Чем отличается невротическая личность от здоровой в представлениях К. Хорни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:01, реферат

Описание работы

Немецко-американский психолог Карен Хорни полагала, что из-за противоречий во взаимоотношениях с людьми, у индивида начинают развиваться неврозы, порождающие чувство «коренной тревоги» (тревожности, неуверенности, страха). Особенно большую роль в неврастеническом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве, поскольку ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «коренная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенности в себе, враждебно-боязливое отношение к миру).

Содержание работы

Введение
Карен Хорни. Биография
Что такое невроз и кто такие невротики
Культурный и психологический аспекты понимания неврозов
Причины возникновения и признаки невроза
Тревожность и враждебность
Способы борьбы с чувством тревоги и страха у невротиков и здоровых людей
Отличия невротических конфликтов от здоровых
Виды межличностных связей у невротиков
Культура и невроз
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Чем отличается невротическая личность от здоровой в представлениях.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Однако имеют место также отличия: здоровый зрелый человек не чувствует себя беспомощным по отношению к этим человеческим недостаткам, и у него отсутствует та неразборчивость, которую мы находим в глубинной установке невротика. Он сохраняет способность проявлять достаточную дружелюбность и доверие по отношению к некоторым людям. Данные различия, возможно, могут быть объяснены на основании того факта, что здоровый человек получил большую часть своего отрицательного опыта именно тогда, когда мог с ним совладать, в то время как у невротика такой опыт пришелся на тот возраст, когда он еще не мог с ним справиться и вследствие своей беспомощности реагировал на него тревожностью.[8]

Способы борьбы с чувством тревоги и страха у невротиков и здоровых людей

Тревога и страхи являются вездесущими, и такими же являются способы защиты от них. Животное, напуганное той или иной опасностью, либо переходит в контратаку, либо убегает. Люди имеют в точности ту же позицию страха и защиты.

Каковы же тогда признаки невротических страхов и защит, которые делают их специфически невротическими?..

1. Жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи… Невротик, однако, не только разделяет страхи, общие всем людям в данной культуре, но вследствие условий своей индивидуальной жизни, которые переплетены с общими условиями, он также испытывает страхи, которые качественно или количественно отличаются от страхов определенного культурного образца.

2. Для отражения страхов, существующих в данной культуре, в общем имеются определенные способы защиты (такие, как табу, ритуалы, обычаи). Как правило, эти защиты представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, чем защиты невротика, построенные иным образом. Таким образом, нормальный человек, хотя ему свойственны страхи и защиты своей культуры, будет в целом вполне способен раскрыть свои потенциальные возможности и получить удовольствия, которые ему может предложить жизнь. Нормальный человек может наилучшим образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми в его культуре. Если сформулировать это через отрицание, то он страдает не сильнее, чем это неизбежно в его культуре. Невротик, с другой стороны, всегда страдает больше, чем нормальный человек. Ему неизменно приходится платить за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии и дееспособности или, в особенности, в ослаблении его способности к достижениям и получению удовольствия в результате указанного различия. В действительности невротик — постоянно страдающее лицо. Этот факт не всегда можно наблюдать извне. Даже сам невротик может не осознавать того, что он страдает. Имеется еще один существенно важный признак невроза, и он заключается в наличии конфликта противоречащих друг другу тенденций, существование которых или по крайней мере их точное содержание сам невротик не осознает и в отношении которых он непроизвольно пытается найти определенные компромиссные решения.[9]

Отличия невротических конфликтов от здоровых

Отличие невротических конфликтов от обычно встречающихся в данной культуре конфликтов заключается не в их содержании и не в том, что они в своей основе являются бессознательными, — в обоих этих случаях они могут быть идентичны общераспространенным конфликтам в данной культуре, — а в том, что у невротика конфликты более резко выражены и более остры. Невротик стремится и приходит к компромиссным решениям — не случайно называемым невротическими, — и эти решения менее удовлетворительны, чем решения нормального человека, и достигаются дорогою ценою для личности в целом.

Если постоянно возобновляющиеся проблемы невротичных людей лишить той фантастической и трудной для понимания формы, которую они часто имеют, от нашего внимания не ускользнет, что от проблем, волнующих нормального человека в нашей культуре, они отличаются, лишь по степени.

Наблюдаемые отношения в общем плане можно классифицировать следующим образом: во-первых, отношения любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны); во-вторых, отношения, связанные с оценкой «Я»; в-третьих, отношения, связанные с самоутверждением; в-четвертых, с агрессией; в-пятых, с сексуальностью.

