Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:33, реферат
Проблема воображения - одна из наименее четко определенных в психологии. Хотя в последние годы заметно возрос интерес к связанным с нею вопросам, в трактовке воображения мы сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, образным мышлением), так и с признанием его самостоятельной деятельностью продуктивно-творческого, конструктивного характера.
Введение ................................................................................................................... 3
1. Характеристика воображения ........................................................................ 4
2. Операции моделирования как механизм воображения ............................... 6
3. Экспериментальное исследование ................................................................. 9
Заключение ............................................................................................................... 16
Литература ................................................................................................................ 18
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет дошкольного образования
Кафедра общей и детской психологии
Реферат по дисциплине
«Детская психология»
ДЕЙСТВИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Выполнила
студентка 212 группы
заочной формы
получения образования
Стельмашенок
Татьяна Юрьевна
Содержание
Введение ..............................
1. Характеристика
воображения ..............................
2. Операции
моделирования как механизм воображения
..............................
3. Экспериментальное
исследование ..............................
Заключение
..............................
Литература
..............................
Введение
Проблема воображения - одна из наименее четко определенных в психологии. Хотя в последние годы заметно возрос интерес к связанным с нею вопросам, в трактовке воображения мы сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, образным мышлением), так и с признанием его самостоятельной деятельностью продуктивно-творческого, конструктивного характера. Существование полярных точек зрения относительно одного и того же процесса свидетельствует о недостаточной изученности феномена воображения. Практически, сегодня психологи могут сказать очень немногое о его природе, механизмах, возможностях формирования и его связях с другими функциями.
Разделяя позицию тех исследователей, которые признают воображение самостоятельной функцией, предлагаем описывать его в терминах моделирования. Сопоставим распространенные характеристики моделирующей деятельности и деятельности воображения в поисках оснований для выдвинутого предположения.
1. Характеристика воображения
Начнем с краткого анализа традиционных представлений о воображении. Чаще всего оно определяется как форма творческой деятельности, сущность которой состоит в переработке во внутреннем плане сознания отраженных реальных связей, отношений объектов и явлений действительности и обнаружении в них новой структуры, смысла, скрытых связей и сторон. Важными характеристиками воображения называются также продуктивность и оригинальность создаваемой продукции. Процесс выработки нового опирается на имеющийся прошлый опыт, элементы которого могут быть по-новому скомбинированы, повернуты к наблюдателю, подчинены иному системообразующему принципу и т. д. Воображение имеет как бы диапазон переработки опытных элементов: его продукт будет тем новее и оригинальнее, чем глубже производимые изменения, чем нетрадиционнее трансформации отраженного материала. Как пишет Э. В. Ильенков, функционирование воображения состоит в постоянном индивидуальном уклонении от уже найденной и узаконенной формы, причем в таком уклонении, которое хотя и индивидуально, но не произвольно - ведь недаром истинно творческая индивидуальная игра воображения рождает отклик у всех". Выражение "новое есть хорошо забытое старое" получает здесь дополнительный смысл: новое есть непознанное, скрытое до времени, но возможное в принципе и существующее в потенции старое. Эту мысль подчеркивал Л. Витгенштейн, говоря, что все, что мы видим, может быть также и другим. В этом смысле любой продукт воображения может быть представлен как диалектическое единство знаемого и незнаемого, истинного и ложного, явного и скрытого, возможного и невозможного, существенного и несущественного, постоянно переходящих друг в друга. И тогда оказывается чрезвычайно важным контекст, система координат, в которых привычно рассматривается существование той или иной вещи. Можно предположить, что вынесение вещи из традиционной для ее существования системы координат и вписывание в другую способно сильно изменить видение этой вещи и дать ей возможность быть другой, оставаясь одновременно той же самой.
Л. С. Выготский, характеризуя воображение, писал, что оно "не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них какие-то новые ряды". Л. М. Веккер предлагал считать воображение тем процессом, природе которого соответствует "психическая реальность, скрывающаяся за разными уровнями экстраполяции, антиципации или вероятностного прогнозирования". Эти и другие определения воображения указывают на его активно-преобразующий, продуктивно-творческий, конструктивный характер.
