Дети с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Педагогами, психологами, медиками и социологами была выделена группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к общению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены в особую категорию – дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Содержание работы

Дети с задержкой психического развития.
Классификация ЗПР
ЗПР конституционного происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения.
ЗПР психогенного происхождения.
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенности высшей психической деятельности детей с ЗПР
Отличие ЗПР от умственной отсталости.
Особенности педагогических подходов в воспитании детей с ЗПР.
Литература.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации                                                        Агентство образования администрации  Красноярского края                                                          Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального  образования (среднее специальное учебное заведение)                                                                                        «Красноярский педагогический колледж № 2»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Специальная психология»                           

 

 

 

Выполнила: Грачева Ю.А.  

 гр. 17   ДО

  Проверила:  преподаватель

Кручко Г.В. 

 

Оценка:

Рецензия:

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Дети с задержкой психического развития.

  1. Классификация ЗПР
  2. ЗПР конституционного происхождения.
  3. ЗПР соматогенного происхождения.
  4. ЗПР психогенного происхождения.
  5. ЗПР церебрально-органического происхождения.
  6. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
  7. Особенности высшей психической деятельности детей с ЗПР
  8. Отличие ЗПР от умственной отсталости.
  9. Особенности педагогических подходов в воспитании детей с ЗПР.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с задержкой  психического развития

 

    1. Классификация ЗПР

Педагогами, психологами, медиками и социологами была выделена группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к общению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены в особую категорию – дети с задержкой психического развития (ЗПР).

М.С. Певзнер и Т.А. Власова  выделяет два основных типа ЗПР:

  1. ЗПР на основе неосложненного психического и психофизического инфантилизма, возникающая вследствие вредных воздействий на ЦНС во время беременности и на ранних этапах жизни. Ведущим психопатологическим синдромом у этих детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, как следствие – отсутствие познавательного интереса. Познавательная деятельность таких детей характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Однако такая форма более благоприятная и не требует применения специальных методов обучения.
  2. ЗПР на основе осложненного инфантилизма, астенических и церебрастенических состояний организма, которые могут возникать вследствие влияния патогенных факторов. Трудности обучения таких детей связаны с истощаемостью их нервной системы, быстрой утомляемостью, нарушением работоспособности. ЗПР, наблюдаемая при церебрастенических расстройствах более стойкая и нуждается в психолого-педагогической коррекции и лечебных мероприятиях.

           К.С. Лебединская предложила этиопатогенетическую  систему ЗПР. Ее типы могут быть осложнены рядом болезненных признаков – соматических, энцефалопатических, неврологических, и имеет структуру, особенности и этиологию.

 

    1. ЗПР конституционного происхождения.

Гармонический инфантилизм. Его происхождение нередко может  быть связано с негрубыми обменно-трофоческими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни. Эмоционально-волевая сфера таких детей находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста. Им характерна эмоциональная мотивация поведения, яркость эмоций, легкая внушаемость. Проявляется незрелость мотивационной сферы и личности в целом.

 

    1. ЗПР соматогенного происхождения.

Она обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. Значительная роль в развитии данного типа  ЗПР принадлежит стойкой астении, которая снижает общий и психический тонус детей. У таких детей нередко отмечается задержка эмоционального развития, обусловленная неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений.

 

    1. ЗПР психогенного происхождения.

Она проявляется на фоне неблагоприятных условий воспитания детей, чаще обусловленных гипоопекой  и ведет сначала к нарушениям вегетативных функций, а затем психического и эмоционального развития. В дальнейшем у таких детей проявляются аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости, черты патологической незрелости в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости, и, как следствие, недостаток знаний.

        Кроме прочего патологическое  развитие личности по невротическому  типу наблюдается тогда, когда  родители проявляют грубость, жестокость  к ребенку и другим членам семьи. Таким образом, формируется личность робкая, боязливая, недостаточно самостоятельная, нерешительная.

      Возможно  аномальное развитие личности  ребенка в неблагоприятных условиях воспитания, обусловленных гиперопекой по типу «кумира семьи». В подобных условиях изнеживающего воспитания детям не прививают черты самостоятельности, ответственности, инициативности. Таким детям характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на помощь и опеку.

 

    1. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Встречается чаще других. Она негативно проявляется в  формировании эмоционально-волевой  и познавательной деятельности детей. Такой тип ЗПР чаще бывает обусловлен негрубой органической недостаточностью нервной системы. Причинами может стать:

- патология беременности (токсикозы, инфекции, травмы);

- недоношенность;

- травмы при родах;

- токсико-дистрофирующие  заболевания первых лет жизни.

       Признаки  неблагополучного развития таких  детей проявляются в течение  всего дошкольного периода: запаздывают формирования ходьбы, речи, этапов игровой деятельности. Эмоционально-волевая незрелость таких детей представлена органическим инфантилизмом. У них отсутствует живость и яркость эмоций, проявляется слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. В игровой деятельности проявляются бедность воображения, монотонность.

     По эмоциональному  фону выделяют два вида органического  инфантилизма:

- неустойчивый, с психомоторной  расторможенностью, импульсивностью;

- тормозимый, с преобладанием пониженного фона настроения, боязливостью.

