Оглавление
Введение
В последнее десятилетие в России
выделяется группа исследований, характеризующих
это развитие с точки зрения принадлежности
ребенка к определенному полу. Ни для кого
не секрет, что в современном обществе
мужчин и женщин по-прежнему принято оценивать
в различных категориальных системах:
при описании мужчины акцент, как правило,
делается на его общественном положении,
социальных достижениях и роде занятий,
а при описании женщины - на ее семейно
– родственных отношениях, внешности,
характере.
Однако для многих психологов
является очевидным тот факт, что, по мере
демократизации общества, половые свойства
мужчин и женщин становятся все менее
поляризованными, все более взаимопересекаются.
Естественно предположить, что этот процесс
не может не отразиться на развитии познавательных
способностей современных мальчиков и
девочек. Если будет доказано, что смена
половой роли может повлиять на направление
интеллектуального развития человека,
и биологический пол не является определяющим
фактором этого развития, то социальные
последствия такого открытия не трудно
предсказать. Таким образом, целью работы
является выяснение межполовых различий
в способностях и их научное объяснение.
Для достижения цели необходимо
выполнить ряд задач:
- Определить сущность человеческих
способностей и условия их развития;
- Выявить различия в строении
мозга мужчин и женщин;
- Рассмотреть критерии различий
способностей;
- Сформулировать процесс старения
мужчин и женщин, для выявления различий.
- Человеческие способности
и условия их развития
Способности (как и человека
в целом) изучают различные науки — философия,
социология, медицина и др. Но ни одна из
них не рассматривает так глубоко и разносторонне
проблему способностей, как психология.
Серьезный вклад в изучение
проблемы способностей внесли отечественные
ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.
Лейтес и др.
В отечественной психологии
в трактовке проблемы способностей можно
выделить два направления:
- психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических
способностей человека (работы Э.А.Голубевой, В.М.Русалова).
- исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой
деятельностях. Это направление
в большей степени рассматривает деятельностные
детерминанты развития способностей,
при
этом роль задатков либо не
рассматривается, либо просто подразумевается.
Три признака всегда заключаются
в понятии "способность" при употреблении
его в практически разумном контексте.
Во-первых, под способностями
разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного
человека от другого; никто не станет говорить
о способностях там, где дело идет о свойствах,
в отношении которых все люди равны. В
таком смысле слово "способность"
употребляется основоположниками марксизма-ленинизма,
когда они говорят: "От каждого по способностям".
Во-вторых, способностями называют
не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые
имеют отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Такие свойства, как, например, вспыльчивость,
медлительность, которые, несомненно,
являются индивидуальными особенностями
некоторых людей, обычно не называются
способностями, потому что не рассматриваются
как условия успешности выполнения каких-либо
деятельностей.
В-третьих, понятие "способность"
не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного
человека. Нередко бывает, что педагог
не удовлетворен работой ученика, хотя
этот последний обнаруживает знания не
меньшие, чем некоторые из его товарищей,
успехи которых радуют того же самого
педагога. Свое недовольство педагог мотивирует
тем, что этот ученик работает недостаточно;
при хорошей работе ученик, "принимая
во внимание его способности", мог бы
иметь гораздо больше знаний.
В отечественной и зарубежной
науке имеются разные толкования видов
и структуры способностей, но наиболее
общепринятыми считаются выделение способностей
по видам деятельности. Строго говоря,
способности — это устойчивые свойства
людей, которые определяют успехи, достигнутые
ими в различных видах деятельности. Например,
существуют способности к приобретению
знаний, которые определяются скоростью
и качеством освоения человеком знаний
и умений. Существуют также музыкальные,
математические, литературные, артистические,
инженерные, организаторские и множество
других способностей.
Становление и развитие способностей
— это тоже результат научения, и чем сильнее
подкрепление, тем быстрее будет идти
развитие. Что же касается нужного эмоционального
настроя, то он создается таким чередованием
успехов и неудач в деятельности, развивающей
способности человека, при котором за
неудачами (они не исключены, если деятельность
находится в зоне потенциального развития)
обязательно следует эмоционально подкрепляемые
успехи, причем их количество в целом является
большим, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих
способностей является их компенсируемость,
причем это относится даже к тем способностям,
для успешного развития которых необходимы
врожденные физиологические задатки.
