Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:16, реферат
Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее – часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.
Введение ……………………………………………………………….. 3
1. Понятие социализации …………………………………………….. 4
2. Человек как жертва процесса социализации ……………………. 5
3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации ………. 7
4. Самоизменение человека в процессе социализации ……………. 8
5.Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации ………………9
6. Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации 14
Заключение ………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы
Оглавление
Введение ………………………………………………………
1. Понятие социализации …………………………………………….. 4
2. Человек как жертва процесса социализации ……………………. 5
3. Человек как жертва неблагоприятных условий
социализации ……………………………………………
4. Самоизменение человека в процессе социализации ……………. 8
5.Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации ……………………………... 9
6. Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации …………………………….. 14
Заключение ………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы ………………………………… 17
Введение
Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее – часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой – воспитания). Он проявляет определённую активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи её объектом и даже жертвой.
1. Понятие социализации
Термин «социализация», не смотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчёркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Если исходить из тезиса, понимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.
2.Человек как жертва процесса социализации
В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, по сколько он может рассматриваться как субъект социализации.
Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее – часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определённый баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.
Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой - то мере противостоять ему, т. е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или ещё как – то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.
Любое моделированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертв социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нём норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди – творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «специи», а не как личности.
3.Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать
жертвами неблагоприятных условий социализации. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.
В период внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.
В дошкольном возрасте(0-6): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребёнка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.
В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.
В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов или родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставление в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечения в преступление в преступления и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующие физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.
В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Произойдёт ли столкновение с какой-либо из этих опасений конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасность, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случаи последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.
4.Самоизменение человека в процессе социализации
Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой – воспитания). Он проявляет определённую активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи её объектом и даже жертвой.
В любой из этих ипостасей он может почувствовать или осознать необходимость или желание изменить что-либо в себе для того чтобы:
в большой степени
противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы, встающие перед ним возрастные задачи (в ипостаси субъекта);
избежать или преодолеть
те или иные опасности, не
стать жертвой тех или иных
неблагоприятных условий и
в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким бы он хотел себя видеть).
То есть в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.
Самоизменение – это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже – полностью, как правило, - частично).
Усилия могут быть направлены на изменение: своей внешности и физических качеств; личностных свойств; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сферы (знаний. Умений, ценностей, установок и пр.); поведенческих сценариев; образа и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношения с собой (самоуважение, самопринятия), отношение к миру (мировосприятия, мировидения – картины мира), отношения с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).
5. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации
Прежде чем рассматривать объективные факторы, благодаря которым человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации, необходимо ввести понятие «виктимогенность», «виктимизация» и «виктимность».
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельств социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).
Виктимизация процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность характеризуется предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Поскольку в нашем случае речь идёт о людях объективно могущих стать жертвами чего – либо, а не приносить себя в жертву какому – либо или чему – либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор – психолог А.С.Волович).
Объективные факторы,
Фактором виктимизация
Пагубно на физическое
Климатические и экологические
условия не только влияют на
здоровье человека, но могут приводить
к более высокому уровню, чем
в других местностях, криминального,
антисоциального,
Информация о работе Человек как жертва социализации в современном мире