Человек как жертва социализации в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее – часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….. 3
1. Понятие социализации …………………………………………….. 4
2. Человек как жертва процесса социализации ……………………. 5
3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации ………. 7
4. Самоизменение человека в процессе социализации ……………. 8
5.Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации ………………9
6. Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации 14
Заключение ………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОЦ.ПСИХЧеловек как жертва социализации.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Кемеровской области, г. Магнитогорска  и т. д.

  Фактором виктимизации человека  могут стать общество и государство, в котором он живёт. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально – культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.

  Так, в любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации в жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий и т. д.). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

  Во многих странах  имеются большие или малые  группы мигрантов из других  стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущатьсебя жертвами, зависит от уровня социально – культурного развития общества и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально – психологическим особенностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально – психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни.

  В истории различных  обществ бывают катастрофы, в  результате которых происходит  виктимизация больших групп населения:  войны (мировые, корейская, вьетнамская,  афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортация целых народов или социальных групп (так называемых кулаков в 30 – е гг. ХХ в., крымских татар и других народов в 40 – е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Студетской области Чехословакии в Германию в 40 – е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы делают своими тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.

  В психологии начиная  с 40 – х гг. ХХ в. Разрабатывается  проблема диагностики и коррекции  негативных психологических последствий, возникающие в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события,

входящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие). В ходе второй мировой войны было начато исследование стрессовых реакций человека, обусловленных его участием в боевых действиях, которое получило дальнейшее развитие в связи с войнами в Корее и во Вьетнаме. Эти а также исследование других экспериментальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) показали, что состояние, развивающееся у человека под их влиянием, имеет специфические особенности. Основная особенность этого состояния в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но становится всё более отчетливо выраженным, а также проявляется внезапно на фоне общего внешнего благополучия человека. Комплекс симптомов, характеризующих это состояние, получил название синдрома посттравматических стрессовых ситуаций, т.е. в результате тех или иных экспериментальных обстоятельств или периодов социализации у человека появился синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В последние десятилетие эта проблема стала исследоваться и отечественными учёными в связи с афганской войной, Чернобыльской аварией, землетрясением в Армении.

  Помимо всего прочего,  виктимизация в этих случаях  связана с возникновением не  только психических травм и  пограничных состояний, но и таких социальных и социально – психологических явлений, как появление «потерянных поколений», т.е. с массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в начале ХХ в.) и т.д.

  Возможная минимизация  последствий подобных катастроф  с точки зрения виктимизации  их участников отчасти зависит  от специальных усилий общества  и государства. Восстановление  разрушенных поселений, создание  нормальных условий жизни – одно из направлений деятельности государственных и общественных структур. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, социальной) жертв катастрофы (например, по преодолению «афганского синдрома»).

  Другой вариант – преобразование общественно – политического строя и изменение социально – психологической атмосферы в обществе (как это было в Германии и Японии после войны), восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам.

  Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своём развитии. Так, уже отмечавшаяся ранее стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений и другим не менее существующим последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации нетрадиционных типов (правонарушителями, наркоманы, проститутки). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т. д.

  Количество и характер  виктимогенности факторов, количественный  и качественный уровень виктимизации, отношение к виктимизированным  группам населения, усилия по  профилактике и девиктимизации – показатели гуманности общества и государственной политики.

  Факторами виктимизации  человека в целых групп населения  могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых живут. И дело не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными экологическими условиями, которые, кстати, влияют не только на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень агрессивности, стессоустойчивости и другие характеристики. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально – профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально – психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселение и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей – потенциальных жертв.

  Так, в малом  городе, где большая часть населения связана с одним – двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилирование грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рекреативной инфраструктурой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизацией, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30) социально – психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных, инвалидов (ибо многие отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т. д., а также большого количества людей, совмещающих в себе признаки различных из перечисленных типов жертв.

  Объективным фактором  виктимизации человека может  стать группа сверстников, особенно в подростковом возрастах, если она имеет социальный, а тем более антисоциальный характер. (Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, обо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживец – способствовать криминализации человека среднего возраста.)

  Наконец, фактором  виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. В, семье может формироваться определённый тип жертвы, благодаря там механизмам социализации, которые для неё характерны – итендифокации, импринтингу и др. так, в неполной семье может формироваться несколько поколений женщин – мужененавистниц, т. е. они станут обладателями определённого психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

  Завершая характеристику  объективных факторов виктимизации, следует напомнить, что на каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.     

 

 

 

 

 

 

6. Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

 

Субъективными предпосылками  того, станнит или нет человек  жертвой неблагоприятных условий  социализации, являются в первую очередь  и главным образом его индивидуальные особенности как над индивидом, так и на личном уровне. От этого зависит и субъективное воспитание человеком себя жертвой.

  На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, водимо, от темперамента и некоторых других характеристических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

  На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меры гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

  От наличия и  развитости у человека этих  характеристик во многом зависит  от, в состоянии ли он и в  какой мере противостоять и  сопротивляться, различным опасностям, с которыми он сталкивается, а  также прямому негативному влиянию  окружающих. Так, человек неустойчивый, со слаборазвитой рефлексией может стать жертвой индицирования – прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные квазирелигиозные). Индуцированные лидерами этих организаций своих последователей ведёт к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения учитель – ученик превращаются в отношения господин – раб.

  Особо следует  назвать такую личностную характеристику, как экстернальность – интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Так, например, ветераны вьетнамской войны, которые не испытывали трудностей с последующей адаптацией к мировой жизни и не страдали синдромом посттравматических стрессовых нарушений, как правило, были интерналами.

  Немаловажно и  то, каким образом личность предрасположена  реагировать на невозможность  реализации наиболее значимых для неё потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е.на то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации. От этого зависит её способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять своё существование, обретать благодаря переоценке ценностей осмысленности существования в изменившихся условиях.

  Субъективное восприятие  человекам себя жертвой самым  непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

  В зависимости  от этих особенностей жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие – не воспринимают, что, естественно, отражается на их самоотношение и поведение. Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами – девиантными часть из них считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их поведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и окружающим людям. Третьи вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презрения к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъективного восприятия определяются не только индивидуальными особенностями, но и отношение ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп, а также возрастными особенностями.

  Так, изучение детей,  подростков и юношей с физическими  опорно – двигательными дефектами  показало следующие. Дошкольники, начиная с четырёх лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и потому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведение. В семь – восемь лет осознают, это можно специфически проявляться в их поведение и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое – либо приятое занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие не приятно или от них хотят чего – то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания выполнять поручение ссылаются на свой дефект (т. е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потере жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков), т. е. юноша осознаёт свою ущербность по сравнению с окружающими, у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для половины изученных).

Информация о работе Человек как жертва социализации в современном мире