А.Н Леонтьев показал, что определенного
уровня развития музыкального слуха можно
добиться и у тех людей, ухо которых с рождения
не очень хорошо приспособлено для обеспечения
звуковысотного слуха (такой слух традиционно
рассматривается как задаток к развитию
музыкальных способностей). Если с помощью
специальных упражнений научить человека
интонировать звуки, т.е. воспроизводить
их частоту при помощи сознательно контролируемой
работы голосовых связок, то в результате
резко повышается звуковысотная чувствительность
и человек оказывается в состоянии различать
звуки разной высоты гораздо лучше, чем
он делал до этого. Правда, такое различение
происходит не на тональной, а на тембральной
основе, но результат оказывается одним
и тем же: обученный подобным образом индивид
демонстрирует почти такой же музыкальный
слух, какой характерен для людей, имеющих
чувствительный с рождения к высоте звука
орган слуха.
- Причины межполовых
различий в способностях
- Строение мозга
Хотя, несомненно, существуют
причины культурного толка для наших различий
в эмоциях и поведении, результаты недавних
исследований показали, что корень многих
загадочных различий между полами, возможно,
следует искать в наших головах. Мозг мужчины
и женщины, при всем сходстве, имеет множество
отличий - по размерам, структуре, чувствительности.
В целом мозг женщины, как и ее тело, на
10 – 15% меньше мужского. В то же время области,
связанные с высшими познавательными
функциями, такими, как изучение языка,
у женщин более плотно «упакованы» нейронами.
Ниже перечислены наиболее
важные, по мнению ученых, отличия женского
мозга от мужского.
1. Женщины используют больше
мозга, чем мужчины.
2. Женский мозг интенсивнее
реагирует на эмоции.
3. У женщин особые отношения
со словом.
4. Женщины иначе ориентируются.
5. У женщин острее память.
- Гормональный и социальный
критерии различий
Предполагается, что половые
различия в развитии способностей также
связаны с воздействием половых гормонов
на формирование мозговых структур в пренатальный
(дородовой) или пубертатный (половое созревание)
период.
Хотя некоторые исследователи
считают, что половые различия в зрительно-
пространственных способностях возникают
в подростковом возрасте, есть данные
о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно
лучше девочек используют зрительные
опоры для ориентации в пространстве.
И даже у более младших детей были обнаружены
различия в понимании пространственных
отношений. Когда в эксперименте шестилетних
детей просили сконструировать трехмерную
модель их школьной комнаты, то оказалось,
что мальчики гораздо точнее справляются
с заданием.
Среди учеников начальной школы
различия в уровне математических способностей
мальчиков и девочек незначительны, они
начинают проявляться в подростковом
возрасте и касаются в основном сложных
форм математического мышления; с годами
различия в уровне математической одаренности
возрастают в пользу юношей. В то же время
девочки, которые в младшем школьном возрасте
мечтали об успехах в школе, о будущих
достижениях, проявляли хорошие математические
способности, в подростковом возрасте
начинают мечтать о близкой дружбе, популярности,
симпатиях окружающих.
Казалось бы, эти особенности
развития способностей мальчиков и девочек
легко объясняются воздействием половых
гормонов на мозг подростка. Однако ряд
исследований показал, что девочки, у которых
уровень мужского гормона тестостерона
в крови выше, лучше выполняют тесты на
зрительно- пространственное восприятие,
чем их обычные сверстницы. Интересно,
что у мужчин зависимость обратная - чем
выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются
задания на зрительно-пространственную
ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины
уровень андрогенов в крови, тем лучше
математические способности. Это значит,
что чем выше уровень мужского гормона
тестостерона, влияющего на развитие первичных
и вторичных половых признаков и "мужское"
поведение, тем хуже выполняются тесты
на выявление способностей, традиционно
считающихся мужскими.
