Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:55, реферат
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эм
Введение………………………………………………………………………………..3
1 АФФЕКТЫ……………………………………………..…........................................4
Собственно эмоции……………………………………………………………….5
Чувства……………………………………………………………………………...5
ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА……………………...............6
Эмоции как система……………………………………………………………..…6
Ограничения эмоциональной системы…………………………………………...7
Степени свободы эмоциональной системы……………………………………..8
ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИИ………………………………..….9
Активация эмоций нервной системы……………………………………………9
Причины эмоций……………………………………………………………….…9
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ…………………………………………………...…10
Мимическое выражение эмоций…………………………………………………10
Пантомимика, выражение эмоций голосом……………………………………..12
Взаимозависимость эмоций и их выражения………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ?
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология»
Проверил, (доцент)
_____________ /Постовалова А.И./
_______________ 2013 г.
Автор работы
студентка группы ЭиУ-187
_______________ /Козлова В.Е./
_______________ 20__ г.
Реферат защищен
с оценкой (прописью, цифрой)
_____________________
_______________ 2013г.
Челябинск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 АФФЕКТЫ……………………………………………..…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………….……………………16
Введение
Эмоции - психический процесс
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложно обусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.
Даже
так называемые низшие эмоции (эмоции
голода, жажды, страха и т.п.) являются
у человека продуктом развития, результатом,
с одной стороны, и формирования
новых видов эмоций - с другой;
это относится также к
К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок.
Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - "аффективном взрыве".
При сильных аффектах (испуг, большая
радость, гнев, страх) обычный ход
ассоциаций нарушается, сознание бывает
охвачено одним представлением, с
которым связана эмоция, все другие
исчезают, возникновение новых
В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторныи характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства.
1.2 Чувства
Более условным и менее общепринятым
является выделение чувств как особого
подкласса эмоциональных
Другая особенность чувств
состоит в том, что они
2 ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
2.1 Эмоции как система
Современная теория представляет эмоциональные
элементы как систему, так как
они взаимосвязаны и
Есть и другие факторы, которые помогают определить эмоции как систему. Так, все эмоции имеют некоторые общие характеристики. Все эмоции, отличаясь от побуждений, не цикличны: ничто не вызывает интерес, отвращение или стыд два-три раза в день соответственно пищеварению или метаболическим процессам. Все эмоции воздействуют на побуждение и другие системы личности, усиливая или уменьшая различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или горя могут редуцировать или совершенно подавлять сексуальное влечение. Даже поведение, мотивированное гомеостатическими механизмами, постоянно подвергается влиянию таких эмоций, как радость, страх, горе, гнев.
2.2 Ограничения эмоциональной системы
Томкинс обнаружил, что существуют определенные врожденные ограничения эмоциональной системы и они, в свою очередь, влияют на степень изменения поведения человека. В то же самое время свобода присуща самой природе эмоций и эмоциональной системы
(а) Эмоциональную систему по сравнению с двигательной человеку трудно контролировать. Эмоциональный контроль, возможно, успешнее достигается с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия.
(б) Эмоции, привязанные к влечениям и возникающие лишь благодаря им, ограничены в свободе, например, как в случае, когда радость вызывается только едой.
(в) Существуют ограничения
(г) Память о прошлой эмоциональном опыте накладывает другое ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека.
(д) Другое ограничение свободы эмоций может налагаться природой объекта эмоции, как, например, в случае безответной любви.
(е) Эмоциональное общение
(ж) Другой фактор, ограничивающий
эмоциональное общение, —
2.3 Степени свободы эмоциональной системы
Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы». Хотя большинство людей не достигает точности в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менее способствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.
3 ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИИ
3.1 Активация эмоций нервной системы
Активация представляет собой
изменения в нервной системе,
которые порождают