Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:37, контрольная работа
При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Процессы мышления завершают цепь обработки информации поступающей из окружающего нас мира.
1. Дать понятие о мышлении и речи. Раскрыть сущность видов и форм мышления. Показать значение мышления в процессе познания человеком окружающего мира 3
2.Охарактеризовать составляющие опыта: «Знание, умение, навыки и привычки их взаимодействия», показать его особенности и значение в деятельности в сфере обслуживания покупателей 9
3.Раскрыть сущность понятия конфликт. Перечислить типы конфликтов. Описать способы регулирования конфликта и контроля за собственным эмоциональном состоянием 12
4. Список используемой литературы
1. Дать понятие о мышлении
и речи. Раскрыть сущность видов
и форм мышления. Показать значение
мышления в процессе познания
человеком окружающего мира
2.Охарактеризовать
3.Раскрыть сущность понятия
конфликт. Перечислить типы конфликтов.
Описать способы регулирования
4. Список используемой
литературы
1. Дать понятие о мышлении и речи. Раскрыть сущность видов и форм мышления. Показать значение мышления в процессе познания человеком окружающего мира
Мышление – наиболее обобщенная
и опосредствованная форма
Мышление, отражая предметы
и явления действительности, является
высшей ступенью человеческого познания.
При этом, имея своим единственным
источником ощущения, оно раздвигает
границы непосредственного
Виды мышления можно классифицировать по таким понятиям как:
1.1. генезис развития;
1.2. характер решаемых задач;
1.3. степень развернутости;
1.4. степень новизны и оригинальности;
1.5. средства мышления;
1.6. функции мышления.
1.1.По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличии от наглядно-действенного мышления ситуация при данном мышлении преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
1.2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое и практическое.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление – это познание законов и правил.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
1.3. По степени развернутости различают мышление: аналитическое и интуитивное.
Аналитическое (дискурсивное, логическое) мышление - это мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
1.4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.
1.5. По средствам мышления различают мышление: вербальное и наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
1.6. По функциям различают мышление: критическое и творческое.
Критическое мышление связано с построением логических умозаключений и принятием обоснованных решений.
Творческое мышление связано
с открытием принципиально
В психологической науке также различают такие логические формы мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными;
конкретными и абстрактными;
эмпирическими и
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается и опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными и единичными.
Умозаключение - форма мышления,
при которой на основе нескольких суждений
делается определённый вывод.
Умозаключение
- это выведение из одного или нескольких
суждений нового суждения. Исходные суждения,
из которых выводится, извлекается другое
суждение, называют посылками умозаключения.
В процессе мышления человек использует различного рода средства: практические действия; образы и представления; модели; схемы; символы; знаки; язык.
Опора на эти культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность. Наиболее важным средством опосредования мышления является речь и язык. Человеческое мышление – это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом.
В психологической науке речь понимается как система используемых
человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи
информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания, то речь является психологическим процессом формирования передачи мысли средствами языка.
Речь выполняет определенные функции: воздействия; сообщения; выражения; обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Структура речевой деятельности совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Мышления имеет огромное значение в процессе познания человеком окружающего мира. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.
Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая.
2. Охарактеризовать составляющие опыта: «Знание, умение, навыки и привычки, и их взаимодействия», показать его особенности и значение в деятельности в сфере обслуживания покупателей
Манера поведения человека, его взгляды и многие другие психологические проявления в поведении формируются в процессе приобретения человеком жизненного опыта.
В структуру опыта входят такие составляющие, как знания, навыки и умения, а также привычки.
Знания представляют собой преимущественно логическую информацию, зафиксированную в сознании (памяти) человека или хранящуюся в материализованной форме (в его записях, книгах, на электронных носителях и др.). Знания - это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Знания человека об окружающем мире первоначально возникают в виде образов, ощущений и восприятий. Последующая переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания и хранятся в памяти. Главное назначение знаний – это организация и регулирование практической деятельности человека.
Навык – это автоматизированное (доведенное до автоматизма) действие, выполняемое под общим контролем и оценкой сознания (сопровождаемое сознанием).
В процессе формирования навыка выделяются три основных этапа: аналитический, синтетический, автоматизации.
Этап аналитический – это вычленение и отбор отдельных элементов действия.
Этап синтетический – объединение отдельных элементов в одном действии.
Этап автоматизации – многократного повторения действия с целью придания ему необходимой скорости и качества, а также снятия напряжения сознания.
К наиболее важным условиям, обеспечивающим успешность формирования навыка, относится число выполненных действий, их темп, расчленение во времени и знание его нормативных показателей (качественных, количественных, временных). Навык и умения соотносятся как часть и целое: навыки – это специфические (автоматизированные) компоненты умения.
Умения формируются на основе освоенных в предшествующем опыте человека знаний и навыков.
Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание не сопровождает (контролирует и оценивает), а планирует выполнение предстоящего того или иного действия.
Анализ сущностного