Что такое эмоции?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эм

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1 АФФЕКТЫ……………………………………………..…........................................4
Собственно эмоции……………………………………………………………….5
Чувства……………………………………………………………………………...5
ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА……………………...............6
Эмоции как система……………………………………………………………..…6
Ограничения эмоциональной системы…………………………………………...7
Степени свободы эмоциональной системы……………………………………..8
ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИИ………………………………..….9
Активация эмоций нервной системы……………………………………………9
Причины эмоций……………………………………………………………….…9
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ…………………………………………………...…10
Мимическое выражение эмоций…………………………………………………10
Пантомимика, выражение эмоций голосом……………………………………..12
Взаимозависимость эмоций и их выражения………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский  университет)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ? 
 
РЕФЕРАТ 
по дисциплине «Психология»

 

 
Проверил, (доцент)

_____________ /Постовалова А.И./

_______________ 2013 г.

 

Автор работы

студентка группы ЭиУ-187

_______________ /Козлова В.Е./

_______________ 20__ г.

 

Реферат защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

_____________________

_______________ 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1 АФФЕКТЫ……………………………………………..…........................................4

    1. Собственно эмоции……………………………………………………………….5
    2. Чувства……………………………………………………………………………...5
  1. ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА……………………...............6
    1. Эмоции как система……………………………………………………………..…6
    2. Ограничения эмоциональной системы…………………………………………...7
    3. Степени свободы эмоциональной системы……………………………………..8
  2. ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИИ………………………………..….9
    1. Активация эмоций нервной системы……………………………………………9
    2. Причины эмоций……………………………………………………………….…9
  3. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ…………………………………………………...…10
    1. Мимическое выражение эмоций…………………………………………………10
    2. Пантомимика, выражение эмоций голосом……………………………………..12
    3. Взаимозависимость эмоций и их выражения………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………….……………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

У человека эмоции порождают переживания  удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат  к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложно обусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Даже  так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человека продуктом развития, результатом, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс  общения между людьми, приобретают  в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных  жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные  выразительные движения человека –  представляют собой не продукт положительного развития и выполняют в регулировании  его деятельности, в том числе  и познавательной, необходимую и  важную роль.

К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время  принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

 

  1. АФФЕКТЫ

Аффектами называют в современной  психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные  переживания, сопровождаемые резко  выраженными двигательными и  висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его  физического существования, связанными с его биологическими потребностями  и инстинктами. Они могут возникать  также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок.

Одна из особенностей аффектов состоит  в том, что они возникают в  ответ на уже фактически наступившую  ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании  специфического опыта - аффективных  следов, определяющих избирательность  последующего поведения по отношению  к ситуациям и их элементам, которые  прежде вызывали аффект.

Другое свойство аффектов состоит  в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное  состояние, ведет к аккумуляции  аффекта, которая может разрядиться  в бурном неуправляемом аффективном  поведении - "аффективном взрыве".

При сильных аффектах (испуг, большая  радость, гнев, страх) обычный ход  ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с  которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся  в связи с обстоятельством, вызвавшим  аффект. При страхе, горе, гневе возникшие  вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может  разрешаться в бурных действиях  и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

    1. Собственно эмоции

В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более  длительные состояния, иногда лишь слабо  проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение  к складывающимся или возможным  ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо  выраженный идеаторныи характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства.

1.2 Чувства

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого  подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о  некотором объекте - конкретном или  обобщенном, отвлечённом например, чувство любви к человеку, к  родине, чувство ненависти к врагу  и т. п.

 Другая особенность чувств  состоит в том, что они образуют  ряд уровней, начиная от непосредственных  чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме - обобщениями - объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые обряды и социальные акты. Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и , имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.

2 ЭМОЦИИ  И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

2.1 Эмоции  как система

Современная теория представляет эмоциональные  элементы как систему, так как  они взаимосвязаны и динамическими, и относительно стабильными способами. Некоторые эмоции в силу природы  лежащих в их основе врожденных механизмов организованы иерархически. Дарвин  заметил, что внимание может постепенно изменяться, переходя в удивление, а  удивление — «в леденящее изумление», напоминающее страх. Подобно этому, Томкинс доказал, что градиенты стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас, представляют иерархию, где градиент, необходимый для появления интереса, наименьший, а для ужаса — наибольший. Например, новый звук заинтересовывает ребенка. Если при первом предъявлении незнакомый звук будет достаточно громким, он может напугать. Если звук очень громкий и неожиданный, он может вызвать ужас.

Есть и другие факторы, которые  помогают определить эмоции как систему. Так, все эмоции имеют некоторые  общие характеристики. Все эмоции, отличаясь от побуждений, не цикличны: ничто не вызывает интерес, отвращение или стыд два-три раза в день соответственно пищеварению или метаболическим процессам. Все эмоции воздействуют на побуждение и другие системы личности, усиливая или уменьшая различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или горя могут редуцировать или совершенно подавлять сексуальное влечение. Даже поведение, мотивированное гомеостатическими механизмами, постоянно подвергается влиянию таких эмоций, как радость, страх, горе, гнев.

2.2 Ограничения  эмоциональной системы

Томкинс обнаружил, что существуют определенные врожденные ограничения эмоциональной системы и они, в свою очередь, влияют на степень изменения поведения человека. В то же самое время свобода присуща самой природе эмоций и эмоциональной системы

(а) Эмоциональную систему по  сравнению с двигательной человеку трудно контролировать. Эмоциональный контроль, возможно, успешнее достигается с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия.

(б) Эмоции, привязанные к влечениям  и возникающие лишь благодаря  им, ограничены в свободе, например, как в случае, когда радость вызывается только едой.

(в) Существуют ограничения эмоциональной  системы благодаря синдромному характеру ее неврологической и биохимической организации. Когда возникает эмоция, вовлекаются все компоненты эмоциональной системы, причем с очень большой скоростью.

(г) Память о прошлой эмоциональном опыте накладывает другое ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека.

(д) Другое ограничение свободы эмоций может налагаться природой объекта эмоции, как, например, в случае безответной любви.

(е) Эмоциональное общение ограничено  своего рода запретом смотреть в лицо, особенно в глаза, друг другу.

(ж) Другой фактор, ограничивающий  эмоциональное общение, — сложные  взаимоотношения между языком  и эмоциональной системой. Мы  не научены точно выражать свои эмоциональные переживания.

2.3 Степени  свободы эмоциональной системы 

Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы». Хотя большинство людей не достигает точности в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менее способствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

  • Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений.
  • Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены.
  • Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции — продукт ее интенсивности и продолжительности).
  • Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за «вероятности события». Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события.
  • Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций.
  • Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта— мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

3 ПРИЧИНЫ  ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИИ

3.1 Активация эмоций нервной  системы

Активация представляет собой  изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный  процесс, сопровождающийся в своей  кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения  отличаются от тех внутренних и внешних  феноменов, которые их обусловливают  и которые рассматриваются обычно как «причины» или «детерминанты» эмоции.

Информация о работе Что такое эмоции?