    Для ЗПР  церебрально-органического происхождения  характерны нарушения познавательной  деятельности, обусловленные недостаточностью  памяти, внимания, инертностью психических  процессов, пониженной переключаемостью. Проявляется недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, опорно-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной, кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. У таких детей нередко отмечается плохая ориентировка в «правом-левом», затруднения в различении сходных изображений.

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

В зависимости от происхождения  и от времени воздействия на организм вредоносных факторов, ЗПР дает различные отклонения в эмоционально-волевой и познавательной сфере. Были выделены общие для ЗПР различной этиологии черты: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная несформированность игровой деятельности.

      Дети с ЗПР имеют  снижение готовности к школьному  обучению. Задержка психического развития приводит к тому, что детям трудно принимать и выполнять требования дисциплины, но в то же время они прекрасно чувствуют себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной организованной деятельности. При этом высшие формы игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

      У детей с ЗПР  низкий уровень работоспособности,  быстрая утомляемость, объем и  темп работы ниже, чем у нормального  ребенка. Дети с ЗПР затрудняются в организации собственной целенаправленной деятельности, как правило, они быстро утомляются и прекращают выполнять начатую деятельность.

       Дети с ЗПР  отличаются от сверстников большей  наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, низким уровнем самоконтроля. Такие дети имеют большую склонность к конфликтам со сверстниками. На учебных занятиях дети с ЗПР могут осознавать свою несостоятельность. У них может возникнуть чувство  неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

 

    1. Особенности высшей психической деятельности детей с ЗПР

Внимание.

Внимание, столь необходимое для  благополучного присвоения полезных ЗУНов, недостаточно развивается у детей  с ЗПР и характеризуется:

- неустойчивостью;

- большой отвлекаемостью;

- недостаточной концентрированностью  на объекте. У детей с ЗПР  нет готовности к решению познавательных  задач, так как нет особой  сосредоточенности и собранности.

Восприятие.

Восприятие тетей с ЗПР имеет, как правило, достаточно низкий уровень развития. Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия детей с ЗПР, что приводит к недостаточности, ограниченности, фрагментарности их знаний об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счет бедности опыта, хотя и сама эта бедность обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений.

     Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, так как формирование целостного образа предмета – это результат сложного взаимодействия ощущений, уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Видимо, эти взаимодействия и нарушаются у детей с ЗПР, поскольку эти дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе или представленных в контурных либо схематических изображениях, особенно если они перевернуты или перекрывают друг друга.

      У детей  с ЗПР отмечается наиболее  длительный период переработки  сенсорной информации. Информацию  дети с ЗПР воспринимают и  перерабатывают замедленно. Замедленные  процессы переработки информации, поступающие через органы чувств, являются существенным недостатком восприятия детей с ЗПР.

      Особенности  восприятия детей с ЗПР обусловлены  нарушением функции поиска; если  ребенку заранее неизвестно, где  находится нужный предмет, то  его бывает трудно обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность  опознания не позволяет ребенку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность.

      Особо  следует отметить недостатки  пространственного восприятия, которое  формируется в процессе сплошного взаимодействия зрения, двигательного анализатора  и  осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долго оказывается неполноценным.

      Для  более полного восприятия ребенок  с ЗПР нуждается в наглядно-практической  опоре и предельной развернутости  инструкций.

 

 

 

Память.

У детей с ЗПР страдают все виды памяти; непроизвольная и произвольная, кратковременная и долговременная, отсутствует умение использовать дополнительные средства для запоминания. В дошкольный период развития детей важную роль играет непроизвольная память, так как на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких познавательных результатов. Но с началом целенаправленного обучения детей еще в дошкольный период, значимость приобретает произвольная память, которая становится целенаправленной и сознательно регулируется деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению информации. Продуктивность произвольного запоминания зависит от характера, содержания и направленности деятельности ребенка, в ходе которой осуществляется запечатление материала. Установлено, что в одних и тех же условиях развития нормально развивающиеся дети и дети с ЗПР запоминают неодинаково. Дети с ЗПР овладевают учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом, чем нормальные дети.

      Учитель  должен помнить о недостаточной  продуктивности непроизвольной  памяти и специально активизировать  познавательную деятельность школьников  с ЗПР. Такая активизация может  достигаться различными путями, в том числе:

- посредством усиления мотивации;

- путем сосредоточения  внимания учащихся на задании.

    Продуктивность  произвольной памяти зависит  еще  и от активности ребенка  при воспроизведении. Внутреннее  напряжение, усилие, стремление припомнить  отчетливо проявляются у нормальных  детей. Дети с ЗПР проявляют себя иначе. Им более свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность, медлительность, вялость.

      В педагогической  работе с детьми  с ЗПР важное  значение имеет обучение их  необходимым рациональным приемам запоминания (группировка слов, картинок, установление связей).

Мышление.

Все исследователи клинических  проявлений ЗПР отмечают, что у  этих детей есть недостатки и в  мыслительной деятельности.

По сравнению с нормальными  детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей дошкольного возраста напоминают «почемучек» - задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных. Одни из них вообще не задают вопросы, они медлительные, пассивные, с замедленной речью; другие задают вопросы, которые касаются лишь внешних свойств предметов и явлений.

Информация о работе Дети с задержкой психического развития