Что такое эмоции?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эм

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1 АФФЕКТЫ……………………………………………..…........................................4
Собственно эмоции……………………………………………………………….5
Чувства……………………………………………………………………………...5
ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА……………………...............6
Эмоции как система……………………………………………………………..…6
Ограничения эмоциональной системы…………………………………………...7
Степени свободы эмоциональной системы……………………………………..8
ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИИ………………………………..….9
Активация эмоций нервной системы……………………………………………9
Причины эмоций……………………………………………………………….…9
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ…………………………………………………...…10
Мимическое выражение эмоций…………………………………………………10
Пантомимика, выражение эмоций голосом……………………………………..12
Взаимозависимость эмоций и их выражения………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые — при ее уменьшении, а некоторые — при достижении, ею устойчивого уровня.

Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим  эмоциям, могут быть генетически  запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное  восприятие действует по-разному  в различном возрасте и на различных  стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать  условия, вызывающие эмоцию.

3.2 Причины эмоций

В дополнение к  проблеме активации встает вопрос о  причинности эмоций в более общем  смысле: что же детерминирует эмоцию? Какие внутренние и внешние явления  и условия вызывают изменения  в нервной системе, ведущие к  возникновению эмоции?

Три типа взаимоотношений субъекта и  окружающей среды и пять типов  индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию эмоции, представлены в следующем списке.

А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию:

  • Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа.
  • Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс).
  • Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе.

Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:

  • Память (как активная, так и испытанная).
  • Воображение.
  • Образное и предвосхищающее мышление.
  • Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности.
  • Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.

4 ВЫРАЖЕНИЕ  ЭМОЦИЙ

4.1 Мимическое  выражение эмоций

Исследование  мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в  эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых  мышц?

Классической  попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное  значение. Мимические движения, возникшие  из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную  форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, улыбка), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь).

Согласно  Дарвину, мимика обусловлена врожденными  механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны  с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным  распознавание эмоций по мимическому  выражению. Оказалось, что теория Дарвина  верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью детерминировано  врожденными факторами. Об этом свидетельствуют  многочисленные наблюдения и экспериментальные  данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек и в какой мере правильно  распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного  выражения эмоций.

Попытки Лэндиса установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).

Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх, смущение и  т. д., но и для тех эмоциональных  состояний, которые определялись так  самими испытуемыми (то есть для тех  случаев, когда последние утверждали, что они испытывали страх, отвращение и т. п.). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого  есть некоторый характерный для  него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот  и т. д.

Представление о том, что по выражению лица можно  судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному  языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения  о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое - восторг. Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.

Таким образом, на формирование мимического  выражения эмоций оказывают влияние  три фактора :

  • врожденные видотипичные мимические схемы сответствующие определенным эмоциональным состояниям;
  • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств подлежащиё произвольному контролю;
  • индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, своиственные только данному индивиду.

4. 2 Пантомимика,  выражение эмоций голосом

Исследования  жестов и голоса выявляют влияние  аналогичных факторов. Так, эксперименты, в которых эмоции определялись по заснятым на кинопленку движениям рук  опытного актера, показали, что уровень  точности оценок является примерно таким  же, как при определении эмоций по выражению лица.

В состоянии эмоционального возбуждения  обычно возрастает сила голоса, а также  значительно изменяются его высота и тембр. Отдельные интонационные  колебания высоты могут охватывать целую октаву.

Неоднократно  предпринимались попытки выявить  при помощи звукозаписи вызываемые эмоциями изменения голоса. Однако в виду множества факторов, от которых  зависят особенности записи, эти  попытки до сих пор не увенчались успехом.

Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретённые - социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития "компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных еди- ниц, актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях,

Иногда  сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса "(можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции  к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности  не издавать слишком сильных звуков.

Что касается движений всего тела - пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую  в ответ на сильный внезапный  раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания (startle pattern).

Некоторые авторы считают, что эта реакция  предшествует собственно эмоциональным  реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более развитые формы носят явный отпечаток со- циальной обусловленности.

4.3 Взаимозависимость эмоций и их выражений

Рассмотренные данные говорят о том, что связь  между эмоциональными процессами и  их выражением (мимическим, вокальным, пантомимическим) является весьма сложной. У новорожденных все эти три  формы реакций характеризуются  слабой организацией. Сравнительно хорошо организованными являются реакции  лицевых мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, например покраснение). По мере развития формируются  определенные комплексы реакций, охватывающие мышцы лица и всего тела. Организация  такого рода реакций носит, по-видимому, врожденный характер (как это следует из наблюдений над слепорожденными). Возможно, что при очень сильных эмоциях организация реакций существенно нарушается; в результате исчезают дифференцированные мимические схемы и возникают сильные сокращения отдельных групп мышц либо некоторые мышцы внезапно перестают действовать, что проявляется в форме специфических гримас, характерных для индивида, но не зависящих от вида переживаемых эмоций (см. эксперимент Лэндиса). Некоторые эмоции связаны с достаточно определенными тенденциями к реакциям, которые хотя спонтанно и не становятся полностью организованными, но под влиянием научения возникают легче, чем другие. Так, эмоция страха способствует, видимо, научению реакции убегания, а эмоция гнева - реакции нападения. Маленький ребенок не умеет ни убегать, ни нападать, но, пo всей видимости, он сравнительно легко научится убегать, когда испытает страх.

Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате выразительные движения приобретают характер специфического "языка", при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно предположить, что  у человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой "природной" связи с той или иной эмоцией.

В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации  и передачи опыта, существует еще  язык выразительных движений, функция  которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует  человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность  пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Изард И. "Эмоции человека" М., 1980.
  2. Леонтьев А. Н. "Потребности, мотивы и эмоции." М., 1971.
  3. Рейковский Я. “Экспериментальная психология эмоций”.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. - 504 с
  5. .  Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.: Просвящение: Владос, 1994.-576 с.
  6. Кэррол Э. Изард, Психология эмоций/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000 г. –464 с.
  7. Гуревич П.С., Психология, Учебное пособие - М.: Знание, 1999 г. – 304 с.
  8. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2001 г. –272 с. 
  9. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. “Мозг и эмоции”, М.. изд-во МГУ,1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Что такое эмоции?