Но что значит - преобразовывать уже известные связи и отношения, комбинировать, строить новые ряды и пр.? На наш взгляд, это значит воссоздавать реальность (или создавать ее вновь), но на основании иного существенного для нее системо-образующего принципа. Механизм подсказывается самим определением воображения: некое свойство имеющегося образа отрывается от других его свойств и, обретая известную самостоятельность, целостность, как бы бесконтекстность, переносится на иной образ, переструктурируя его, меняя его содержание. Говоря о самостоятельности отчленяемого признака, мы имеем в виду, что вокруг него выстраивается как бы временная, промежуточная целостность, имеющая служебный, посреднический характер. Процедура в целом может быть аналогична поиску Золушки (модели потребного будущего, искомого образа) путем примеривания на ножки многих женщин (исходных, преобразуемых элементов) крохотной хрустальной туфельки (отчлененного признака, существенного для создания новой целостности). Если некое отчлененное свойство существенно для отражаемого в образе объекта, то получится новый образ, для которого это свойство становится как бы порождающим, системообразующим, организующим его свойства в соответствии с потребной субъекту целостностью. Если же свойство несущественно, новый образ не возникает, точнее может появиться новая форма, но не новое содержание.
2.
Операции моделирования как
Что значит отчленить от имеющегося образа свойства и пытаться перенести их на другие? В известном смысле это и значит моделировать.
Обратимся к типичным определениям моделирования. Оно характеризуется чаще всего как оперирование сущностными характеристиками замещаемого объекта, зафиксированными в какой-либо форме (знаковой, образной) с целью получения новой информации об этом объекте. В психологических работах перечисляются функции, которые способно выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности: функция абстрагирования, операциональная функция, функция симультанизации восприятия (Н. Г. Салмина), функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л. И. Айдарова), построения идеализированной предметности и, наконец, эвристическая функция (В. В. Давыдов, А. У. Варданян, Л. М. Фридман и другие). Осуществление всех этих функций предполагает и определенную специфику операционного состава моделирующей деятельности. В воображении, на наш взгляд, реализуется в первую очередь эвристическая функция моделирования, в результате которой может быть создана новая действительность. Оперирование сущностными характеристиками объекта позволяет открыть в нем возможности изменения, совершенствования и развития. Здесь "модели потребного будущего", при усмотрении которых производятся все изменяющие операции,- и есть новые фрагменты действительности, результат обратного воздействия субъекта на мир, усиления себя в этом мире, что, собственно, и является спецификой творческой деятельности.
Возможность раскрыть один из механизмов воображения через операции моделирования представляется нам достаточно перспективной. Мы предлагаем выделять следующий ряд операций воображения при описании его как моделирующей деятельности:
1. Предварительный анализ реальности.
2. Перевод реальности на знаково-символический язык и построение моделей этой реальности, ассимиляция их как фактов своего субъективного опыта (ведь в модели субъект может отразить лишь то, что он знает об отражаемом объекте или явлении).
3. Анализ имеющихся в опыте моделей.
4. Оперирование моделями в соответствии с потребностями субъекта и задачами его деятельности:
4.1. Перенос модели или ее частей из одной (адекватной ей) системы координат в другую (мыслимую как потенциально возможная) с опережающим усмотрением потребного нового целого до уточнения его частей и деталей.
4.2. Усмотрение в исходной модели
элементов (свойств, признаков), воспринимаемых
как целые внутри целого, как
разнородные с ней, и снятие
этих элементов с
4.3. Привнесение в рабочую модель
ранее не присущего оригиналу
свойства с изменением ее
4.4. Вторичное оперирование с
уже измененной моделью с
5. Проверка созданной модели
на устойчивость и
Таким образом, в целом работа воображения предстает как поочередное развертывание и свертывание качественных характеристик создаваемой и имеющихся ранее моделей, постоянное превращение модели то в разнородную, то в однородную, то в сукцессивную, то в симультанную. Думается, что названные операции могут быть реализованы как все вместе в едином процессе, так и по отдельности в зависимости от задач субъекта и деятельности, в которую включено воображение.
Главное состоит в том, чтобы привносимое или отчленяемое свойства были существенны для трансформируемой модели. В противном случае мы можем столкнуться с парадоксом, о котором писал еще Д. Юм: можно представить себе "добродетельную лошадь" - достаточно представить себе "добродетель", и это представление прикрепить к фигуре лошади! Иными словами, несущественные признаки создают видимость изменения формы, но совсем не в состоянии "слить" содержания, сделать содержание новым.