Что касается первой группы, то одной из доминирующих черт невротиков в наше время является их чрезмерная зависимость от одобрения или расположения со стороны других людей. Все мы хотим, чтобы нас любили и ценили, но у людей, страдающих неврозом, их зависимость от привязанности или одобрения несоразмерна тому значению, которое другие люди имеют в их жизни. Хотя всем нам хочется хорошего отношения со стороны дорогих нам людей, у невротиков имеет место неразборчивый голод на благорасположение или высокую оценку, безотносительно к тому, любят ли они сами данного человека или имеет ли для них какое-либо значение суждение этого лица. Чаще они не осознают это безграничное стремление, но выдают его наличие своей чувствительностью, когда не получают того внимания, какого хотят. Например, они могут чувствовать обиду, если кто-либо не принимает их приглашения, не звонит им некоторое время или если просто расходится с ними во мнении. Эта чувствительность может скрываться под маской безразличия. Кроме того, имеется заметное противоречие между их желанием получать любовь от других и их собственной способностью питать это чувство. Чрезмерные требования относительно заботливого отношения к их желаниям могут соседствовать с таким же полным отсутствием заботы о других. Данное противоречие не всегда проявляется внешне. Невротик может, например, быть сверхзаботливым, он готов помогать каждому. Но в этом случае можно заметить, что он действует под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы непроизвольно излучать теплоту.

Вторая группа характерных для неврозов отношений, касающихся оценки «Я», связана с внутренней незащищенности индивида, выражаемой в зависимости от других людей, является второй чертой, которая поражает нас в невротиках при их внешнем наблюдении. Постоянно присущими им характерными чертами являются их чувства неполноценности и несоответствия. Они могут проявляться множеством способов —убежденность в своей некомпетентности, глупости, непривлекательности, которые могут существовать без какой-либо основы в реальности. Представления о себе как неумном человеке можно найти у людей с весьма высоким интеллектом, а представления о своей непривлекательности — у очень красивых женщин. Эти чувства неполноценности могут открыто проявляться в форме жалоб или тревог, а приписываемые себе недостатки восприниматься как факт, не требующий доказательств. С другой стороны, они могут быть скрыты за компенсаторными потребностями в самовозвеличивании, за навязчивой склонностью показывать себя в выгодном свете, производить впечатление на других и на самого себя. Невротики используют  все возможные атрибуты, сопутствующие престижу в нашей культуре, такие, как деньги, коллекции картин старых мастеров, расположение лиц противоположного пола, знакомство со знаменитостями, путешествия или необычайные познания. Та или иная из этих тенденций может целиком выходить на передний план, но чаще отчетливо ощущается наличие обеих тенденций.

Третья группа характерных для неврозов отношений, касающихся самоутверждения, связана с определенными запретами. Под самоутверждением подразумевается акт утверждения собственного «Я» или своих притязаний. В этой сфере невротики обнаруживают обширную группу запретов. У них существуют внутренние запреты на то, чтобы выразить свои желания или просьбы о чем-либо, сделать что-либо в своих интересах, высказать мнение или обоснованную критику, приказать кому-либо, выбрать человека, с которым они хотят общаться, установить контакты с людьми и так далее. Также имеют место внутренние запреты в связи с тем, что мы можем назвать утверждением своей позиции: невротики часто неспособны защитить себя от нападок, или сказать «нет», если они не хотят уступить желаниям других. Например, отказать продавщице, которая навязывает им ненужную вещь, или не принять от друга приглашение в гости, или пресечь любовные поползновения. Наконец, внутренние запреты распространяются и на знание человеком того, что он хочет: трудности при принятии решений, формировании мнений, осознании собственных желаний, которые связаны лишь с их выгодой. Особенно важной в этой последней группе является неспособность что-либо планировать, будь то поездка за город или долгосрочные жизненные планы: невротики проявляют пассивность даже в таких важных решениях, как выбор профессии или спутника жизни. Ими движут в первую очередь определенные невротические страхи. Например, мы видим это у людей, которые копят деньги, потому что боятся впасть в нищету, или увязают в бесконечных любовных историях…

