Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:02, контрольная работа
Педагогами, психологами, медиками и социологами была выделена группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к общению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены в особую категорию – дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети с задержкой психического развития.
Классификация ЗПР
ЗПР конституционного происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения.
ЗПР психогенного происхождения.
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенности высшей психической деятельности детей с ЗПР
Отличие ЗПР от умственной отсталости.
Особенности педагогических подходов в воспитании детей с ЗПР.
Литература.
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Контрольная работа
по дисциплине «Специальная психология»
Выполнила: Грачева Ю.А.
гр. 17 ДО
Проверила: преподаватель
Кручко Г.В.
Оценка:
Рецензия:
Содержание
Дети с задержкой психического развития.
Литература.
Дети с задержкой психического развития
Педагогами, психологами, медиками и социологами была выделена группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к общению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены в особую категорию – дети с задержкой психического развития (ЗПР).
М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяет два основных типа ЗПР:
К.С. Лебединская предложила
Гармонический инфантилизм.
Его происхождение нередко
Она обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. Значительная роль в развитии данного типа ЗПР принадлежит стойкой астении, которая снижает общий и психический тонус детей. У таких детей нередко отмечается задержка эмоционального развития, обусловленная неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений.
Она проявляется на фоне
неблагоприятных условий
Кроме прочего патологическое
развитие личности по
Возможно аномальное развитие личности ребенка в неблагоприятных условиях воспитания, обусловленных гиперопекой по типу «кумира семьи». В подобных условиях изнеживающего воспитания детям не прививают черты самостоятельности, ответственности, инициативности. Таким детям характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на помощь и опеку.
Встречается чаще других. Она негативно проявляется в формировании эмоционально-волевой и познавательной деятельности детей. Такой тип ЗПР чаще бывает обусловлен негрубой органической недостаточностью нервной системы. Причинами может стать:
- патология беременности (токсикозы, инфекции, травмы);
- недоношенность;
- травмы при родах;
- токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.
Признаки
неблагополучного развития
По эмоциональному
фону выделяют два вида
- неустойчивый, с психомоторной
расторможенностью,
- тормозимый, с преобладанием пониженного фона настроения, боязливостью.
Для ЗПР
церебрально-органического
В зависимости от происхождения и от времени воздействия на организм вредоносных факторов, ЗПР дает различные отклонения в эмоционально-волевой и познавательной сфере. Были выделены общие для ЗПР различной этиологии черты: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная несформированность игровой деятельности.
Дети с ЗПР имеют
снижение готовности к
У детей с ЗПР
низкий уровень
Дети с ЗПР
отличаются от сверстников
Внимание.
Внимание, столь необходимое для благополучного присвоения полезных ЗУНов, недостаточно развивается у детей с ЗПР и характеризуется:
- неустойчивостью;
- большой отвлекаемостью;
- недостаточной
Восприятие.
Восприятие тетей с ЗПР имеет, как правило, достаточно низкий уровень развития. Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия детей с ЗПР, что приводит к недостаточности, ограниченности, фрагментарности их знаний об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счет бедности опыта, хотя и сама эта бедность обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений.
Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, так как формирование целостного образа предмета – это результат сложного взаимодействия ощущений, уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Видимо, эти взаимодействия и нарушаются у детей с ЗПР, поскольку эти дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе или представленных в контурных либо схематических изображениях, особенно если они перевернуты или перекрывают друг друга.
У детей
с ЗПР отмечается наиболее
длительный период переработки
сенсорной информации. Информацию
дети с ЗПР воспринимают и
перерабатывают замедленно. Замедленные
процессы переработки
Особенности
восприятия детей с ЗПР
Особо
следует отметить недостатки
пространственного восприятия, которое
формируется в процессе сплошно
Для
более полного восприятия
Память.
У детей с ЗПР страдают все виды памяти; непроизвольная и произвольная, кратковременная и долговременная, отсутствует умение использовать дополнительные средства для запоминания. В дошкольный период развития детей важную роль играет непроизвольная память, так как на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких познавательных результатов. Но с началом целенаправленного обучения детей еще в дошкольный период, значимость приобретает произвольная память, которая становится целенаправленной и сознательно регулируется деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению информации. Продуктивность произвольного запоминания зависит от характера, содержания и направленности деятельности ребенка, в ходе которой осуществляется запечатление материала. Установлено, что в одних и тех же условиях развития нормально развивающиеся дети и дети с ЗПР запоминают неодинаково. Дети с ЗПР овладевают учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом, чем нормальные дети.
Учитель
должен помнить о
- посредством усиления мотивации
- путем сосредоточения внимания учащихся на задании.
Продуктивность
произвольной памяти зависит
еще и от активности ребенка
при воспроизведении.
В педагогической
работе с детьми с ЗПР важное
значение имеет обучение их
необходимым рациональным прием
Мышление.
Все исследователи клинических проявлений ЗПР отмечают, что у этих детей есть недостатки и в мыслительной деятельности.
По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей дошкольного возраста напоминают «почемучек» - задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных. Одни из них вообще не задают вопросы, они медлительные, пассивные, с замедленной речью; другие задают вопросы, которые касаются лишь внешних свойств предметов и явлений.