Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:33, реферат
Проблема воображения - одна из наименее четко определенных в психологии. Хотя в последние годы заметно возрос интерес к связанным с нею вопросам, в трактовке воображения мы сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, образным мышлением), так и с признанием его самостоятельной деятельностью продуктивно-творческого, конструктивного характера.
Введение ................................................................................................................... 3
1. Характеристика воображения ........................................................................ 4
2. Операции моделирования как механизм воображения ............................... 6
3. Экспериментальное исследование ................................................................. 9
Заключение ............................................................................................................... 16
Литература ................................................................................................................ 18
1. Обнаружилось, что часть детей,
приняв на словах задачу, фактически
не справлялись с ней, заполняя
вторую и третью клетки
2. Часть детей, удовлетворительно
справившись с первыми пятью
сериями, по такому же принципу
пытались осуществить и
3. Все дети, справившиеся с заданием, показали операции вычитания и сверхдополнения признаков, но во всех случаях дети оперировали не сущностными характеристиками реальных объектов, а их экспериментальными изображениями (за исключением шестого и седьмого диалектических превращений). Изменяя один признак, дети не приводили в соответствие с ним другие (плохо освоена операция балансировки), так как не допускали возможной "жизнеспособности" промежуточного объекта. Даже меняя сразу несколько признаков, дети не рассматривали их комплексно, в системе. Кстати, дети с неохотой соглашались, чтобы изображение "ожило" на той стадии, где остановилось превращение, а приняв все-таки предложение экспериментатора, не могли устранить возникшие в результате трансформаций противоречия и нелепости.
4. Типичным способом решения
было изменение на первом ходу
двух-трех признаков, на втором -
остальных, а иногда и частичное
возвращение снятых ранее
5. Рассмотрение типичных
Превращение неживого в живое (чайника в жирафа) оказалось особенно привлекательным для всех детей, считавших почему-то, что у жирафа с чайником есть изначальная схожесть. Здесь мы получили 64 (80 %) результативных превращений и самые интересные комментарии. Типичное решение было следующим. На первом ходу у чайника "прорастали" четыре ноги, происхождение которых почти все дети считали нужным объяснить так: если чайник электрический, то у него есть четыре ножки ("пупочки"), из которых путем удлинения появляются ноги жирафа, а сами "пупочки" становятся копытцами. На ручке чайника (из самой "держалки", по комментариям детей) появлялись маленькие ушки (рожки), из носика - хвост или шея и т. д. На втором ходу из крышки чайника получалась голова, хвост перемещался в нужную сторону (чайник и жираф изначально были ориентированы в противоположные стороны), на шее подрисовывалась гривка, исчезал узор с корпуса чайника, но форма туловища в виде чайника сохранялась.
Отметим, что в двух первых превращениях дети чаще действовали вычитанием и заменой признаков. Здесь же типичным было их сверхдополнение. Если в предыдущих случаях уже на первом ходу мы имели дело с измененным объектом, то тут на первом и даже втором ходах чайник оставался все еще самим собой, но со сверхпризнаками, сверхдополнениями.
Превращение неживого в неживое (парохода в самолет) дало типичную операцию, обозначаемую в учебниках психологии как агглютинация. Это была единственная задача (видимо, это связано с неудачным подбором объектов трансформации), где промежуточные объекты чаще всего составлялись механическим соединением половины парохода и половины самолета. Из полученных 64 (80 %) превращений 58 (90,6 %) были выполнены именно этим способом. В комментариях присутствовали апелляции к возможным реальным ситуациям: отслуживший пароход, объясняли дети, можно разобрать на детали и использовать их при постройке самолета. На первом ходу обычно к пароходу добавлялось крыло самолета (решающий, по мнению всех детей, признак), на втором ходу половина (обычно передняя) парохода заменялась передней половиной самолета с подрисовыванием хвостовой части. Для промежуточных объектов часто оставлялись волны, и дети объясняли их необходимость тем, что это амфибия или вездеход, передвигающийся в воздухе, на суше и по морю.
Превращение лошади в человека мы предлагали детям с тайным намерением увидеть способ создания знаменитых кентавров. И здесь также проявился описанный механизм воображения как образного моделирования. На первом ходу все дети пририсовывали к корпусу лошади человеческую голову (решающий, по их мнению, признак), пытаясь разрешить проблему шеи и будущих рук. На втором ходу дорисовывались руки, убирались "остатки" передней части лошади, маскировался шов. Из выполненных 62 (77,5 %) превращений все оказались кентаврами.
Диалектические превращения (колоска в хлеб; гусеницы в бабочку) дали интересный материал для анализа. Было получено 50 и 43 превращения (62,5 и 53,8 % от числа возможных).
Из них 31 ребенок (62 %) воспроизвел стадии муки и теста с соответствующими комментариями и 27 (62,7 %) детей вспомнили о существовании куколки. Остальные дети пытались применить тот же механизм, которым пользовались в предыдущих сериях: превращением одного изображения в другое путем вычитания или сверхдополнения признаков. Следовательно, реальные знания в значительной степени влияют на воображение: чем более определена в информационном смысле ситуация, тем вероятнее ребенок начинает использовать мышление, а не воображение, и наоборот, чем выше дефицит информации, тем вероятнее использование воображения. В нашем эксперименте нам удалось получить подтверждение этому.
Заключение
Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы.
1. Предлагаемое рассмотрение
2. Во всех экспериментальных
задачах дети в той или иной
мере продемонстрировали
3. Легче всего дошкольникам
4. В дошкольном возрасте
5. Воображение дошкольника
6. Дополнительных исследований
требует вопрос об
7. Воображение свободнее
Мы отдаем себе отчет, что экспериментальная ситуация лишь приблизительно, с известными ограничениями способна воспроизвести реальное функционирование воображения. Тем не менее полученные данные позволяют считать графическую деятельность допустимой при исследовании воображения.
Экспериментальные данные свидетельствуют о необходимости специальной работы по стимулированию и активизации детского воображения с использованием операций моделирования (вычитания, сверхдополнения, балансировки признаков), предлагаемых в данном исследовании. Резервные возможности воображения очевидно шире, чем те, которые используются сейчас на занятиях в дошкольных учреждениях.
Литература
1. Веккер, Л. М. Психические процессы. - Л., 1981. – 329 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1991 – 93с.
3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М.,1997. - 176 с.
4. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,1984 – 128 с.
5. Вопросы психологии / Ред. Е.В. Щедрина. – 1993. – №3 июль-август 1993. – с. 24-39.
6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., Педагогика, 1986 - 223 с.
Минск 2014
Информация о работе Действие моделирования как условие развития воображения