К четвертой группе трудностей, связанных с агрессией, относятся действия, направленные против кого-либо, нападки, унижение других людей, посягательство на чужие права и вообще любая форма враждебного поведения. Расстройства такого рода проявляются в двух совершенно различных формах. Одна форма заключается в склонности быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, распоряжаться, обманывать, критиковать или придираться. Власть, престиж и обладание – это аспекты одной проблемы. Нормальный человек стремится выстроить разносторонние отношения с другими людьми. Невротик, наоборот, старается доминировать, завоевывать престиж и добиваться благосостояния. Невротическое стремление к власти рождается из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности. У нормальных людей стремление к власти рождается из силы. Однако невротическая тяга к доминированию в наши дни также вытекает из мощи, из стремления навязывать свою волю и свой диктат. Невротические стремления к власти, престижу и обладанию служат не только защитой от тревожности, неполноценности. Они позволяют сублимировать огромную энергию агрессии и враждебности. Временами люди, склонные к таким отношениям, осознают, что являются агрессивными, но чаще они ни в малейшей степени не способны это осознать и субъективно убеждены в своей искренности и правоте. Вторая форма подразумевает других невротиков, у которых эти расстройства проявляются противоположным образом. На поверхности лежит без труда обнаруживаемое чувство, что их постоянно обманывают, ими управляют, их бранят или унижают. Эти люди также часто не осознают того, что это лишь их собственное искаженное восприятие; напротив, они полагают, что весь мир ополчился против них и обманывает их.

Невротик, имеющий тягу к власти не станет приспосабливаться к реальности, учитывать ее требования. Напротив, такой человек будет оказывать сильнейшее сопротивление вызовам времени, установкам противника. Носителю власти важно, чтобы мир откликнулся на его вожделения и признал их законными. Вот почему в политике так часто обнаруживается близорукость, упрямство, авторитарная воля.

Особенности пятой группы отношений, характерных для невротиков, касаются сексуальной сферы. В первом приближении их можно разделить на два вида: это либо навязчивая потребность в сексуальной активности, либо запрет на нее. Запреты могут проявляться на каждом шагу, ведущем к сексуальному удовлетворению. Они могут вступать в действие при приближении лиц другого пола, в процессе ухаживания, проявляться в самой сексуальной функции или в сфере чувственности. Все особенности, описанные в предыдущих группах, будут также проявляться и в сексуальных отношениях[10].

Виды межличностных связей у невротиков

Характер межличностных связей Карен Хорни сводит к трем формулам – «на людей», «от людей», «против людей». Стратегия «на людей» характеризуется зависимостью от других, нерешительностью и беспомощностью. В ее основе лежит убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Стратегия «от людей» выражается стремлением к уединенности, независимости, самодостаточности. В ее основе лежит убеждение: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Стратегия «против людей» характеризуется стремлением к доминированию, враждебности и манипуляции другими людьми. В ее основе лежит убеждение: «У меня есть власть, никто меня не тронет».

Пытаясь справиться с чувством «меня никто не любит», с ощущениями своей незащищенности и ненужности, порождающими базальную тревогу, человек может 1)принять решение о смирении или соглашательстве и начать движение на людей; 2) принять агрессивное или экспансивное решение и начать движение против людей; 3) принять решение об отчуждении, уходе от людей.

Здоровый человек способен проявлять гибкость, подвижность и избирать направление своего движения в зависимости от обстоятельств, но у человека, отчужденного от себя, «выбор» движения становится компульсивным и безальтернативным. Каждое из трех решений включает некую констелляцию поведенческих стереотипов и личностных черт, концепцию справедливости и набор верований, представлений о природе человека, об общечеловеческих ценностях и условиях жизни человека. Оно включает также «сделку с судьбой», предполагающую вознаграждение за покорность диктату выбранного решения[11].

Заключение

В нашей жизни отдельному человеку приходится бороться с представителями той же группы, что и он, брать над ними верх, «отталкивать» их в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Эта ситуация приводит к тому, что между людьми возникает смутная враждебная напряженность, которой сопутствует соперничество и потенциальная враждебность.

Потенциальное враждебное напряжение между людьми приводит к постоянному порождению страха — страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность. Другим важным источником страха является перспектива неудачи. Страх неудачи вполне реален, потому, что шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве, влекут за собой реальную фрустрацию потребностей. Они означают не только экономическую небезопасность, но также потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи. Все эти факторы приводят к колеблющемуся самоуважению, потенциальной враждебной напряженности, тяжелым предчувствиям, соперничеству, порождающим страх и враждебность, усиливают потребность в приносящих удовлетворение личных отношениях.

Информация о работе Чем отличается невротическая личность от здоровой в представлениях К. Хорни