 10 9 8 9 |
7 6 4 17 14 6 17 7 5 17 16 17 5 12 16 12 3 16 15 |
5 9 18 16 8 16 13 12 16 9 9 10 14 15 12 7 7 7 7 |
17 11 16 14 3 14 18 8 4 10 11 5 12 13 5 4 11 9 6 |
2 1 1 1 2 2 1 6 1 5 4 2 2 3 1 1 4 2 2 |
10 7 9 6 18 5 11 17 10 4 12 8 13 14 6 6 10 13 12 |
18 18 17 15 9 18 14 13 13 13 17 15 17 6 8 11 14 17 18 |
11 12 6 7 5 4 10 4 9 3 5 7 6 4 13 13 18 10 7 |
Сумма 1,2,3-го мест |
— |
18 |
2 |
1 |
6 |
3 |
4 |
— |
2 |
2 |
1 |
— |
1 |
1 |
15 |
— |
— |
1 |
Сумма 17, 18-го мест |
1 |
— |
— |
7 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
— |
2 |
8 |
1 |
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:
Цi (%) = (Ri / 3n) * 100 %,
где Цi (%) — процентное содержание выборов i-той ценности;
Ri — суммарное количество выборов i-той ценности;
n — объем выборки (количество учащихся),
3 — коэффициент, связанный с
тремя позитивными выборами
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.
2.2 Анализ результатов
При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26 % места и также не попадает в отвергаемые.
Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.
К числу не принимаемых, но и не особы отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).
В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у старшеклассников является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.
Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано с осознанием своей неповторимости и уникальности.
Заключение
Итак, на основании проделанной работы хотелось бы сделать выводы.
Развитие личности студентов, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе ее социализации (воспитания в широком смысле этого слова), становятся ценностями для нее. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «духовного вызревания» личности, то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей.
Основы формирования и развития базовой структуры личностных ценностей закладываются в подростковом и юношеском возрасте, приходящемся на возраст 16-19 лет. Именно в этот период родители должны переносить приоритетное внимание с учебной деятельности, понимаемой как расширение области знаний, на воспитание как целенаправленное развитие личности, ее духовной и социальной сферы.
В результате проведенных экспериментов по выявлению ценностных ориентаций в юношеском возрасте мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных ценностях пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.
Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценностей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и действительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и деятельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Молодой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на саморазвитие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.
Изменение социально статуса во многом определяется ориентацией на достижение ценностей, обеспечивающих, по мнению молодежи, успех в жизни, как в личной, так и в профессиональной. Если успех в жизни связывается с такими базовыми жизненными ценностями, как получение образования, развитие своих способностей, то можно ожидать ориентации молодых людей на получение высокой квалификации и, связанный с этим, рост социального статуса. В том случае, когда происходит ориентация на деньги, знакомства, связи и другие внешние факторы, то вряд ли следует ожидать положительной мотивации на освоение высокой квалификации как основы повышения своего социального статуса.
В итоге можно сказать о том, что система ценностных ориентаций современной российской молодежи находится в процессе преобразования, происходящее под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции.
Список использованной литературы
Информация о работе Ценностные предпочтения современных студентов