В 1961 году Р.Е. Стеффорд получил
данные, свидетельствующие о том, что способности
к пространственному воображению передаются
от матери к сыну и от отца к дочери, но
не от отца к сыну. Эти результаты заставили
его предположить существование генетического
механизма наследования пространственных
способностей, сцепленного с полом. Однако
факты, полученные позже другими исследователями,
заставляют усомниться в существовании
элементарной генетической основы половых
различий в познавательной сфере.
Социальная.
Понятно, что только гормонального
и генетического критериев недостаточно,
чтобы ответить на вопрос об истоках половых
различий в развитии интеллектуальных
способностей.
В настоящее время активнее
всего разрабатывается направление, связывающее
половые различия в познавательной сфере
с функциональной специализацией мозговых
полушарий.
Био – социальный подход связывает
универсальность патриархата, главенство
мужчины в социальной жизни, значительно
большую степень мозговой асимметрии
у мужчин и относительную диффузность
мозга женщин, высокий уровень невербального
мастерства и зрительно-пространственной
ориентации у мужчин и развитые вербальные
способности у женщин с эволюционным процессом,
а именно с гармонизирующей эволюцией.
Так, генетик и философ Н.П. Дубинин
высказал гипотезу, что в ходе гармонизирующей
эволюции селективные преимущества получили
мужчины занимавшиеся охотой, проектированием
и строительством защитных сооружений,
а также воины, лидеры, руководители переселений,
организаторы защиты, все те, кто обладал
лучшими зрительно - пространственными
способностями. Одновременно происходил
естественный отбор женщин. В соответствии
с принятой ими половой ролью матери, хранительницы
очага и традиций, в воспитательницы отбирались
индивиды, обладающие развитой социальной
чувствительностью, различными приемами
вербального и невербального общения.
Возникает вопрос: эволюционно
оправданное различие половых ролей в
социальной деятельности обусловило половые
различия в развитии мозга или, наоборот,
церебральные и психические половые различия
детерминировали и различные роли? Нейробиологами
установлено, что половая дифференциация
мозга не исключает его бипотенциальности.
В мозге одновременно существуют две альтернативные
системы: одна из них актуальная и определяет
психический статус человека, а другая
находится в пассивном, задавленном состоянии.
При гормональном воздействии на определенные
участки мозга можно вызывать как маскулинное,
так и фемининное поведение. Следовательно,
мозг содержит потенциальные возможности
программирования поведения, как по мужскому,
так и по женскому типу.
Понятно, что общественные представления
накладывают определенные обязательства
на исполнение половых ролей мальчиками
и девочками, мужчинами и женщинами, что
не может не влиять на половую дифференциацию
в развитии их способностей. В то же время,
половые гормоны влияют на различия в
органическом развитии мозга с самого
раннего детства. Можно предположить,
что имеется кольцевая зависимость между
гормонами, мозгом, поведением и условиями
воспитания.
В зависимости от того, в каком
мотивационном стиле воспитывается ребенок,
биологически предопределенные черты
могут изменяться, в результате закрепляющихся
в мозге новых форм поведения. Вес мозга
младенца при рождении составляет лишь
40 процентов от веса мозга взрослого человека.
Так как рост мозга обеспечивается за
счет разрастания новой коры (высших отделов
мозга), весьма восприимчивой к воздействию
факторов среды и воспитания, то образцы
поведения, закладывающиеся в детском
и подростковом возрасте, влияют на формирование
личности и способностей человека на протяжении
всей жизни. Интересно, что в пожилом возрасте,
по мере того, как мужчины и женщины избавляются
от своих ранневозрастных ролей, начинают
проявляться способности, к которым ребенок
был склонен с детства, но не мог реализовать
из-за жесткого противопоставления "мужских"
и "женских" ценностей. Нетрудно предположить,
что в семье, где нет этого противопоставления,
ребенок начнет развиваться в соответствии
со своими склонностями, а не ожиданиями
окружающих.
В 1985 году Т.Л. Хилтон суммировал
результаты выполнения тестов на понимание
пространственных отношений большой выборки
американских школьников старших классов
(общее число испытуемых более двадцати
трех тысяч) и обнаружил, что юноши справлялись
с ними значительно лучше девушек. Сравнение
с данными аналогичного эксперимента,
выполненного двадцать лет назад, показало,
что различия между мужчинами и женщинами
за этот период сократились.