3. Экспериментальное исследование
Описанный механизм мы попытались проверить в экспериментальной работе с детьми 6-7 лет. Основной задачей для нас была проверка предположения: возможно ли описывать воображение дошкольника как моделирование в том (полном или разрозненном) составе операций, который назван выше? С этой целью мы предлагали детям разработанную нами экспериментальную задачу "Волшебные превращения" на материале графической деятельности (чтобы изучаемый процесс был вынесен во внешний план).
Сначала мы беседовали с детьми, чтобы выяснить, верят ли они в возможность волшебных превращений, и навести их на мысль о постепенности, стадиальности превращения одного в другое. За небольшим исключением все испытуемые признают, что волшебники существуют. Взмахивая волшебной палочкой и произнося соответствующие заклинания, они могут превратить одно в другое. На примере превращения мухи в слона мы подводили детей к мысли, что каждому взмаху волшебной палочки соответствуют какие-то изменения, и если остановить волшебство в середине процесса, то можно увидеть нечто, что одновременно является и мухой и слоном, но в то же время - не тем и не другим, точнее, уже не тем, но еще и не другим. В зависимости от того, на каком взмахе прервано превращение, в промежуточном объекте может быть "больше мухи" или "больше слона".
Договорившись таким образом с ребенком, мы предлагали ему, вообразив себя учеником волшебника, совершить серии волшебных превращений с интервалом в 1-3 дня: 1) слона превратить в зайца, 2) собаку - в курицу, 3) чайник - в жирафа, 4) пароход - в самолет, 5) лошадь - в человека, 6) колосок - в буханку хлеба, 7) гусеницу - в бабочку. Выбор объектов превращения связан с дополнительной исследовательской задачей - проследить, какие превращения осуществляются детьми легче: живого в живое, живого в неживое, неживого в живое, живого в человека или превращения, являющиеся классическими примерами диалектики.
В качестве экспериментального материала мы использовали набор, включающий семь карточек из плотной бумаги, разделенных на четыре клетки. В первой клетке изображался исходный объект, подлежащий превращению с помощью волшебных операций, в четвертой клетке изображался объект-результат (новое целое, модель потребного будущего), а вторую и третью клетки, оставленные пустыми, надо было заполнить самому ребенку стадиями превращения. Изображения были выполнены в цвете с акцентированием несхожих признаков (например: уши слона висят - уши зайца стоят, слон большой - заяц маленький, четыре лапы у собаки - две ноги у курицы и т. д.). Эксперимент проводился индивидуально, каждый ребенок получал свой набор карточек.
В инструкции мы предлагали детям с помощью цветных карандашей и фломастеров изобразить две стадии превращения, по возможности комментируя свои рисунки (что исчезает, что появляется, что можно изменить, а что нельзя и что в связи с этим происходит с трансформируемыми объектами). Мы специально старались убедить детей, что речь идет не о превращении картинок (изображений друг в друга), а о превращении настоящих животных и предметов в другие. Эту же цель преследовала наша предварительная беседа - превращение мухи в слона мы осуществляли вместе с ребенком на вербальном, а не на графическом уровне, чтобы по возможности избежать оперирования изображениями.
Строя рабочую гипотезу, мы предположили, что дети продемонстрируют при выполнении задания названный операциональный состав моделирующего механизма воображения (в виде единичных операций). Помимо этого мы допустили, что у наших испытуемых операции воображения несовершенны в силу общей специфики познавательных процессов дошкольника, в частности, его ориентации на отдельные, броские, наглядные, конкретные признаки. Это может привести к тому, что дети будут опираться на изменение отдельных признаков без последующего изменения всего целого, а кроме того - не столько на признаки самих изменяемых объектов, их сущностных характеристик, сколько на признаки их изображений, заданные в ограниченной экспериментальной ситуации (и конечно же, только внешние и неполные). Чтобы проследить, в какой мере ребенок имеет в виду реальные объекты, а не их изображения, мы и предлагали превращения колоска в хлеб, а гусеницы в бабочку.
Испытуемыми были 80 детей 6- 7 лет из подготовительных групп детских садов. Полученные результаты в целом подтвердили выдвинутую гипотезу как относительно возможности описывать один из механизмов воображения через операции образного моделирования, так и относительно недостаточного владения ими старшими дошкольниками. Обратимся к анализу экспериментальных результатов.
Информация о работе Действие моделирования как условие развития воображения